Файл: Курсовая работа по модулю Теоретикометодический модуль студента заочной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве обязательного элемента занятия мы рассматриваем личный опыт и размышления ребенка по теме обсуждения. На наш взгляд, очень важно, чтобы всем учащимся была предоставлена возможность высказать свое мнение: это формирует уверенность в себе, позитивное отношение к себе, показывает командную направленность и мнение. При работе над проблемами культурной сферы младших школьников необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. Важно научить ребенка рассматривать интересы и потребности других, как отражение его личного опыта

Для формирования культурного поля необходимо осознанное прохождение процесса обучения. Таким образом, педагог должен давать знания, благодаря которым, младший школьник сформирует у себя представление о смысле нравственных качеств, о необходимости их и преимуществах в овладении ими.

Библиографический список

  1. Аничков Е.В. Эстетика / Е.В. Аничков. – Санкт–Петербург: Лань, 2017. – 51 с.

  2. Анохина Е.Ю. Духовно–нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно–методическое пособие / А.Ю. Анохина. – М.: Флинта, 2017. – 210 с.

  3. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.

  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович – М. Воронеж, МОДЭК, 1999. – 368 с.

  5. Божевич Л.И., О нравственном развитии и воспитании детей, вопросы психологии / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015 – 456 с.

  6. Горьков Е.Н., Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: метод рекомендации. – М.: Дрофа, 2015–365 с.

  7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2015. – 224 с.

  8. Бондаревская Е.Е. Ценностные основания личностно–ориентированного воспитания/ Е.Е. Бондаревская//Педагогика -1995- № 4. С. 17–29.

  9. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 129.

  10. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка / Л.С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 1991. – № 4. – С. 5–18.

  11. Воюшина М.П. Культурное поле школьника как объект метаметодического исследования // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик: материалы Второй Всероссийскогй научно–практической конференции 1–2– декабря 2004 года. – СПб.: Изд–во «Сударыня», 2005. С.9–13.

  12. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.

  13. Воюшина М. П., Петрова С. И. Диагностика процесса становления культурного поля школьника на уроке литературного чтения // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик: Материалы VIII Всероссийской научно– практической конференции 7–8 декабря 2010 г. / под ред. д–ра пед. наук Е. П. Суворовой. СПб.: РГПУ, 2011. – С. 32–40.

  14. Каган М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган //Философия. – СПб. : 1997 – № 12. – С.31.

  15. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. – М. : 2006. – 201 с

  16. Карнеев О.А. Изучение особенностей личности учащихся /О.А. Карнеев // Вестник образования. – 2012. – №3. – С. 28–35.

  17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова // Психологические особенности формирования личности школьника – М. : Педагогика, 1988. – 220 с.

  18. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников / В.И. Максакова // Методическое пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

  19. Петрова С.И. Формирование культурного поля младшего школьника на уроках литературного чтения. / Петрова СИ. //Педагогическое обозрение.(Материалы из опыта работы педагогов Адмиралтейского района / Под ред.В.А.Гаран. – СПб.: НМЦ Адмиралтейского района, 2005. – С. 59 – 63.

  20. Петрова С.И. Формирование культурного поля младшего школьника в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения. / С.И.Петрова // Известия Российского педагогического университета им. А.И.Герцена. №32 (70): (Педагогика и психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – 188 с.С.137– 143.

  21. Тиманова О.И. Детская литература в контексте культуры. – СПб.: Питер, 2016.

  22. Чернышева Л.Н. Чтение как компонент духовно–нравственного развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышова //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.– 2012.– №4.– С. 76



Приложение 1

Размышляем о жизненном опыте. Вопросы.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

 

а) обойду, не потревожив;

 б) отодвину и пройду;

 в) смотря какое будет настроение.

 2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу,

Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а)  сочувствую, конечно, но что поделаешь в паше трудное время;

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в)  не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6.Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9  Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а)  найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создавать нечто ценное на земле.

10.Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?

а) по России;

б) по экзотическим странам;

в) по одной из ведущих развитых стран.

11.Вы пришли на субботник и видите, что пес орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а)  проболтаюсь немного, потом видно будет

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать  присутствующих;  


в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пес с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?


а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений..

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?  

а) отдаю — здоровье дороже; 

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете? 

а) о новогодних подарках; 

б) о каникулах и свободе; 

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни? 

а) она мне нужна для танцев; 

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна..

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

 б) ненужных мне книг у меня нет;

 в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.