Файл: Выпускная квалификационная работа на тему Роль полиции в профилактике уличной преступности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1292

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Содержание деятельности полиции по профилактике уличной преступности

2.1 Основные направления профилактической деятельности полиции в сфере борьбы с уличной преступностью

Криминологическая профилактика представляет собой профилактику на стадии «допреступной» деятельности, реализующуюся путем разработки и осуществления взаимосвязанных мер экономического, социального, политического, правового, организационно-управленческого характера, направленных на выявление и нейтрализацию причин и условий преступности. К данному определению необходимо добавить также и профилактику на стадии «постпреступной» деятельности, то есть работу с лицами, уже совершившими преступление, с целью предупреждения рецидива преступлений36.

Специальные государственные органы выполняют особые функции по противодействию преступности и другим правонарушениям, к ним относятся – органы внутренних дел, прокуратура, органы юстиции, суды.

Особенно значительна роль органов внутренних дел и ее служб – уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения37. Именно данные службы выполняют главные обязанности по охране общественного порядка, по предупреждению, пресечению преступлений и правонарушений.

Обеспечение правопорядка в общественных местах является одним из основных направлений деятельности российской полиции (п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ1), эффективность которой зависит от совокупности самых разнообразных факторов — социальных, экономических, политических, географических, демографических, этнопсихологических, организационных, правовых, управленческих и др38. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.


Согласно Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

  • Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

  • Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

  • Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

  • Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений.

Органы МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях:

  • Организуют работу территориальных органов МВД России по комплексному решению задач предупреждения преступлений, нормативно-методическому обеспечению деятельности по предупреждению преступлений, а также контролю за ее осуществлением на местах.

  • Готовят на основе ежеквартального анализа и прогноза состояния оперативной обстановки управленческие решения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений, разрабатывают комплексные оперативно-профилактические мероприятия и обеспечивают их проведение.

  • Обеспечивают комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовку предложений о мерах реагирования на ее осложнение, организацию криминологических исследований, изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по, проблемам предупреждения преступлений.

  • Участвуют в разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации правоохранительной направленности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных преступлений. Оказывают методическую помощь в разработке муниципальных программ правоохранительной направленности.

  • В установленном порядке осуществляют взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению преступлений.


Территориальные органы МВД России на районном уровне:

  • Готовят ежемесячный анализ криминогенной обстановки на обслуживаемой территории (объектах обслуживания).

  • Осуществляют комплексную оценку результатов работы сотрудников подразделений по предупреждению преступлений, разрабатывают мероприятия по ее активизации.

  • Информируют в установленном порядке органы местного самоуправления, а также организации, предприятия, учреждения, расположенные на территории обслуживания (объектах обслуживания), о преступлениях, причинах и условиях, способствовавших их совершению, с изложением конкретных предложений по их устранению или нейтрализации.

  • Осуществляют взаимодействие с соответствующими государственными, муниципальными органами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями.

  • Проводят комплексные и целевые оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению преступлений и улучшению криминогенной обстановки.

  • Принимают меры по обеспечению безопасности граждан, если на их жизнь, здоровье или имущество, по имеющейся оперативной информации, возможно преступное посягательство.

  • Выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль.

  • В пределах установленной компетенции осуществляют контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы (иными категориями лиц), установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений.

  • В установленном порядке привлекают общественные объединения правоохранительной направленности и граждан к деятельности по предупреждению преступлений39.

В предупредительной работе сотрудниками полиции можно выделить следующие основные этапы:

1. разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

2. конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства, включая коллективы предприятий, учреждений и организаций;

3. проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах в ОВД либо нарушающих нормы общественной жизни;

4. предотвращение преступлений ос стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно ОВД;

5. раскрытие совершенных преступлений с целью пресечения продолжения преступной
деятельности и недопущения новых преступлений;

6. работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений, ранее судимыми с целью недопущения совершения ими новых преступлений40.

Основные направления специально-криминологической профилактики:

– последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации;

– обеспечение эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах;

– усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;

– пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников;

– улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;

– активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок41.

Необходимо рассмотреть профилактические меры, которые непосредственно направлены на устранение причин и условий грабежей, разбоев.

К ним, прежде всего, относятся меры технические и организационные:

  • внедрение в практику оперативной диспетчерской связи жилищно-эксплуатационных контор, предназначенной для осуществления контроля с помощью технических средств за входами в подъезды, подвалы, на чердаки и другие подсобные помещения жилых домов;

  • внедрение охранной сигнализации в квартирах, выпуск замков с усиленными индивидуально-потайными охранными свойствами, техническое укрепление дверных коробок и дверей, оборудование подъездов кодовыми запорами;

  • совершенствование организации патрульно-постовой службы милиции с обязательным учетом особенностей криминологической обстановки в жилых микрорайонах;

  • своевременное удаление с улиц лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, как потенциальных потерпевших или возможных преступников;

  • организация жителей на улицах, в скверах и во дворах жилых домов (последнее в настоящее время проблематично);

  • организация охраняемых стоянок для автотранспорта;

  • надлежащее освещение улиц, дворов, зданий;

  • своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угрозы42.

Профилактика преступлений рассматриваемой категории неразрывно связано с осуществлением и таких специальных мер, как:


  • своевременное выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и изъятие его;

  • осуществление рейдов на определенной территории по выявлению тунеядцев, бродяг, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

  • постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений и их лечение;

  • своевременное пресечение формирования преступных групп;

  • создание оперативных отрядов, специальных дружин по борьбе с карманными кражами, грабежами, разбоями на улицах, автомототранспорта;

  • трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

  • административный надзор в предусмотренных законом случаях43.

Профилактика грабежей, разбоев может осуществляться и с помощью следующих мероприятий информационного и воспитательного характера:

  • информирование населения о совершении краж из квартир, уловках преступников и защитных мерах по предупреждению краж личного имущества;

  • информирование населения о появлении случаев грабежей и разбойных нападений в определенном месте и (или) в определенное время;

  • разъяснение населению способов, которые используют мошенники при завладении имуществом граждан;

  • действия по предупреждению становления на преступный путь лиц, допускающих малозначительные нарушения, а также не работающих и не учащихся;

  • организация воздействия на злоупотребляющих алкоголем или пробующих наркотики (беседы, обсуждение поведения по месту работы или жительства, контроль за поведением, вовлечение в учебу, культурные мероприятия)44.

В своей повседневной служебной деятельности органы внутренних дел особое внимание уделяют контролю и стабилизации оперативной обстановки в жилом секторе, а также своевременному выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оказанию воспитательного воздействия на лиц, их еще не совершивших.

Для повышения эффективности мер, принимаемых по контролю за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, органами внутренних дел широко распространена практика проведения в жилом секторе комплексных оперативно-профилактических операций (далее - ОПО) или оперативно-профилактических мероприятий (далее - ОПМ).

Так, к примеру, Главным управлением МВД России по Свердловской области ежегодно силами территориальных органов МВД России на районном уровне (далее - ОМВД) на обслуживаемой территории края проводятся ОПО (ОПМ) под условными наименованиями "Быт", "Алкоголь", "Спецконтингент", "Надзор", "Нелегальный мигрант", и др.. Указанный перечень ОПО (ОПМ) может дополняться в зависимости от реализуемых целей и задач