Файл: Отчет по учебной практике ознакомительная практика I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. 

   Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации. 

Выделим ключевые моменты:

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка.Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Документы федерального уровня


Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

-Конституцию РФ,

-Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Свердловской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

Права и обязанности участников образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в ДОУ являются воспитанники, их родители или иные законные представители, педагогические работники ДОУ


Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Уставом. Взаимоотношения ребёнка и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными способностями.

Воспитанники ДОУ имеют право на:

  • охрану жизни и здоровья;

  • защиту от всех форм физического и психического насилия;

  • защиту их достоинства;

  • удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

  • удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития;

  • развитие творческих способностей и интересов;

  • предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.

Родители или иные законные представители имеют право:

  • выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;

  • знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ;

  • защищать законные права и интересы ребёнка;

  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;

  • принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой настоящим Уставом;

  • получать компенсацию части родительской платы, взимаемой за содержание (присмотр и уход за детьми) в ДОУ;

  • дать ребенку дошкольное образование в семье, на любом этапе обучения ребенка продолжить образование в ДОУ.

Родители или иные законные представители обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ, в части касающейся их прав и обязанностей;

  • нести ответственность за воспитание своих детей;

  • создавать необходимые условия для получения детьми дошкольного образования;

  • уважать права, честь и достоинство педагогических работников ДОУ, поддерживать их авторитет, воспитывать у своих детей уважительное отношение ко всем работникам ДОУ;

  • выполнять принятые на себя обязательства по условиям договора между ДОУ и родителями или иными законными представителями, в том числе своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в соответствии с договором между ДОУ и родителями или иными законными представителями детей.


Другие права и обязанности родителей или иных законных представителей детей ДОУ закрепляются в заключенном между ними и ДОУ договоре, условия которого не должны ограничивать права сторон, противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

 Педагогические работники ДОУ имеют право:

  • на участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом;

  • на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации;

  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ;

  • методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями;

  • аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

  • продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству РФ;

  • повышение своей квалификации;

  • оплату труда в соответствии с квалификацией и объемом выполняемой работы;

  • на проведение дисциплинарного расследования нарушения педагогическим работником ДОУ норм профессионального поведения и (или) настоящего Устава только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме;

  • получение иных социальных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Педагогические работники ДОУ обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ;

  • соблюдать трудовые договоры, должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;

  • охранять жизнь и здоровье детей;

  • защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

  • проходить обязательные периодические бесплатные медицинские осмотры, которые проводятся за счет средств Учредителя;

  • сотрудничать с семьями по вопросам воспитания  и обучения детей;

  • обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

В пятый день прохождения практики мною были изучены и проанализированы должностные инструкции воспитателя и педагога-психолога.

Проанализировав должностную инструкцию педагога-психолога можно сделать вывод: для работы педагогом-психологом, необходимо высшее или средне профессиональное образование, педагогическое или психологическое, в зависимости от должности.

В своей деятельности необходимо руководствоваться различными законами и иными нормативными правовыми актами, положениями, и т.п.


Деятельность педагога–психолога связана непосредственно с детьми, их семьями, школой и другими учреждениями. Педагог-психолог осуществляет деятельность на правленую на психологическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников. И если социальный педагог держит под контролем, то что влияет на детей из вне, педагог-психолог, наоборот пытается помочь ребенку, из внутренних условий. Для этого педагог-психолог изучает особенности детей, их интересы и склонности с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе его воспитания и обучения, профориентации, социализации и адаптации. Педагог-психолог проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, индивидуальную и групповую. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность со всем педагогическим составом, но чаще всего он работает в паре с социальным педагогом. Таким образом, проще оценить и найти правильное решение.
С момента приема и до ухода ребенка домой согласно должностной инструкции воспитатели МАДОУ  несут возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье детей,  и обеспечивают учебно-воспитательную работу в соответствии с Общеобразовательной программой, Годового плана на учебный год, Календарно- тематического плана, Учебного плана на 2020-2021 учебный год, ежедневных планов воспитателей. Также работа воспитателя направлена на обеспечение детям благоприятных условий и создание психологического комфорта. Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника –   актуальные вопросы в работе  воспитателей нашего детского сада. Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Воспитатели МАДОУ «Детский сад «Радуга» приходят на работу за 10-15 минут до начала рабочего дня, с целью обеспечения безопасности детей, проводят осмотр групповой, спальной комнат, раздаточной и раздевалки на наличие посторонних или опасных предметов.

Ежедневный утренний прием детей начинается в 7.30 и до 8.30, непосредственно от родителей (законных представителей) и отдавать их лично родителям (законным представителям) или доверенным лицам не моложе 18 лет, воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, при малейших признаках заболевания приглашает медицинского работника и имеет право не принять больного ребенка, следит за посещаемостью учреждения детьми своей группы, своевременно сообщать заведующему и медицинскому персоналу учреждения об отсутствующих детях, выявленных при утреннем фильтре, выясняет причины отсутствия и диагнозы заболеваний (если таковые имеются). В течение всего дня следит за самочувствием детей.