Файл: Рубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 676

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

150

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

151












Слова

Рисунки

Объяснения больного

Воспроиз-










ведение




Рисует

Фрукты — смотришь, видишь







вишни

фрукты, это уже развитие, чувст-










вуешь вишенки.




Счастье

Голова

Скушаешь что-нибудь хорошень-









кое или конфетку — это уже










счастье. Вот я к вам пришла —










это уже счастье.




Ядовитый

Не рисует

Это когда человек злой? Когда у




вопрос




него нет ничего?




Разлука

Стол

Стол — я сижу за столом одна,

Одино-







это разлука, сидишь одна со свои-

чество







ми мыслями, со своими думами —










значит, разлука.








Рис. 24. Конкретные, но неадекватные по содержанию связи

Литература

Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления. — В сб.: Новое в учении об агнозии, апраксии и афазии. М., 1934.

3 е й гар н и к Б. В. Нарушения мышления у психически больных. М., 1958.

3 е й гар н и к Б. В. Патология мышления. М., 1962.

Воспроизведение рассказов

1. Методика применяется для исследования понимания и
запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи
испытуемых.

2. Для проведения опытов экспериментатор должен заготовить
значительное количество (10—15) текстов, напечатанных на
машинке и наклеенных на картонки, а также написанных очень
крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты
разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы,
имеющие иносказательный смысл либо подтекст, представляющие
возможность последующего обсуждения. Несколько примеров таких
рассказов приведены в приложении в конце книги.

3. Порядок проведения пробы может быть различен. Текст
может быть прочитан исследуемому экспериментатором, либо
исследуемый сам может читать текст. Можно попросить иссле­
дуемого рассказать текст устно, а можно предложить ему записать
свой пересказ. От способа предложения меняется психологическая
трудность задачи; выразительное, правильное чтение экспери­
ментатора облегчает исследуемому понимание смысла рассказа,
но для восприятия «на слух» необходимо большее напряжение,
большая устойчивость внимания. При самостоятельном же чтении
текста больному легче компенсировать недостатки внимания; он
может повторно перечесть несколько строк, вернуться к отрывку,
прочитанному в первый раз недостаточно внимательно. И на­
против, осмысление текста при самостоятельном чтении несколько
труднее. Небезразличен для больного и способ воспроизведения;
рассказать текст, конечно, гораздо легче, чем изложить его пись­
менно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно с
помощью магнитофона или рукописно. Возможно множество
вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание
может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение,
т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа. Наи­
больший интерес представляет методика обучающего эксперимента,
применяемая в тех случаях, когда больной никак не может усвоить
содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает
многократно повторять рассказ, стараясь всеми возможными
способами довести его содержание до сознания больного. Анализ
средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет
судить о причинах и степени нарушения познавательных процессов.




152
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

4. Некоторые больные (чаще всего больные шизофренией) при воспроизведении рассказов вплетают свои бредовые идеи или истолковывают содержание рассказов как обидные намеки на события собственной жизни. В таких случаях судить о возможности понимания и запоминания текста трудно. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Б. П. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.

Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в заме­не одних действующих лиц рассказа другими, в слиянии и смеше­нии событий двух разных рассказов, а также в искажении обстоя­тельств — при сравнительно метком понимании подтекста, — наблюдаются у больных, страдающих сосудистыми и иными орга­ническими заболеваниями мозга. Таков, например, пересказ больной с опухолью головного мозга: «Галка решила познакомиться поближе с жизнью голубей: она выкрасилась в белый цвет и прилетела в голубятню. Ее встретил голубь и спросил, что она хочет. Она ответила, что она хочет кушать; голубь накормил ее, и она захотела улететь домой. В это время подполз муравей и укусил галку за ногу».

Некоторые больные заявляют, что забыли рассказ и ничего не могут воспроизвести, хотя при наводящих вопросах и небольшой помощи обнаруживается, что они поняли и запомнили все су­щественное. Большую помощь этим больным может оказать по­вторное чтение текста.

Иногда при воспроизведении текста больные допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту, излагают обстоятельства, прямо противоположные действительным, совер­шенно невероятные, но близкие к тексту. Например, вместо «му­равей укусил охотника» — «охотник укусил муравья». Такого рода ошибки допускают иногда больные, аггравирующие расстройства памяти, или исследуемые, симулирующие психическую болезнь во время судебно-психиатрической экспертизы.

Значительный интерес представляют выявляемые с помощью этой простой методики особенности устной и письменной речи больных. Иногда (даже у высококультурных, образованных людей) выявляется своеобразный аграмматизм — искаженные, неуместные сочетания слов, напоминающие разорванность речи шизофреников. Такие особенности речи при изучении их методом пересказов поддаются анализу; выявляется, что они обусловлены множеством парафазии, персевераций типа застреваний, повышенной потреб­ностью в выражении мысли, при инертности нервных процессов,


153

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

препятствующей свободному подбору слов. Чаще всего такие особенности речи выявляются при сосудистых заболеваниях мозга. При письменном изложении у тех же сосудистых больных можно заметить персеверации, пропуски букв.

Больные шизофренией (которые в состоянии ремиссии не обнаруживают явных расстройств мышления в устной речи), начав письменный пересказ, иногда обнаруживают расстройства мышления.

Исследования особенностей речи больных с помощью магнитофонных записей пересказов проводили Ю. Ф. Поляков (Москва) и М. С. Болотовский (Казань).

Литература

Занков Л. В. Память. М., Учпедгиз, 1949.

Дульнев Г. М. О значении намерения для точности и полноты

воспроизведения текста. — В сб.: Вопросы психологии глухонемых и

умственно отсталых детей. М., Учпедгиз, 1940

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

9, ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Вариант ТАТ

1. Тематический апперцепционный тест (ТАТ) описан Мэр-реем и Морганом, а также многими другими авторами. Исполь­зуется во многих зарубежных странах для исследования личности, направленности ее переживаний и интересов. Вместо обычных сюжетных картин больным показывают серию картин с неопре­деленным, неясно выраженным сюжетом. По каждой из этих кар­тин больному предлагают составить рассказ, т. е. рассказать, какова ситуация на данной картине, какие события привели к такому положению и каков будет исход, т. е. что из этого выйдет. Рассказ записывается дословно.

Авторы, предложившие методику, считали наиболее важным интерпретацию содержания составленных рассказов, считали, что данная методика может выявить скрытые комплексы личности больного, его неудовлетворенные желания, агрессивные тенденции, сексуальные, суицидальные мысли и т. д. Методика ТАТ относится ими к кругу прожективных методик, поскольку в истолковании неясных сюжетов отражается личность больного, ее установка и чувства.

154ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

В советской патопсихологии пока опубликованы лишь два исследования, посвященных методике ТАТ, — И. Н. Гильящевой и Н. К. Киященко. В последнем исследовании, выполненном под руководством Б. В. Зейгарник, анализу подвергалась главным образом формальная характеристика объяснений больных. Фик­сировалось внимание на том, возникает ли вообще эмоциональная реакция больного на мимику изображенных на картине людей, на ситуацию в целом.

  1. Для проведения эксперимента можно пользоваться серией
    из 8 картин (см. Приложение). Следует учитывать время, которое
    больной уделяет рассматриванию картинки, с помощью секундо­
    мера и записывать высказывания больных полностью.


  2. Больному показывают картинку и спрашивают, что на ней
    изображено (вариант Киященко).

  3. Результаты этого эксперимента могут быть, прежде всего,
    оценены так же, как и результаты обычного толкования картин,
    т. е. оценке может быть подвергнута сообразительность больного,
    его умение разобраться в сюжете по мимике и позам изображенных
    лиц.

Однако замысел данной методики состоит в ином. Главное внимание при оценке результатов опыта уделяется тому, вызывает ли данное изображение какой-либо эмоциональный отклик у больного и какой именно. Так, например, на одной из картин американской серии изображен сидящий, самодовольно улыбаю­щийся и погруженный, видимо, в приятные воспоминания полный молодой мужчина. Такое толкование картинки вовсе не обяза­тельно. Многие расценивают лицо этого человека иначе, считая, что он испытывает творческое вдохновение, что его лицо мечтательное, нежное. Однако здоровые люди так или иначе относятся к лицу данного человека и в зависимости от собст­венного опыта, настроения эмоционально на него реагируют. На другой картинке изображены сидящие за столом молодые люди. Некоторые здоровые исследуемые предполагают, что это группа молодых физиков обсуждает научную проблему, другие — что это бандитская шайка обсуждает предстоящий грабеж, третьи — что собравшиеся юноши скучают, не знают, как убить время. Так или иначе, толкование картины отражает личностные установки исследуемых.

По данным исследования Н. К. Киященко, у больных шизо­френией с сохранной интеллектуальной сферой и притуплением эмоций отсутствовала направленность на содержание картины.


155

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Описывая картину, больные ограничивались формальной интер­претацией отдельных элементов картины: «Люди сидят за столом, один из них встал». По поводу первой картины больные шизо­френией говорят, что «человек сидит, рядом круглое окошко». Они описывают внешнюю, формальную, сторону изображений, не вни­кая и не проявляя интереса к сюжету, который может стать понят­ным лишь при направленности на мимику и позы изображенных людей. По данным Н. К. Киященко, формальное описание изоб­ражений отнюдь не являлось следствием недомыслия, неумения понять сюжет. Если менялась инструкция и тем же больным предлагали «обратить внимание на позу и мимику изображенных лиц», они тут же могли дать и правильное, т. е. более или менее адекватное, содержательное толкование показанного изображения.

Исследованные той же методикой больные эпилепсией, помимо общеизвестной склонности к обстоятельному детальному описанию, обнаружили также склонность к чрезмерному морали­зированию, к гротескному оценочному суждению относительно правильности или неправильности действий изображенных лиц.

Методика включается в настоящее время во все больший круг клинических и клинико-психологических исследований, так как имеет, видимо, хорошую теоретическую основу: в восприятии художественного произведения сказывается личность восприни­мающего, степень зрелости и адекватности его эмоциональной сферы.

Литература

Зейгарник Б. В. Пути исследования эмоционально-волевой сферы психически больных. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Киященко Н. К. Апробация варианта методики ТАТ. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Rapaport D. Diagnostic psychological testing. Chicago, 1945, v. II.

Выбор ценностей

  1. Методика предложена для выявления степени общитель­
    ности, контактности больного, т. е. его готовности раскрыть сферу
    своих стремлений, интересов и вкусов или, напротив, отгоро­
    женности, замкнутости. Мало апробирована.

  2. Для проведения опыта нужна планшетка, в которую по
    типу детской наборной кассы вставляются 25 картонок с напи­
    санными на них словами (см. цветное приложение).


156ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

3. Открыв перед больным планшет, экспериментатор говорит ему: «Просмотрите все эти слова. Видите, здесь собраны названия того, что может быть привлекательно для человека. Прочтите это». Экспериментатор ждет минуту или две, пока больной просмат­ривает все слова. В случае если больной спрашивает, нужно ли эти слова запомнить, экспериментатор отвечает, что нет. Затем, когда больной просмотрел слова, экспериментатор несколько небрежно говорит: «Дайте мне пять карточек» (если больной спрашивает «каких?» — экспериментатор отвечает «каких угодно» и ни в коем случае не дает никаких иных указаний или советов).

После того как больной подаст экспериментатору пять карточек, экспериментатор записывает их и просит дать ему еще пять карточек, а затем точно так же — третий раз. Каждый раз во время выбора карточек экспериментатор записывает все вы­сказывания больного и то, как он действует: берет ли быстро, небрежно или обдумывает, сравнивает карточки, меняет свои намерения и т. д.

4. Психически здоровые люди при выполнении этого задания ведут себя различно, причем поведение их обнаруживает зави­симость от отношения к личности экспериментатора. В боль­шинстве случаев исследуемые охотно вступают в беседу, обсуждая с экспериментатором преимущества того или иного жизненного блага, обозначенного на карточке, высказывая соображения о том, что ему лично нужнее.

В некоторых случаях здоровые исследуемые выбирают кар­точки, на которых написаны названия ценностей, превышающих подлинные культурные запросы; так, например, известно, что в жизни данный человек не любит ни книг, ни музыки, предпочитает всему поесть, выпить, поиграть в карты, а в данном опыте он выбирает слова «музей», «музыка», «книги» и т. д. — человеку хочется произвести на экспериментатора хорошее впечатление.

Наконец, исследуемые третьей категории не хотят открывать перед данным экспериментатором свои желания, вкусы, интересы. Они хотят избегнуть такой ситуации, которая вынуждала бы их выбирать карточки и тем самым быть излишне откровенными. Переспросив у экспериментатора, какие карточки надо выбирать, и получив ответ «какие угодно», исследуемые с удовольствием избирают формальный способ выполнения задания — они берут пять карточек подряд, наобум, сверху вниз или слева направо и т. д. Эти люди обнаруживают известную замкнутость, недо­ступность.


157

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

По данным, полученным Е. А. Левада, чрезмерную эгоцент-ричность и экстравертированность при исследовании с помощью данной методики (стремление обстоятельно обсуждать относи­тельную привлекательность каждой из обозначенных ценностей для них лично) обнаружили больные эпилепсией. По его же дан­ным, процент интравертированных, формальных выполнений этого задания (выбор карточек по рядам, без учета того, что на них написано) был очень высоким среди дефектных шизофреников. Диагностического значения в строгом смысле этого слова данная методика не имеет, так как она недостаточно апробирована. Однако, приближаясь по своему типу к свободным прожектив-ным методам исследования личностной сферы, она может ока­заться (в руках умелого экспериментатора) полезным под­спорьем для выявления психического состояния и личностного склада больного.

Литература

Л е в ад а Е. А. Апробация методики «Выбор ценностей». Дипломная работа. МГУ, 1961.

Уровень притязаний


  1. Рис. 25. Карточки с номерами задач

    Эта методика, направленная на исследование личностных
    реакций, была разработана немецким психологом Ф. Хоппе.
    Широко использовалась в советской психологии при исследовании
    школьников (М. С. Неймарк, Е. А. Серебрякова) и в патопси­
    хологии для исследования личностной сферы больных (Б. В. Зей-
    гарник, Р. И. Меерович, К. М. Кондаратская).

  2. Для проведения эксперимента следует приготовить 16 кар­
    точек с написанными на них номерами от 1 до 16. Очень удобно
    сделать их из библиотечных карточек, наклеив на каждую числа
    из старого календаря. Кроме того, нужно приготовить секундомер
    или часы, лист бумаги и карандаш для больного. Перед экспе­
    риментатором должен лежать лист бумаги с наборами разных задач
    (рис. 25).




158 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Несмотря на такую внешнюю простоту подготовки мате­риалов для эксперимента, эта методика относится к числу наиболее трудных, она требует больше времени на подготовку, чем все остальные методики.

Суть эксперимента заключается в следующем. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и предоставляют возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Экспериментатор должен иметь возможность по собственному усмотрению создавать ситуа­цию успеха (и вовсе не обязательно заслуженно!), т. е. хвалить больного, либо ситуацию неуспеха, т. е. подчеркнуто опорочивать результаты решения задачи, показывать, что исследуемый с ней не справился. Действительные достижения больного в данном опы­те значения не имеют, но больному это неизвестно, напротив — он должен быть убежден в противном. Важно лишь то, как больной реагирует на свой успех или неудачи, какие по трудности задачи он выбирает после того, как пережил успех или неуспех.

Для того чтобы опыт был полноценным, необходимо сделать так, чтобы переживание успеха и неудачи было для больного как можно более глубоким, актуальным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний больного и тем требованиям, которые он сам себе представляет. Так, например, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача обидным переживанием. Если же предложить математическую задачу пожилому больному с образованием 7 классов, неудача в ее решении может оставить его равнодушным не потому, что у больного притуплена сфера переживаний, нет адекватной личностной реакции на свои успехи и неудачи, а потому, что он внутренне, для себя самого, и не претендует на знание математики. Он не сумел решить задачу, но он и не считает для себя су­щественным умение решать такие задачи. В данном случае неудачный подбор задачи портит эксперимент, может вызвать ошибки в толковании его результатов. Для больного с высшим образованием, о котором заранее известно, что он знает литературу и искусство, в число средних и трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, ху­дожниках, скульпторах; все эти задачи и вопросы будут «задевать самолюбие» больного, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Но если нужно исследовать личностные реакции мало-

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 159

образованного больного, набор таких задач не годится, он должен быть заменен другим; это могут быть и вопросы относительно общественных событий (если больной читает газеты), и вопросы профессионального характера (если больная — медицинская сестра, бухгалтер или техник и т. д.).

Следует подчеркнуть, что задачи должны объективно для каждого больного различаться по степени трудности — от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать больному много времени на размышление и тем самым обеспечить успех либо возможность очень быстро демонстративно выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусственно создать неуспех) может использоваться лишь как вспомогательный прием. Это помогает экспериментатору маневрировать в процессе самого эксперимента, но не может быть единственным средством создавать успехи и неудачи. Следо­вательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует особой под­готовки и индивидуального построения для каждого больного в отдельности.

3. Перед больным раскладывают в ряд 16 пронумерованных карточек таким образом, что слева оказываются № 1, № 2 и т. д., а справа — № 16. Затем дают следующую инструкцию: «Перед вами лежат номера задач разной трудности. Номера 1, 2, 3 (эк­спериментатор указывает их) — самые легкие, дальше следуют за­дачи немного труднее, затем еще труднее и, наконец, последние номера — 15, 16 — самые трудные. Здесь на карточках ничего не написано, это только номер (экспериментатор показывает обо­ротную сторону карточки — она чистая). Задачу я вам скажу после того, как вы возьмете ее номер. Карточку нужно положить на старое место; под тем же номером у меня есть несколько других задач. Для решения каждой задачи дается определенное время, и, если вы не успеете написать за это время решение, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожалуйста, сами, какой номер задачи вы хотите решать — вы можете выбрать любую задачу».

Когда больной выбирает задачу, экспериментатор записывает в протокол, какой номер он выбрал, кладет карточку на место, затем из приготовленного списка задач прочитывает ему одну, дает бумагу и карандаш для записи ответа и включает секундомер. Тактика экспериментатора зависит от хода эксперимента. Так, например, если больной, робея, выбирает легкие или даже средние по трудности задачи, экспериментатор может на первых порах