Файл: Правовое регулирование семейнобрачных отношений международного характера по законодательству Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
В российском семейном законодательстве предусмотрена норма, позволяющая гражданам РФ, проживающим за границей, расторгнуть брак в суде РФ независимо от гражданства своего супруга. Проблемой в данном случае является выбор территориальной подсудности. Признание в России иностранных решений о расторжении брака означает, что иностранные решения обладают такой же юридической силой, как и аналогичные решения, вынесенные компетентными органами РФ. Наличие иностранного решения о расторжении брака, которое вступило в законную силу, является достаточным основанием для того, чтобы считать супругов разведенными, и не требуется юридического подтверждения этого решения со стороны соответствующих российских органов. В российском законодательстве не содержится норм, регламентирующих специальную процедуру, связанную с признанием иностранного решения. В случае если заинтересованное лицо возражает против признания такого решения, то вопрос решается в судебном порядке на основании поданного заявления и в соответствии с ГПК РФ. Также положения, касающиеся расторжения брака, содержатся и в Конвенции стран СНГ 1993 г. Решение о расторжении брака признается при соблюдении следующих условий:
В европейских государствах существует аналогичный разводу, но юридически иной способ прекращения брачно-семейных отношений - по просьбе сторон суд выносит решение о сепарации (судебном разлучении) супругов. Брак не прекращается, но супруги получают право раздельного проживания. Основное отличие от развода - в случае смерти одного из супругов другой сохраняет наследственные права.9
3.Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи.
Указанные в названии параграфа вопросы в ранее действовавшем российском семейном законодательстве вообще не имели коллизионно-правового регулирования: в КоБСе РСФСР не содержалось коллизионных норм, посвященных выбору права ни при регулировании личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов, ни при регулировании алиментных обязательств совершеннолетних детей 549 и других членов семьи. В ныне действующем семейном законодательстве эти пробелы восполняются включением в раздел VII СК РФ 1995 г. статьи 161 «Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов» и статьи 164 «Алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи».
Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются альтернативно: 10
Таким образом, основным принципом, регулирующим отношения супругов, является территориальный принцип, а не закон гражданства. Исходя из изложенного следует, что к регулированию отношений между супругами-иностранцами будет применяться российское законодательство в том случае, если они проживают на территории России. Отметим, что в европейских странах в этих случаях преимущественно применяется закон гражданства супругов и лишь при отсутствии общего гражданства применяется закон совместного местожительства. Например, ст. 17 польского Закона о международном частном праве 1965 г., § 18 и 19 австрийского Закона о международном частном праве 1978 г., § 39 венгерского Закона о международном частном праве 1979 г.
Коллизионные вопросы личных и имущественных отношений супругов решаются, как и другие вопросы из области брачно-семейных отношений, в договорах о правовой помощи. Так, например, в соответствии с Конвенцией 1993 г. основной коллизионной привязкой выбора права при регулировании отношений между супругами является закон государства совместного места жительства. Наряду с этим предусмотрены субсидиарные привязки, применение которых возможно в случае отсутствия у супругов общего места жительства. В данном случае российское законодательство и международный договор предусматривают одинаковое коллизионно-правовое регулирование личных и имущественных отношений супругов.
Другой коллизионной нормой, впервые получившей закрепление в российском законодательстве, является коллизионная норма, указывающая на выбор права при регулировании алиментных обязательств совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментных обязательств других членов семьи. Согласно ст. 164 СК РФ указанные правоотношения определяются законодательством государства, на территории которого стороны имеют совместное место жительства, независимо от их гражданства.
При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства будут определяться законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. Следует заметить, что законодательство иностранных государств тоже решает данные коллизионные вопросы, подчиняя алиментные обязательства, как правило, законодательству страны гражданства лица, претендующего на получение алиментов. Аналогичная норма обычно содержится и в договорах о правовой помощи. В Конвенции 1993 г. этот вопрос решается по законодательству государства, на территории которого проживает лицо, претендующее на получение алиментов.
4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
Проблема защиты прав и интересов детей – вопрос не только международного частного, но и международного публичного права. Для правоприменительных органов было бы намного удобнее, если бы законодатель четко обозначил ситуации, при которых допустимо применение иностранного права, и отношения, которые регулируются исключительно нормами национального права.
В российском МЧП защита прав и интересов детей включает рассмотрение и регулирование таких отношений, как установление и оспаривание отцовства, выполнение обязанностей родителей по содержанию детей, усыновление (удочерение). Как и другие вопросы в области семейного права, данные отношения регулируются в основном коллизионно-правовыми нормами, причем в равной степени как национальными, так и международными.
Согласно ст. 162 СК РФ вопросы установления и оспаривания отцовства решаются в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Ранее установление отцовства в России производилось по российскому законодательству независимо ни от гражданства, ни от места жительства ребенка. Ныне действующее законодательство обязывает производить установление и оспаривание отцовства в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с правом иностранного государства, гражданином которого является ребенок. В случае если к моменту установления отцовства ребенок будет иметь гражданство другого государства, отличное от гражданства по рождению, применяется закон первоначального гражданства. Если законодательством РФ допускается установление отцовства в органах загса, то родители ребенка, проживающие на территории иностранного государства, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства в дипломатические и консульские учреждения РФ.
Материальные отношения по установлению и оспариванию отцовства неразрывно связаны и с процедурными вопросами – порядком установления отцовства. Учитывая, что порядок, по существу, является процедурой и регулируется каждым законодательством в соответствии с национальными процессуальными нормами, этот вопрос лежит вне МЧП.
Необходим учет не только материального права, регулирующего возможность установления или оспаривания отцовства, но и порядка его производства, а также отсутствие законодательного разделения отношений на частноправовые и публично-правовые. В силу этого обоснованность рассмотрения обоих вопросов в рамках МЧП никем не оспаривается.
Решение об установлении отцовства может быть принято соответствующим учреждением иностранного государства. Такое решение будет признаваться и исполняться на территории РФ, как правило, если это предусмотрено международным договором (им может быть договор о правовой помощи или о сотрудничестве). В противном случае остается надеяться только на соблюдение государствами международной вежливости, поскольку решения судов и других государственных органов иностранных государств не являются юридически обязательными для других государств.
Согласно ст. 163 СК РФ права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства; при его отсутствии – законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Таким образом, права и обязанности родителей и детей, проживающих в России, независимо от того, являются ли они российскими гражданами или гражданами иностранного государства, устанавливаются материально-правовыми нормами семейного законодательства РФ.
Российский законодатель сформулировал также в ст. 163 положение о том, что по требованию истца к алиментным обязательствам и другим отношениями между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого ребенок постоянно проживает. В связи с этим следует обратить внимание на тот факт, что речь в данном случае идет не о безусловном выполнении судом требования истца, а о возможности применения права по требованию истца. При решении данного вопроса суд будет учитывать обстоятельства, позволяющие обеспечить благоприятный правовой режим, исходя из интересов ребенка.
Законодательство иностранных государств по вопросам, связанным с защитой интересов детей в брачно-семейных отношениях, устанавливает различные коллизионные принципы. Например, согласно праву многих стран ЕС отношения между родителями и детьми, рожденными в браке, подчиняются общему национальному закону родителей, а при отсутствии такового – закону их обычного места жительства; при проживании отца и матери на территории разных государств применяется национальный закон отца, и лишь в случаях, когда мать осуществляет в полном объеме родительскую власть, – ее национальный закон.
В случае если стороны проживают на территории разных государств, правоотношения между ними определяются правом государства, гражданином которого является ребенок.
Учитывая наличие различных коллизионных привязок не только в национальном законодательстве, но и в различных международных договорах, следует очень внимательно устанавливать применимое право, соблюдая иерархию общей и специальной нормы. При конкуренции норм двустороннего и многостороннего международных договоров выбор делается в пользу нормы двустороннего договора, при конкуренции норм региональной и универсальной конвенций – в пользу нормы региональной конвенции.
Центральным моментом в защите прав детей, получившим закрепление в законодательстве большинства государств и нашедшим отражение в международных конвенциях, является регулирование усыновления. Помимо национальных коллизионных норм, опосредующих выбор права, когда речь идет о международном усыновлении, последнее определяется международными коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, и международными материальными нормами. В качестве примера унификации материального права по вопросам международного усыновления можно назвать Европейскую конвенцию об усыновлении детей11 и Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Тот факт, что Россия не является участницей данных соглашений, не умаляет их значения.
Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве, после его усыновления либо для осуществления усыновления переезжает или собирается переехать в другое государство. Целью Конвенции является обеспечение гарантий того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в интересах ребенка. Одним из основных положений Конвенции можно назвать норму о незаконности любых средств обогащения при решении вопроса об усыновлении. Это не значит, что Конвенция не разрешает оплату необходимых издержек, связанных с проводимыми мероприятиями по усыновлению. Запрещается коммерческая деятельность, направленная только на извлечение прибыли при осуществлении усыновления. В России запрещается осуществление посреднической деятельности при усыновлении. Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право проводить проверки деятельности иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства в России. Иностранные организации, намеревающиеся открыть представительства на территории РФ, обязаны предоставить определенный пакет документов, подтверждающих полномочия по осуществлению рассматриваемой деятельности, а также доказательства того, что данная организация является некоммерческой.
В российском семейном законодательстве предусмотрена норма, позволяющая гражданам РФ, проживающим за границей, расторгнуть брак в суде РФ независимо от гражданства своего супруга. Проблемой в данном случае является выбор территориальной подсудности. Признание в России иностранных решений о расторжении брака означает, что иностранные решения обладают такой же юридической силой, как и аналогичные решения, вынесенные компетентными органами РФ. Наличие иностранного решения о расторжении брака, которое вступило в законную силу, является достаточным основанием для того, чтобы считать супругов разведенными, и не требуется юридического подтверждения этого решения со стороны соответствующих российских органов. В российском законодательстве не содержится норм, регламентирующих специальную процедуру, связанную с признанием иностранного решения. В случае если заинтересованное лицо возражает против признания такого решения, то вопрос решается в судебном порядке на основании поданного заявления и в соответствии с ГПК РФ. Также положения, касающиеся расторжения брака, содержатся и в Конвенции стран СНГ 1993 г. Решение о расторжении брака признается при соблюдении следующих условий:
-
учреждения юстиции запрашиваемого государства ранее не принимали решения; -
дело согласно нормам Конвенции, не относится к исключительной компетенции учреждений юстиции этого государства.
В европейских государствах существует аналогичный разводу, но юридически иной способ прекращения брачно-семейных отношений - по просьбе сторон суд выносит решение о сепарации (судебном разлучении) супругов. Брак не прекращается, но супруги получают право раздельного проживания. Основное отличие от развода - в случае смерти одного из супругов другой сохраняет наследственные права.9
3.Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи.
Указанные в названии параграфа вопросы в ранее действовавшем российском семейном законодательстве вообще не имели коллизионно-правового регулирования: в КоБСе РСФСР не содержалось коллизионных норм, посвященных выбору права ни при регулировании личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов, ни при регулировании алиментных обязательств совершеннолетних детей 549 и других членов семьи. В ныне действующем семейном законодательстве эти пробелы восполняются включением в раздел VII СК РФ 1995 г. статьи 161 «Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов» и статьи 164 «Алиментные обязательства совершеннолетних детей и других членов семьи».
Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются альтернативно: 10
-
законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (lex domicilii); -
при отсутствии совместного места жительства - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства; -
для супругов, не имевших совместного места жительства - законодательством Российской Федерации в случае, если дело рассматривается в российском суде.
Таким образом, основным принципом, регулирующим отношения супругов, является территориальный принцип, а не закон гражданства. Исходя из изложенного следует, что к регулированию отношений между супругами-иностранцами будет применяться российское законодательство в том случае, если они проживают на территории России. Отметим, что в европейских странах в этих случаях преимущественно применяется закон гражданства супругов и лишь при отсутствии общего гражданства применяется закон совместного местожительства. Например, ст. 17 польского Закона о международном частном праве 1965 г., § 18 и 19 австрийского Закона о международном частном праве 1978 г., § 39 венгерского Закона о международном частном праве 1979 г.
Коллизионные вопросы личных и имущественных отношений супругов решаются, как и другие вопросы из области брачно-семейных отношений, в договорах о правовой помощи. Так, например, в соответствии с Конвенцией 1993 г. основной коллизионной привязкой выбора права при регулировании отношений между супругами является закон государства совместного места жительства. Наряду с этим предусмотрены субсидиарные привязки, применение которых возможно в случае отсутствия у супругов общего места жительства. В данном случае российское законодательство и международный договор предусматривают одинаковое коллизионно-правовое регулирование личных и имущественных отношений супругов.
Другой коллизионной нормой, впервые получившей закрепление в российском законодательстве, является коллизионная норма, указывающая на выбор права при регулировании алиментных обязательств совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментных обязательств других членов семьи. Согласно ст. 164 СК РФ указанные правоотношения определяются законодательством государства, на территории которого стороны имеют совместное место жительства, независимо от их гражданства.
При отсутствии совместного места жительства алиментные обязательства будут определяться законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов. Следует заметить, что законодательство иностранных государств тоже решает данные коллизионные вопросы, подчиняя алиментные обязательства, как правило, законодательству страны гражданства лица, претендующего на получение алиментов. Аналогичная норма обычно содержится и в договорах о правовой помощи. В Конвенции 1993 г. этот вопрос решается по законодательству государства, на территории которого проживает лицо, претендующее на получение алиментов.
4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
Проблема защиты прав и интересов детей – вопрос не только международного частного, но и международного публичного права. Для правоприменительных органов было бы намного удобнее, если бы законодатель четко обозначил ситуации, при которых допустимо применение иностранного права, и отношения, которые регулируются исключительно нормами национального права.
В российском МЧП защита прав и интересов детей включает рассмотрение и регулирование таких отношений, как установление и оспаривание отцовства, выполнение обязанностей родителей по содержанию детей, усыновление (удочерение). Как и другие вопросы в области семейного права, данные отношения регулируются в основном коллизионно-правовыми нормами, причем в равной степени как национальными, так и международными.
Согласно ст. 162 СК РФ вопросы установления и оспаривания отцовства решаются в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. Ранее установление отцовства в России производилось по российскому законодательству независимо ни от гражданства, ни от места жительства ребенка. Ныне действующее законодательство обязывает производить установление и оспаривание отцовства в отношении детей, являющихся иностранными гражданами, в соответствии с правом иностранного государства, гражданином которого является ребенок. В случае если к моменту установления отцовства ребенок будет иметь гражданство другого государства, отличное от гражданства по рождению, применяется закон первоначального гражданства. Если законодательством РФ допускается установление отцовства в органах загса, то родители ребенка, проживающие на территории иностранного государства, из которых хотя бы один является гражданином Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением об установлении отцовства в дипломатические и консульские учреждения РФ.
Материальные отношения по установлению и оспариванию отцовства неразрывно связаны и с процедурными вопросами – порядком установления отцовства. Учитывая, что порядок, по существу, является процедурой и регулируется каждым законодательством в соответствии с национальными процессуальными нормами, этот вопрос лежит вне МЧП.
Необходим учет не только материального права, регулирующего возможность установления или оспаривания отцовства, но и порядка его производства, а также отсутствие законодательного разделения отношений на частноправовые и публично-правовые. В силу этого обоснованность рассмотрения обоих вопросов в рамках МЧП никем не оспаривается.
Решение об установлении отцовства может быть принято соответствующим учреждением иностранного государства. Такое решение будет признаваться и исполняться на территории РФ, как правило, если это предусмотрено международным договором (им может быть договор о правовой помощи или о сотрудничестве). В противном случае остается надеяться только на соблюдение государствами международной вежливости, поскольку решения судов и других государственных органов иностранных государств не являются юридически обязательными для других государств.
Согласно ст. 163 СК РФ права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанности родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства; при его отсутствии – законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Таким образом, права и обязанности родителей и детей, проживающих в России, независимо от того, являются ли они российскими гражданами или гражданами иностранного государства, устанавливаются материально-правовыми нормами семейного законодательства РФ.
Российский законодатель сформулировал также в ст. 163 положение о том, что по требованию истца к алиментным обязательствам и другим отношениями между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого ребенок постоянно проживает. В связи с этим следует обратить внимание на тот факт, что речь в данном случае идет не о безусловном выполнении судом требования истца, а о возможности применения права по требованию истца. При решении данного вопроса суд будет учитывать обстоятельства, позволяющие обеспечить благоприятный правовой режим, исходя из интересов ребенка.
Законодательство иностранных государств по вопросам, связанным с защитой интересов детей в брачно-семейных отношениях, устанавливает различные коллизионные принципы. Например, согласно праву многих стран ЕС отношения между родителями и детьми, рожденными в браке, подчиняются общему национальному закону родителей, а при отсутствии такового – закону их обычного места жительства; при проживании отца и матери на территории разных государств применяется национальный закон отца, и лишь в случаях, когда мать осуществляет в полном объеме родительскую власть, – ее национальный закон.
В случае если стороны проживают на территории разных государств, правоотношения между ними определяются правом государства, гражданином которого является ребенок.
Учитывая наличие различных коллизионных привязок не только в национальном законодательстве, но и в различных международных договорах, следует очень внимательно устанавливать применимое право, соблюдая иерархию общей и специальной нормы. При конкуренции норм двустороннего и многостороннего международных договоров выбор делается в пользу нормы двустороннего договора, при конкуренции норм региональной и универсальной конвенций – в пользу нормы региональной конвенции.
Центральным моментом в защите прав детей, получившим закрепление в законодательстве большинства государств и нашедшим отражение в международных конвенциях, является регулирование усыновления. Помимо национальных коллизионных норм, опосредующих выбор права, когда речь идет о международном усыновлении, последнее определяется международными коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних и региональных договорах об оказании правовой помощи, и международными материальными нормами. В качестве примера унификации материального права по вопросам международного усыновления можно назвать Европейскую конвенцию об усыновлении детей11 и Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Тот факт, что Россия не является участницей данных соглашений, не умаляет их значения.
Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в одном государстве, после его усыновления либо для осуществления усыновления переезжает или собирается переехать в другое государство. Целью Конвенции является обеспечение гарантий того, чтобы иностранное усыновление осуществлялось в интересах ребенка. Одним из основных положений Конвенции можно назвать норму о незаконности любых средств обогащения при решении вопроса об усыновлении. Это не значит, что Конвенция не разрешает оплату необходимых издержек, связанных с проводимыми мероприятиями по усыновлению. Запрещается коммерческая деятельность, направленная только на извлечение прибыли при осуществлении усыновления. В России запрещается осуществление посреднической деятельности при усыновлении. Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право проводить проверки деятельности иностранных организаций, занимающихся вопросами усыновления и желающих открыть представительства в России. Иностранные организации, намеревающиеся открыть представительства на территории РФ, обязаны предоставить определенный пакет документов, подтверждающих полномочия по осуществлению рассматриваемой деятельности, а также доказательства того, что данная организация является некоммерческой.