Файл: Конспект лекций по мдк. 01. 04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 822

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98 установлен штуцер 8 и соединительная муфта 9. Резиновый шланг для подачи сжатого воздуха в цилиндры имеет на конце специальный наконечник-штуцер 10. С помощью прибора К-69М производится замер утечек сжатого воздуха из цилиндров двигателя при полностью закрытых клапанах. Из сравнения полученных показателей с нормативными делается заключение о техническом состоянии тех или иных элементов КШМ и ГРМ.
Перед началом проверки следует прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости (90±5)°С, затем вывернуть все свечи зажигания из цилиндров, подготовить прибор к работе, отрегулировать давление подводимого к прибору воздуха до 0,3МПа, а рукояткой редуктора 3 установить рабочее давление в приборе на 0,16МПа. При этом стрелка прибора должна установиться на нулевой отметке шкалы, т.е. измерительное устройство представляет собой как бы «манометр обратного действия»: когда на него подается постоянное давление в 0,16МПа, стрелка стоит на нулевой отметке, а когда в ходе проверки утечек сжатого воздуха из цилиндров давление начнет снижаться, стрелка пойдет вверх, показывая на шкале процент утечки сжатого воздуха.
Проверку начинают обычно с первого цилиндра, предварительно установив его поршень в конце такта сжатия, при этом оба клапана цилиндра закрыты. Для определения этого положения в свечное отверстие вставляют либо специальный свисток (который перестает свистеть при установке поршня в ВМТ), либо пыж (который выбрасывается из свечного отверстия в конце такта сжатия).
Примечание.
В дальнейшей проверке для определения положения поршней в НМТ и
ВМТ в конце такта сжатия используют специальную обечайку со шкалой,
устанавливаемую
на
корпус
прерывателя
при
снятой
крышке
распределителя зажигания, а на ось бегунка распределителя устанавливают
стрелку. Вращение коленчатого вала для установки поршней в нужное
положение осуществляют рукояткой для пуска двигателей.
Вставив штуцер в свечное отверстие первого цилиндра, снимают показания прибора по шкале, соответствующее утечке воздуха (У2). Утечка воздуха при положении поршней в начале такта сжатия в НМТ обозначается как У1. Проверку цилиндров ведут по порядку работы их на двигателе.
Состояние поршневых колец и герметичность клапанов оценивают по утечке
У1, а состояние цилиндров - по утечке У2 или по их разности (У2 - У1). Если эта разница утечек превышает установленную норму, это свидетельствует об износе цилиндров «на конус». Кроме того, конкретные места утечек можно проверить, подсоединив напрямую шланг от магистрали с помощью быстросъемной муфты 11 к штуцеру 10 — в местах утечек будет слышно сильное шипение прерывающегося воздуха, которое удобно прослушивать с помощью стетоскопа. Если, например сжатый воздух подан при проверке в третий цилиндр, для которого обнаружен большой процент утечек У2 и У1, а разница утечек (У2 - У1) невелика и не превышает норму, и при этом слышно


99 шипение во впускном коллекторе, вывод однозначен: негерметичен впускной клапан третьего цилиндра, состояние всех остальных элементов в норме.
Максимально допустимые утечки воздуха в цилиндрах
Объект
проверки
Показатели
Диаметры цилиндров, мм
Карбюраторные двигатели
Дизельные
двигатели
51-75
75-100
100-130
75-100
100-130
Цилиндры
У2 (ВМТ)
(У2-У1)
>16%
>12%
>28%
>20%
>50%
>30%
>45%
>52%
>30%
Поршневые кольца и клапаны
У2 (НМТ)
>8%
>14%
>30%
>24%
>25%
Помимо вышеописанных основных методов диагностики КШМ и ГРМ, в ходе работ по ТО двигателей
(например, при ТО-2) проводят поэлементную диагностику отдельных узлов и деталей. Так динамометрическая рукоятка мод.
131М (рис. а) используется, в частности, для проверки затяжки резьбовых соединений крепления головки блока. Она состоит из пружинящего стержня с рукояткой и шкалой и неподвижной стрелки, закрепленной в головке с квадратом для сменных торцовых головок, цена деления - 10 Н-м. В ходе проверочных или крепежных работ стержень изгибается вместе со шкалой, и стрелка показывает значение отклонения, по которой судят о значении момента затяжки.
На рис. б дана схема затяжки болтов головки блока ЗИЛ-
4331, на примере которой можно сформулировать единое правило для всех моделей двигателей: вначале следует затягивать центральные болты (или гайки шпилек), а затем остальные - равномерно, по обе стороны, крест-накрест, постепенно двигаясь к периферийной части торцов головки, как бы «разглаживая» ее. Отклонение затяжки от схем, рекомендуемых ТУ заводов-изготовителей может привести к короблению головок со всеми вытекающими последствиями.
Моменты затяжки составляют в среднем для легковых автомобилей – 65-80 Н∙м, для грузовых среднего литража – 70-
90 Н∙м, для двигателей ЗИЛ-4331 и КамАЗ-740 – 190-210 Н∙м, для ЯМЗ-236 – 235-255 Н∙м. Подтягивание болтов (гаек,

100 шпилек) на чугунных головках следует производить на прогретом двигателе, на алюминевых головках - на холодном.
Большое значение для нормальной работы
ГРМ имеет упругость пружин клапанов. Для ее контроля используют прибор (рис. а), состоящий из корпуса 2, нажимной рукоятки 1 с пятой 3, пояском-указателем 4, эталонной пружины 5 и установочных штырей 6. На рисунке ниже, показана проверка упругости пружин модернизированным прототипом вышеописанного прибора - штыри устанавливают на тарелку пружины клапана и нажимают на рукоятку прибора (мод. КИ-723) до начала открытия клапана и по шкале, нанесенной на корпусе, определяют снижение упругости пружины. Если упругость снизилась болеечемна25% относительно номинала ее выбраковывают.
Своевременная проверка и регулировка зазоров в клапанном механизме позволяет восстанавливать фазы газораспределения, предотвращает снижение компрессии в цилиндрах. Замер зазоров между носками коромысел
3 и торцами стержней клапанов 2 производится с помощью щупа 1 соответствующей толщины при полностью закрытых клапанах на холодном двигателе. Регулируют зазор отверткой 6 вращением регулировочного винта
5, при ослабленной контргайке 4. В конце регулировки щуп должен перемещаться в установленном зазоре с небольшим усилием.
Последовательность регулировки зависит от выбранного метода: либо устанавливают поршень первого цилиндра в конце такта сжатия (используя пыж или свисток) и регулируют оба клапана первого цилиндра, а затем поворачивают
KB на соответствующий угол и регулируют оба клапана следующего цилиндра по порядку их работы на двигателе, либо по специальной схеме регулируют сразу все закрытые впускные клапана, поворачивают КБ на соответствующий угол и регулируют следующую группу клапанов. Зазор для различных моделей составляет от 0,1 до 0,45 мм.
Для ускорения процесса контроля тепловых зазоров с одновременным повышением точности в дизелях используют прибор КИ-9918-ГОСНИТИ. Корпус прибора


101 устанавливают нижними лапками на тарелку пружины клапана, а подпружиненную верхнюю лапку 6 заводят под коромысло. Затем следует перевести рычаг 7 отжимного кулачка 8 в одно из крайних положений, чтобы стрелка индикатора отклонилась на 5-10 делений, после чего рычаг следует перевести в другое крайнее положение и установить шкалу индикатора в нулевое положение. После этого остается нажать 2-3 раза на носок свободно качающегося коромысла (клапан при проверке полностью закрыт) до упора в штангу толкателя и зафиксировать зазор между бойком коромысла и стержнем клапана по показаниям индикатора.
Приспособление мод. ПИМ-4816-ГОСНИТИ служит для одновременной проверки и регулировки зазоров.
Вначале устанавливают жало отвертки, жестко соединенной с маховиком 4, в прорезь регулировочного винта, затем устанавливают головку 1 с рукояткой 5 на контргайку и отвернув ее, вращают маховик, воздействующий на регулировочный винт, до полной выборки зазора (такое положение называют - «клапан затянут»). После чего вращают маховик в обратном направлении, следя за показаниями по отметке на поворотном диске 2 и градуированном лимбе 3 (градуировка выполнена с учетом шага резьбы регулировочного винта). Установив нормативный зазор, с помощью головки и рукоятки затягивают контргайку.
Ответ на вопрос №2
В ходе ТО проверяют натяжение приводных ремней, при этом используют приспособление КИ-8920 или К-403. Обычно измеряют прогиб верхних ветвей приводных ремней. Для каждой модели, каждой ветви установлена определенная норма прогиба, в среднем прогиб колеблется от
10 до 20 мм.
При проверке натяжения ремня приспособление устанавливают на ремень левой 14 и правой 11 лапками, составляющими единое целое с соответствующими шкалами
(секторами) прибора так, чтобы фиксаторы 12 были прижаты к боковине ремня. Приспособление следует устанавливать в центральной части ветви

102 ремня между смежными шкивами. После этого нажимают на корпус рукоятки 8 с необходимым (нормативным) усилием, за которым следят по шкале 7 динамометра, состоящего из корпуса 1, пружины 3 и регулировочного винта 5. Усилие нажатия для различных ветвей приводных ремней колеблется от 30 до 50 Н, а для автомобилей ВАЗ-100Н. Остается проверить по шкале значение прогиба ветви ремня и при необходимости произвести натяжение. Следует помнить, что ослабление ремней вызывает их пробуксовку и быстрый износ, кроме того, не полностью передается крутящий момент. Перенатяг ремней также приводит к быстрому износу, одновременно увеличивается износ подшипников генератора, водяного насоса и т.д.
На данном рисунке дана схема прибора для контроля открытия клапанов термостата при определенной температуре.
Перед проверкой с клапанов термостата следует удалить накипь, окислы и т.д. Проверяемый термостат 4 закрепляют на кронштейне 1, подводят стержень индикатора 3 к тарелке клапана и включают электронагреватель воды 6, за температурой следят по термометру 2.
Начало открытия клапана должно соответствовать температуре (70 ± 2)°С, а полное открытие - температуре (85
± 2)°С, при неудовлетворении этим требованиям термостат выбраковывают.
На данном рисунке изображен прибор для опрессовки системы охлаждения через отверстие пробки радиатора в целях проверки герметичности системы. Давление подаваемого сжатого воздуха должно быть равным 0,15МПа и в течение 10с не должно упасть более чем на 0,01МПа.
Рис. 2.5. Схема прибора для проверки герметичности системы охлаждения
1 - редуктор; 2 - ресивер; 3 - кран; 4 - манометр; 5 - стакан; 6 - рамка; 7 - зажим; 8 и 13 - двухходовой кран; 9 - регулировочный винт; 10 - индикатор;
11 - паровой клапан пробки радиатора; 12 - воздушный клапан пробки радиатора; 14 - края


103
На рис .2.5 приводится схема прибора мод. К-437 для проверки герметичности системы путем опрессовки (0,06-0,07МПа) при работающем двигателе. На малых частотах стрелка манометра при проверке не должна колебаться. Прибор позволяет проверять паровой и воздушный клапаны пробки радиатора.
СО - при сезонном обслуживании помимо вышеуказанных объемов
ТО-1 и ТО-2, перед летней эксплуатацией при наличии накипи в системе охлаждения ее следует удалить путем заливки в систему на несколько часов водяных растворов антинакипинов. Например, в двигатели автомобилей
КамАЗ и ЗИЛ-4331 заливают водный раствор (20 г/л) технического трилона
Б. После 6-7 ч работы на нем раствор сливают, и промывку повторяют через
4-5 дней. После этого систему промывают сильным напором чистой воды.
Радиатор и рубашку блока промывают от накипи и шлама раздельно, при отсоединенных патрубках и снятом термостате струей воды под давлением
0,2-0,3 МПа. Причем направление движения воды должно быть противоположным направлению циркуляции охлаждающей жидкости (рис.
2.6).
Рис. 2.6. Схема промывки охлаждающей системы двигателя а - водяной рубашки блока, б – радиатора
Перед зимней эксплуатацией следует проверить плотномером плотность тосола (в любом случае тосол в системе следует менять не реже одного раза в два года). Необходимо также проверит, работу привода жалюзей.
Ответ на вопрос №3
Учитывая особую важность нормального функционирования элементов топливной системы, при
ТО-1 проводят диагностические операции, в первую очередь определяя содержание
СО
(СН) в отработанных газах. Одним из первых отечественных газоанализаторов был прибор И-СО. Принцип его работы был основан на измерении прироста

104 температуры предварительно нагретой платиновой нити при дожигании в специальной камере прибора окиси углерода (СО), которая с порцией отработанных газов подавалась шприцем в специальное отверстие измерительной камеры. Недостаток прибора состоял в том, что порционный забор газов с помощью шприца из глушителя не позволял осуществлять непрерывный замер содержания СО, что крайне необходимо при регулировке карбюратора.
Затем была создана мод. К-456, основанная на том же принципе измерения, но более совершенная - с непрерывным измерением содержания
СО за счет использования для забора газа из глушителя специального наконечника (длиной 300 мм) со шлангом.
Постепенно промышленность перешла на выпуск принципиально новых газоанализаторов ГАИ-1 и ГАИ-2 (который дополнительно может измерять содержание в отработанных газах СО
2
в диапазоне 0-10%). На рисунке приведена схема газоанализатора ГАИ-1, принцип действия которого основан на оптико-абсорбиционном методе, т.е. на измерении поглощения инфракрасной энергии излучателя 6 окисью углерода СО, в результате чего он нагревается до температуры, зависящей от концентрации
СО в отработанных газах, преобразуемой в электронном блоке 9 оптико- абсорбционным датчиком в электрические сигналы оп ре деленного напряжения (пропорциональные концентрации СО, которое передается на измерительный прибор (индикатор) 10.То есть если в газоанализаторах И-СО и К-456 измерительный прибор представлял из себя электронный термометр, то в газоанализаторах типа ГАИ это вольтметр со шкалой, оттарированной на объемное содержание СО (и в ГАИ-2 дополнительно на содержание СО
2
). Для получения разницы потенциалов на приемнике излучения 1, в приборе напротив рабочей камеры 7 имеется сравнительная камера 3, заполненная специальным эталонным газом.
Газоанализаторы типа «Infralit», выпускаемые зарубежными фирмами, отличаются расширенными функциональными возможностями за счет измерения параметров СО и СО
2


105
На рис, 3.72 дана схема газоанализатора «Infralit-2T». Исследуемый газ из глушителя, пройдя через фильтры 2,3,4 и насос поступает в две измерительные кюветы 6 и 18 и затем уходит в атмосферу. Сравнительные кюветы 10 и 14 наполнены азотом и герметично закрыты. В каждой схеме измерения (и для СО и для СО
2
) излучения от двух накаленных спиралей инфракрасного излучения 7 фокусируются параболическими зеркалами и вращающийся от электродвигателя 8 обтюратор 9 направляются через рабочую и сравнительную камеры. В сравнительных кюветах поглощения инфракрасного излучения не происходит в рабочих кюветах элементы отработанного газа поглощают общего спектра лучи определенной длины волны и в инфракрасный лучеприемники (детекторы) 11 к 15 поступают два потока лучей различной интенсивности. В результате в усилителях 13 и 16 появляется электрический сигнал, фиксируемый на индикаторе 17 (СО
2
) и 19
(СО).
Примечание. Перед проведением анализа отработавших газов проверяют и приводят в порядок систему зажигания, уровень топлива в поплавковой камере. Затем производят проверку на прогретом двигателе в двух режимах - при минимальных частотах холостого хода, а затем увеличив их на 50-60%. Повышение содержания СО в первом случае свидетельствует о неправильной регулировке холостого хода, а при повышенных частотах - неисправности главной дозирующей системы.
Для проведения крепежно- регулировочных операций и других видов работ по топливной системе карбюраторных двигателей предназначен комплект инструмента мод.
2445, содержащий, помимо инструмента, различные приспособления: от всевозможных шаблонов до приспособления для развальцовки головок трубопроводов под штуцерные соединения. На крышке футляра имеется таблица с регулировочными и другими нормативными данными для нескольких моделей отечественных автомобилей.
На рисунке изображена динамометрическая отвертка со шкалой для контроля усилия при заворачивании винтов крепления различных элементов приборов топливной системы автомобилей.
Ответ на вопрос №4
ТО-1 — провести контрольный осмотр; проверить состояние и действие приводов остановки двигателя и привода ручного управления подачей топлива, при необходимости отрегулировать их; произвести смазку соответствующих точек в узлах трения приводов; провести крепежные

106 работы по всем элементам топливной системы, включая штуцерные соединения, различные крышки и т. д.; в обязательном порядке слить отстой из топливного бака; после слива отстоя снять, разобрать и промыть корпуса
ФГО и ФТО топлива, фильтрующие элементы промыть в чистом дизельном топливе кистями и продуть сжатым воздухом (загрязненный фильтр ФГО и размягченный фильтрующий элемент ФТО следует заменить).
Воздушные фильтры обслуживаются при ТО-1 или в случае сигнализации красным флажков индикатора засоренности, установленного на впускном коллекторе (рис. 3.114). Корпус фильтров промывают в чистом бензине или дизельном топливе и продувают сжатым воздухом; фильтрующие элементы продувают сжатым воздухом для удаления пыли, а в случае загрязнения сажей фильтрующего элемента из картона (маслом и т.п.) его промывают в теплом водном растворе синтетических моющих веществ
(ОП-7, ОП-Ю, «Новость» и т. д.). Такая операция допускается не более трех раз, затем фильтрующий элемент заменяют. В корпуса фильтров масляно- инерционно- го типа заливают свежее моторное масло. Помимо вышеуказанных операций при ТО-1 проводят диагностику как отдельных элементов, так и топливной системы в целом.
Негерметичностъ топливопроводов со штуцерными соединениями фильтров, находящихся на участке низкого давления (от бака до ТНВД) можно обнаружить при неработающем двигателе, создав избыточное давление в 0,3МПа с помощью прибора мод. 383.
Заполненный на 4/5 объема бачок 1, с дизельным топливом подсоединяют с помощью резинового шланга с запорным краном 5 и сменного штуцера с подводящим, топливопроводом от топливного бака, создают воздушным насосом 4 вышеуказанное давление и открывают кран - при поступлении топлива в магистраль негерметичные места обнаруживают по появлению течи топлива или пены с пузырьками воздуха.
Негерметичност ь (места подсоса) во впускном и выпускном трактах осуществляют на максимальных частотах прибором модели К14-
4870 - прикладывают наконечник 8 к местам возможной негерметичности и наблюдают через глазок 3 за уровнем жидкости (перед этим необходимо вывернуть пробку 4). Если уровень понижается, значит в этом месте происходит подсос воздуха и имеет место негерметичность соединения.