Файл: Отчет по учебной практике ознакомительная практика I.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.
Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.
Выделим ключевые моменты:
Документы международного уровня
К документам международного уровня относятся:
- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка.Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.
Документы федерального уровня
Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:
-Конституцию РФ,
-Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Документы регионального уровня.
Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Свердловской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.
На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:
Устав дошкольного образовательного учреждения;
-Правила внутреннего трудового распорядка;
-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;
-Положение о родительском комитете и др.
Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в ДОУ являются воспитанники, их родители или иные законные представители, педагогические работники ДОУ
Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Уставом. Взаимоотношения ребёнка и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными способностями.
Воспитанники ДОУ имеют право на:
-
охрану жизни и здоровья; -
защиту от всех форм физического и психического насилия; -
защиту их достоинства; -
удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; -
удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития; -
развитие творческих способностей и интересов; -
предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Родители или иные законные представители имеют право:
-
выбирать образовательное учреждение и форму получения образования; -
знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ; -
защищать законные права и интересы ребёнка; -
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса; -
принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой настоящим Уставом; -
получать компенсацию части родительской платы, взимаемой за содержание (присмотр и уход за детьми) в ДОУ; -
дать ребенку дошкольное образование в семье, на любом этапе обучения ребенка продолжить образование в ДОУ.
Родители или иные законные представители обязаны:
-
выполнять Устав ДОУ, в части касающейся их прав и обязанностей; -
нести ответственность за воспитание своих детей; -
создавать необходимые условия для получения детьми дошкольного образования; -
уважать права, честь и достоинство педагогических работников ДОУ, поддерживать их авторитет, воспитывать у своих детей уважительное отношение ко всем работникам ДОУ; -
выполнять принятые на себя обязательства по условиям договора между ДОУ и родителями или иными законными представителями, в том числе своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в соответствии с договором между ДОУ и родителями или иными законными представителями детей.
Другие права и обязанности родителей или иных законных представителей детей ДОУ закрепляются в заключенном между ними и ДОУ договоре, условия которого не должны ограничивать права сторон, противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
Педагогические работники ДОУ имеют право:
-
на участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом; -
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации; -
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ; -
методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями; -
аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации; -
продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству РФ; -
повышение своей квалификации; -
оплату труда в соответствии с квалификацией и объемом выполняемой работы; -
на проведение дисциплинарного расследования нарушения педагогическим работником ДОУ норм профессионального поведения и (или) настоящего Устава только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме; -
получение иных социальных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Педагогические работники ДОУ обязаны:
-
выполнять Устав ДОУ; -
соблюдать трудовые договоры, должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ; -
охранять жизнь и здоровье детей; -
защищать детей от всех форм физического и психического насилия; -
проходить обязательные периодические бесплатные медицинские осмотры, которые проводятся за счет средств Учредителя; -
сотрудничать с семьями по вопросам воспитания и обучения детей; -
обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.
В пятый день прохождения практики мною были изучены и проанализированы должностные инструкции воспитателя и педагога-психолога.
Проанализировав должностную инструкцию педагога-психолога можно сделать вывод: для работы педагогом-психологом, необходимо высшее или средне профессиональное образование, педагогическое или психологическое, в зависимости от должности.
В своей деятельности необходимо руководствоваться различными законами и иными нормативными правовыми актами, положениями, и т.п.
Деятельность педагога–психолога связана непосредственно с детьми, их семьями, школой и другими учреждениями. Педагог-психолог осуществляет деятельность на правленую на психологическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников. И если социальный педагог держит под контролем, то что влияет на детей из вне, педагог-психолог, наоборот пытается помочь ребенку, из внутренних условий. Для этого педагог-психолог изучает особенности детей, их интересы и склонности с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе его воспитания и обучения, профориентации, социализации и адаптации. Педагог-психолог проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, индивидуальную и групповую. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность со всем педагогическим составом, но чаще всего он работает в паре с социальным педагогом. Таким образом, проще оценить и найти правильное решение.
С момента приема и до ухода ребенка домой согласно должностной инструкции воспитатели МАДОУ несут возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье детей, и обеспечивают учебно-воспитательную работу в соответствии с Общеобразовательной программой, Годового плана на учебный год, Календарно- тематического плана, Учебного плана на 2020-2021 учебный год, ежедневных планов воспитателей. Также работа воспитателя направлена на обеспечение детям благоприятных условий и создание психологического комфорта. Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – актуальные вопросы в работе воспитателей нашего детского сада. Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Воспитатели МАДОУ «Детский сад «Радуга» приходят на работу за 10-15 минут до начала рабочего дня, с целью обеспечения безопасности детей, проводят осмотр групповой, спальной комнат, раздаточной и раздевалки на наличие посторонних или опасных предметов.
Ежедневный утренний прием детей начинается в 7.30 и до 8.30, непосредственно от родителей (законных представителей) и отдавать их лично родителям (законным представителям) или доверенным лицам не моложе 18 лет, воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, при малейших признаках заболевания приглашает медицинского работника и имеет право не принять больного ребенка, следит за посещаемостью учреждения детьми своей группы, своевременно сообщать заведующему и медицинскому персоналу учреждения об отсутствующих детях, выявленных при утреннем фильтре, выясняет причины отсутствия и диагнозы заболеваний (если таковые имеются). В течение всего дня следит за самочувствием детей.