Файл: Правовое регулирование семейнобрачных отношений международного характера по законодательству Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова)


Институт международного транспортного менеджмента

Кафедра Международного и морского права
Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция (профиль «Правовое обеспечение деятельности водного транспорта»)
Контрольная работа

по дисциплине
“Международное частное право ”

На тему: Правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера по законодательству Российской Федерации
Выполнил:

Овчинников И.Г. Ю-305
Проверил:

доцент кафедры Международного и морского права,

к.ю.н., Гревцов Олег Вальтерович

Санкт-Петербург

2023 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера…………………………………………………………………………..4

  2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения браков в РФ………...…..8

  3. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи……………………………………………………………...…….12

  4. Защита прав и интересов детей в международном  частном праве………......15

Заключение………………………………………………………………...……..21

Список литературы……………………………………………...……………….22

Введение

Брак - добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный  с соблюдением определенных правил с целью создания семьи.

Российское законодательство признает только моногамный брак, то есть единобрачный союз мужчины и женщины.

К семейно-брачным отношениями в международном частном праве относятся вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определение режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и связанные с ними другие вопросы при условии, что указанные отношения имеют международный характер.


1. Правовое регулирование семейно-брачных отношений международного характера

Брачно-семейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормам гражданского права. Правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет значительную публично-правовую составляющую. В доктрине семейное право определяют как конгломерат частных и публичных норм.

В нормативных  актах большинства государств отсутствует законодательное определение брака, и его правовые проблемы до конца не урегулированы ни в законах, ни в доктрине. Практически общепризнано, что брак - это юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, совместное сожительство с ведением общего хозяйства.1

Международный характер отношений проявляется  тогда, когда иностранное лицо заключает  брак на территории РФ или когда  отношения между российскими  гражданами складываются за пределами  России.

Характеризуя брачно-семейные отношения, нужно отметить такой признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих свои исторические и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных и бытовых норм2. Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве.

Коллизии в правовом регулировании семейно-брачных отношений  проявляются не только в правовых системах государств, где господствуют разные религии, но и в государствах с одинаковым вероисповеданием и правовыми системами одной «семьи». Различия проявляются практически во всех институтах семейного права. Например, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, но содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет особенности.

В РФ, например, условиями  для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста (18 лет). В других государствах может быть установлен более низкий (более высокий) возрастной ценз.

В законодательстве некоторых  государств (например, мусульманских) можно встретить следующие условия: учет разницы в возрасте между женихом и невестой, истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака и другое. Что касается РФ, то помимо выше перечисленных условий в СК РФ имеется специальная статья, закрепляющая обстоятельства, препятствующие заключению брака

3. В их числе отсутствует необходимость получения согласия родителей, что является необходимым условием для регистрации брака во Франции в случае, если желающие вступить в брак не достигли 21 года.

Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую трудно решить. Но в семейном праве государства  предпринимали и предпринимают  попытки унифицировать отдельные институты. Например, принятие в 1902-1905 гг. серии Гаагских конвенций: о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, попечительстве над совершеннолетними. Сам факт появления в начале XX столетия данных конвенций имел огромное значение.

Затем появились другие Гаагские конвенции:

о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.;

о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.;

о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.;

о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.;

о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.;

о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.

Универсальная унификация не стала эффективным регулятором  брачно-семейных отношений международного характера, а результативнее оказалась  региональная унификация. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершившаяся принятием в 1928 г. Кодекса Бустаманте4. Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы.

Между государствами - членами  СНГ унификация коллизионных норм семейного  права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Излишне сравнивать количество международных материальных и коллизионных норм, принятых в области брачно-семейных отношений. Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений принято мало.

Что касается участия  РФ в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г. и принятого Протокола к этой Конвенции 1997г., РФ является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера.
5

2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения браков в РФ

При заключении брака как на территории России, так и за ее пределами иностранный элемент может присутствовать в двух случаях: при заключении брака между иностранными гражданами на территории России (“иностранный брак”) и между лицами, одно из которых имеет российское гражданство, а другое - гражданство иностранного государства (смешанный брак). Аналогичная ситуация возможна и при регистрации брака на территории иностранного государства.

В этих случаях необходимо определить применимое право, с помощью которого регулируется порядок, форма и материальные условия заключения брака.

Порядок и форма заключения брака по общему правилу относятся к публично-правовым отношениям и поэтому определяются каждым государством самостоятельно путем принятия соответствующих законов. При заключении брака и определения материальных условий на территории России действует следующая коллизионная норма: условия заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо6. Для обоих лиц, вступающих в брак, имеет также значение соблюдение требований российского законодательства о препятствиях при заключении брака.

Если лицо имеет двойное  гражданство, одно из которых российское, то к условиям заключения брака будет применяться российское законодательство. Если же лицо является гражданином двух иностранных государств, то условия заключения брака будут определяться законодательством одного из государств гражданства по выбору самого лица. Что касается лиц без гражданства, то условия заключения брака определяются законодательством той страны, на территории которого эти лица имеют постоянное место жительства.

Российские граждане вправе регистрировать брак не только в РФ, но и на территории иностранных государств. Граждане в иностранном государстве вправе заключать браки как в дипломатических и консульских учреждениях, так и в компетентных государственных органах. Заключение браков за пределами территории РФ7. Однако норма пункта 1 статьи 157 СК РФ сразу же вызывает много вопросов: какой характер она имеет - императивный или диспозитивный; что именно она устанавливает - право или обязанность для граждан РФ заключать браки за границей в дипломатических или консульских учреждениях РФ; имеют ли российские граждане право вступать за пределами РФ в браки между собой не в дипломатических или консульских учреждениях РФ, а в местных органах регистрации браков?


Браки заключённые между  российскими и иностранными гражданами за пределами РФ, признаются действительными в России, если их форма и порядок заключения соответствуют закону места заключения брака и не нарушены предписания статьи 14 СК РФ.

Новеллой в российском законодательстве является коллизионная норма о недействительности брака. Она закреплена в статье 159 СК РФ, которая предусматривает, что недействительность брака определяется законодательством, которое применялось при заключении брака.

В отличие от заключения брака коллизионные нормы расторжения брака претерпели значительно меньше изменений. Так, в пункте 1 статьи 160 СК содержится положение о том, что расторжение брака между гражданами России и иностранными гражданами на территории РФ производится в соответствии с российским законодательством. В случае, когда по российскому законодательству брак может быть расторгнут в органах ЗАГСа (при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей), то на территории иностранного государства это можно сделать в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ.

Специальные правила  расторжения браков установлены  в международных двухсторонних  договорах РФ о правовой помощи (с  Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Польшей, Чехией):

  1. Развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги.

  2. Проживающие в одном государстве граждане другого государства могут возбудить  дело о разводе в суде по  месту жительства.

  3. При расторжении  брака применяется закон гражданства супругов.

  4. Если супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных  стран, дело о разводе может  быть возбуждено в суде любого государства, и каждый суд будет применять своё собственное право.

Порядок расторжения  иностранных и «смешанных» браков определён в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве государств признаётся расторжение браков, произведённых за границей. Расторжение брака регулируется правом, которое определяет общие последствия брака в момент возбуждения бракоразводного процесса. В принципе статут развода следует статуту общих последствий брака. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода - закон места расторжения брака, субсидиарные - личный закон супругов и закон суда. Законодательство европейских государств не признаёт действительность «частных разводов внутри страны» (разводы по сделке, особенно разводы «талак» по исламскому праву).