Файл: Отчет по учебной практике ознакомительная практика I.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | | | | | |
Рабочая и отчетная документация педагога охватывает все виды его деятельности и строится в соответствии с основными направлениями и спецификой его работы. Рабочая документация педагога отражает структуру и особенности деятельности образовательной организации и ориентируется на учет каждой отдельной единицы его деятельности. Данная документация ведется по типу классного журнала, в общем же ее форма свободна и выбирается педагогом самостоятельно, исходя из личного удобства ведения и заполнения. Рабочая отчетная документация предоставляет педагогу возможность оценить весь объем проделанной работы, а также её часть за определенный промежуток времени. Осуществить анализ, сравнить с результатами, которые были получены ранее за тот же время и с установленными образовательными стандартами. Отчетная документация должна всесторонне отражать конкретный период времени деятельности педагога. В связи с чем, она предоставляется в строго установленные сроки и в том виде, который принят в образовательном учреждении. На основании отчетной документации, проверяющий орган может сформировать общее представление о педагоге как о самостоятельном и уникальном специалисте, реализующем собственную образовательную парадигму.
Отчетная документация педагога должна быть полностью ориентирована на специфику деятельности педагога (предметник, начальных классов, классный руководитель, психолог и т.д.), особенностях его взаимодействия с детьми, родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения. Желательно, чтобы вся документация педагога имела определенную унификацию, которая была бы полезна для работы начинающих педагогов образовательных учреждений (школа, ДОУ), специалистов развивающих центров, а также для комиссий, которые осуществляют работу с детьми по различным направлениям (логопедия, психология и т.д.). Особенно это важно для педагогов, осуществляющих свою деятельность в коррекционных образовательных учреждениях и учреждениях компенсирующего типа. В них отчетная документация педагога используется во время медико-психолого-педагогических комиссиях, индивидуальной работе с детьми и т.п. Виды отчетов педагогов Основными видами документации педагога являются: Рабочая (текущая) отчетная документация.
Отчетная итоговая документация.
Каждый из данных видов документации имеет ряд различных единиц и форм отчетов. Документация, составляющая рабочую (текущую) документацию педагога: Отчеты по планированию учебной деятельности на конкретный промежуток времени. Регистрационные документы (журналы). Регистрационно-содержательные документы (по определенным видам работ педагога). Регистрационно-методические документы (используемые методики, тесты, коррекционные программы). Записная книжка педагога, которая содержит особые даты, личные данные учащихся и т.д. Отчетная документация педагога образовательного учреждения представляет собой систему, включающую содержательный анализ о деятельности педагога по всем направлениям его работы. Составляющие единицы отчетной документации: Текущая отчетная документация – представлена: первичными заключениями о результатах воспитательно-образовательной деятельности, проведенных индивидуальных или групповых диагностик; динамическими (промежуточными) заключениями; итоговыми заключениями о результатах педагогической работы; листами групповой и индивидуальной работы с учащимися (воспитанниками). Промежуточная отчетность, включает в себя статистико-аналитическую отчетность с кратким анализом полученных педагогических результатов, за конкретный период времени. Итоговая отчетность – представляет собой развернутый аналитический отчет педагога о проделанной за учебный год работе и ее соответствии утвержденному годовому плану. Основным отчетным периодом, за который предоставляется отчет, о проделанной педагогом работе, является календарный месяц. Как показывает практика, данный временной промежуток является наиболее удобным и целесообразным, так как позволяет оценить работу педагога, при необходимости своевременно внести в нее коррективы.
Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.
Подготовка воспитателя к занятию
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить
развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Обучающие и развивающие занятия строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать.
Модель развивающего занятия
Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.
Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и преждевсегознания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять ипродуктивно их использовать в процессе усвоения.
Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.
Одно из направлений деятельности психолога в ДОУ — посещение и анализ занятия воспитателей с целью оценки психологического состояния детей, отсутствия их переутомления, оценки оптимальности подобранных средств обучения и т.д. Существуют различные критерии, но можно использовать для анализа готовую схему.
Схема анализа занятия воспитателя психологом предложена Л. Т. Охитиной:
-
Наличие комплексных-развивающих, обучающих, воспитательных и коррекционных целей занятия. -
В какой мере содержание и структура занятия отвечает принципам:
-
формирования мотивационной основы к занятию (умение
увлечь детей, соотношение методов побуждения и принуждения к деятельности); -
индивидуального и дифференцированного подхода; -
динамичности детского восприятия (переключения с разных видов воспринимающей деятельности на другие: с аудиальной на зрительную, кинестетическую и т. д.); -
развития высших психических функций; -
использования разных видов обучающей помощи (по подражанию, образцу, словесной инструкции, схематическому плану, применению символов); -
использования игровой деятельности в качестве «канвы» занятия.
-
В какой мере происходит распределение нагрузки:
-
на память детей и их мышление, -
на чередование эмоционально насыщенного и интересного,
но трудного материала; интересного, но простого материала; неинтересного и простого материала; неинтересного и сложного материала; -
на использование воспроизводящей и творческой деятельности?
-
Какие приемы используются для предупреждения утомления детей? -
Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом, а какие — детьми:
-
кто ставит проблему; -
кто формулирует ее; -
кто решает?
-
Умение воспитателя сочетать коллективные, подгрупповые,
парные и индивидуальные формы работы. -
Как соотносится контроль, анализ и оценка деятельности детей взрослым и сверстниками? Что является объектом оценки воспитателя (знания, умения и навыки детей, их поведение, взаимопомощь и т. д.). -
Особенности самоорганизации воспитателя:
-
подготовленность к занятию (степень овладения содержанием и психологической целью занятия), внутренняя готовность к проведению занятия (активность, целеустремленность, оптимизм, находчивость); -
педагогический такт и гибкость педагога, рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его проведения;
9. Психологический климат в группе:
-
как поддерживает воспитатель атмосферу общения детей друг с другом; -
тип взаимоотношений и стиль общения.