Файл: Конспект лекций по мдк. 01. 04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 668

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

114 загрязнения из зон трения. Однако из-за их низкой несущей способности создаются предпосылки для возникновения задиров.
С увеличением вязкости масел толщина масляной пленки становится больше и вероятность задиров уменьшается, но хуже отводятся тепло и загрязнения. Для двигателей внутреннего сгорания рациональная вязкость приработочных масел должна быть 6…8 сСт.
Ответ на вопрос №2
Для обкатки новых или отремонтированных двигателей используют специальные стенды. С их помощью можно не только осуществлять приработку сопрягаемых деталей нового или капитально отремонтированного двигателя, но и получить подробную информацию о работоспособности всего двигателя, а также его основных механизмов и систем, контролировать расход топлива, уровень вредных веществ в отработавших газах и другие параметры.
Обкатывают и испытывают двигатели в зависимости от их мощности на электрических тормозных стендах различных типов. В нашей стране широко применяются испытательные стенды отечественного производства типов КИ или КС. Для двигателей разной мощности могут применяться стенды КИ-5542 (37 кВт), КИ-5541, КИ-5543 и КС-276-032 (55 кВт), КИ-
5540 (90 кВт), КИ-5274 и КС-276-03 (160 кВт) и т. д.
Эти стенды позволяют прокручивать коленчатый вал двигателей с переменной частотой при холодной обкатке, а при горячей, когда электродвигатель-тормоз переводится в генераторный режим работы, возвращать электроэнергию в электрическую сеть.
Современные испытательные стенды работают, как правило, в автоматизированном режиме по заранее заданной программе. Подробную информацию о ходе процессов обкатки и испытаний обслуживающий персонал стенда получает на удаленном компьютере.
В процессе стендовой обкатки контролируются следующие параметры:

давление в системе смазки;

температура охлаждающей жидкости;

частота вращения коленчатого вала;

нагрузочный момент;

развиваемая мощность.
Обкатку капитально отремонтированных двигателей на стендах проводят в несколько этапов:

холодная обкатка (от электродвигателя);

горячая обкатка без нагрузки (на холостом ходу);

горячая обкатка с переменной нагрузкой.
После обкатки проводят испытание двигателей, что позволяет оценить их технические и эксплуатационные возможности, а также соответствие мощностным и экономическим показателям, устанавливаемым для данной модели двигателя заводом-изготовителем. Каждый из этапов обкатки


115 двигателя включает определенные технологические процессы необходимой продолжительности, подготавливающие двигатель к последнему, заключительному этапу – испытанию.
Рис. 2.5.1. Стенд для обкатки и испытания двигателей
1 – испытуемый двигатель, 2 – опорная станина; 3, 14, 15 – сцепление- разъединитель; 4 – нагрузочный электродвигатель-тормоз; 5 – реостат; 6-12 – контрольно-измерительные приборы; 13 – КПП (редуктор); 18-22 – измеритель расхода топлива.
Ответ на вопрос №3
На этапе холодной обкатки для получения хорошей приработки деталей используют ряд технологий. Применяют маловязкие масла, например индустриальное И-20А или И-ЗОА, смесь масла индустриального
И-20 и моторного МГ-10-Б2. Добавляют присадки в масло (коллоидную серу 0,9-1,1%, дисульфид молибдена, металлоорганические присадки на основе глицерата меди ОМП-2 - до 15% по объему масла и др.); используют специальное обкаточное масло ОМ-2, вводят в масло присадку ДК-8 и др.
При этом сокращается время обкатки в 1,5-2 раза, уменьшается съем металла с поверхностей деталей в результате приработки.
Режим холодной обкатки установлен техническими требованиями для двигателей каждой марки. Например, двигатели ЗиЛ-130 обкатывают в течение 30 мин: по 10 мин на каждой из трех ступеней с частотой вращения коленчатого вала: 500-600; 700-800 и 900-950 об/мин. Двигатель КамАЗ-740 обкатывают в холодном режиме 55 мин, в т. ч.: 15 мин при частоте вращения коленчатого вала 400-450 об/мин и 40 мин при частоте вращения вала 900
об/мин.

116
Холодную обкатку маломощных пусковых и карбюраторных двигателей проводят в течение 20 минут. В процессе холодной обкатки проверяют на ощупь нагрев трущихся поверхностей, прослушивают стуки внутри двигателя, определяют герметичность соединений, контролируют давление и температуру масла. В случае обнаружения неисправностей обкатку прекращают и устраняют выявленные недостатки. В случае необходимости испытываемый двигатель отправляют на повторный ремонт.
Если в процессе холодной обкатки неисправностей и отклонений от технологических требований не выявлено, переходят к горячей обкатке двигателя без нагрузки.
Ответ на вопрос №4
Горячая обкатка двигателя без нагрузки(на холостом ходу) производится в течение 50-60 мин при постоянном увеличении частоты коленчатого вала от 900 до 1500-1600 мин
-1
и более в зависимости от марки двигателя. При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости, топлива и масла через соединения трубопроводов и прокладки, давления масла в смазочной системе, наличие стуков и шумов в работе двигателя.
При выявлении неисправностей двигатель останавливают, производят их устранение, а затем продолжают обкатку. Рекомендуемые режимы горячей приработки двигателей приведены в таблицу:
* В числителе указана частота вращения коленчатого вала двигателя (мин
-1
), в знаменателе – время обкатки (мин).
Ответ на вопрос №5
При данной обкатке электрическая машина стенда работает в режиме генератора переменного тока и одновременно служит тормозом- нагружателем двигателя. Работающий двигатель нагружают при полной подаче топлива на соответствующих режимах. Нагрузочные режимы определены техническими требованиями для каждой марки двигателя. Так, например, дизельный двигатель обкатывают в течение 80 мин на шести этапах нагружения:

10 мин под нагрузкой 5,9 кВт;

10 мин под нагрузкой 14,7 кВт;
Модель двигателя
Циклы обкатки*
1 2
3 4
5
ВАЗ-2108
ВАЗ-2105,-
2106
МеМЗ-245
УЗАМ-
331,-412 750-800/2 800/15 900-1100/5 950-
1050/15 1000/3 2000/15 1900..2100/5 1400..1500/5 1500/4 2600/15 2900..3100/5 1900..2000/5 2000/5
-
3900..4100/5 2400..2500/5
-
-
4100..4500/5 2900..3000/5


117

15 мин под нагрузкой 21,1 кВт;

20 мин под нагрузкой 35,3 кВт;

20 мин под нагрузкой 42,7 кВт;

5 мин под нагрузкой 47,8 кВт.
В процессе обкатки следят за давлением масла, температурой, прослушивают двигатель, а при необходимости прекращают обкатку и устраняют неисправности. В отличие от дизелей бензиновые двигатели начинают обкатывать под нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин. С ростом нагрузки увеличивают частоту вращения вала.
Ответ на вопрос №6
Обкатка двигателя на автомобиле производится сначала на холостом ходу в соответствии с приведенными выше рекомендациями по горячей обкатке двигателя без нагрузки. А затем двигатель обкатывается на пробеге
5000 км с соблюдением рекомендуемых в инструкции по эксплуатации максимальных скоростей движения на каждой передаче.
Необходимо учитывать, что после ремонта двигатель имеет повышенное сопротивление вращению, поэтому в течение его обкатки не рекомендуется доводить его работу до максимальных режимов. В обкаточный период необходимо более часто, чем при обычной эксплуатации, проверять отсутствие подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и масла, наличие посторонних шумов, а так же контролировать давление масла и температуру охлаждающей жидкости и оперативно устранять выявление неисправности.
Замена масла в двигателе после ремонта осуществляется в более короткие сроки – первая замена производится через 1000-2000 км пробега, а далее – в соответствии с рекомендацией инструкции по эксплуатации данного автомобиля.
Ответ на вопрос №7
Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый капитально отремонтированный двигатель. В конце обкатки двигатель, работающий при максимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, плавно нагружают до получения номинальной частоты вращения и записывают показания весового механизма стенда. Эффективную мощность двигателя определяют по формуле: где
Nc - эффективная мощность двигателя, кВт;
Р - показания весового механизма стенда, Н; n - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1

118
При испытании на стенде с редуктором учитывают КПД редуктора, n
= 0,98. Полной нагрузкой запрещается нагружать двигатель более 5 мин.
Одновременно контролируют давление масла в магистрали двигателя и определяют расход топлива. Часовой расход топлива определяют по формуле: где
Gт — часовой расход топлива, кг/ч;
Q — масса топлива, иpрасходованного за время опыта, г; t — время опыта, с
Удельный расход топлива определяют по формуле: где gc — удельный расход топлива, г/(кВт*ч)
Полученную в результате испытаний двигателя мощность и расход топлива приводят к значениям стандартных условий испытаний:

температура окружающей среды 25°С

давление воздуха 0,1 МПа (760 мм рт.ст.)

относительная влажность воздуха 50%

плотность топлива 0,82 г/см3
После испытания проводят частичный или полный контрольный осмотр двигателя. Частичному осмотру подвергают каждый двигатель СМД-
60, ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ, Д-108 и Д-160 и один из десяти двигателей Д-
240, Д-65, Д-21, полному осмотру — каждый 50-й двигатель. При частичном осмотре снимают поддон, вскрывают и осматривают нижние вкладыши коренных подшипников и шейки вала, осматривают зеркало гильз цилиндров. При полном контрольном осмотре снимают головку цилиндров вскрывают коренные и шатунные подшипники, вынимают поршни с шатунами и определяют качество приработки трущихся поверхностей деталей.


119
Список информационных ресурсов
Основные источники:
1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие /
Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова – 2 изд., перераб. и доп. – М.: ИД
ФОРУМ: НИЦ ИНФРА – М, 2015;
2. Техническое обслуживание автомобилей. Кн. 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта:
Учебное пособие / И.С. Туревский. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА – М,
2015;
3. Методы технической диагностики автомобилей: Учебное пособие / В.Д.
Мигаль, В.П. Мигаль. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА – М, 2014;
4. Диагностирование автомобилей. Практикум: Учебное пособие / А.Н.
Карташевич, В.А. Белоусов и др.; Под редакцией А.Н. Карташевича – М.:
НИЦ ИНФРА – М; Мн.: Новое издание, 2015;
Дополнительные источники:
5. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник / Под редакцией В.М. Власова – 2 изд., перераб. – М.: Издательский центр
«Академия», 2004.
6. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Механизмы и приспособления: Учебное пособие / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева и др.
– М.: Форум, 2010.
Электронные ресурсы:
7. Технологические процессы диагностирования и технического обслуживания автомобилей [Электронный ресурс]: лаб. Практикум /
В.И. Гринцевич, С.В. Мальчиков, Г.Г. Козлов – Красноярск, 2012.