Файл: Средства выразительности языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 782

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Противоположная анафоре фигура эпифора (греч. epiphora повторение) – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Стык - повторы слов на границах смежных отрезков. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях.

Многосоюзие обычно наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества.
Синтаксический параллелизм - повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях.

Эллипсис - пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого (неполные предложения). Эллиптические конструкции характерны для разговорной речи. В художественной литературе с помощью этой фигуре достигается особая выразительность. Они придают тексту особую динамичность:

Пусть… Но чу! гулять не время!
К коням, брат, и ногу в стремя,
Саблю вон – и в сечу! Вот
Пир иной нам Бог дает.
(Д. Давыдов).

Умолчание - внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным: Власть же столько своих обещаний не выполнила... Эта фигура представляет читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

Бессоюзие (асиндетон) - фигура, противоположная многосоюзию и состоящая в опущении союзов при перечислении (в обычной русской речи последний однородный член принято присоединять с помощью союза): Швед, русский колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин). Бессоюзие убыстряет речь, придает ей динамизм.

Инверсия - нарушение обычного порядка слов. Чаще всего в русском языке инверсия связана с так называемым актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес). Прямой порядок слов (люди делают историю) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди. В самом сказуемом (делать историю) также допущена инверсия, актуализирующая слово «историю». Хрестоматийный пример инверсии в поэтическом тексте – первая строка лермонтовского стихотворения «Парус», которая при правильном порядке слов звучала бы так: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».

Парцелляция - расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка: откройте окна... и двери. Чаще знаком при парцелляции является точка.


Антитеза (греч antitesis – противопоставление) – стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я

червь – я бог! (Г. Державин). Но противопоставление может быть выражено и описательно:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?
(М. Лермонтов).

Оксюморон также является семантическим преобразованием, образный потенциал которого рождается на взаимопроникновении разнонаправленных смысловых элементов. В нем взаимодействуют антонимичные семантические признаки, соприкосновение которых на поверхностном уровне происходит преимущественно в атрибутивных (ср. живой труп у Л. Толстого, горячий снег у Ю. Бондарева - конструкция прилагательное + существительное и отрава поцелуя у М. Лермонтова - генитивная конструкция) либо адвербиальных синтаксических конструкциях, в основе которых также лежит принцип согласования противопоставленных признаков (ср. Смотри, ей весело грустить, / Такой нарядно обнаженной у А. Ахматовой), а также нередко и в форме образного сравнения (ср. у Пастернака: Жар наспанной щеки и лоб / В стекло горячее, как лед, / На подзеркальник льет).
Градация (лат. adatio – постепенное возвышение) – стилистический прием расположение слов и выражений, а также средств художественной выразительности по возрастающей или убывающей значимости:

Нет, был бы он невыносимо страшен,
Удел земной, не будь всегда при нас
Ни детства дней, ни молодости нашей,
Ни жизни всей в ее последний час.
(А. Твардовский)
К фигурам переосмысления можно отнести и риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя:

Жизни мышья беготня

Что тревожишь ты меня?
(А.С. Пушкин)
Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение чувства:



Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
(И. Мятлев)
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:

Земля-владычица! К тебе чело склонил я.
(В. Соловьев)
Таким образом, стилистические фигуры – это обобщенное название стилистических приемов, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического употребления» и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста. В стилистических (или риторических) фигурах используются стилистические возможности синтаксиса. Стилистические фигуры делятся на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки. Особняком стоят такие риторические фигуры, как оксюморон, гипербола, градация, тесно связанные с лексическим значением входящих в фигуру слов.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Морфологические средства выразительности – категориальные
грамматические средства (в частности, частеречные), средства
формообразования слов различных частей речи. Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам.
Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер.
Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текста существительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы и т. д.
Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся:


  1. Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь — лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин). Формы глаголов настоящего времени в данном случае актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными.

    ...И, как судьба меня ни хлопай,
    Я устремлен душою всей
    К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин)
    Форма повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.

    Он вышел из-за своего большого рабочего стола, и мы уселись в креслах около низкого дополнительного стола... Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?» (В. А. Солоухин)

    Употребление форм множественного числа прошедшего времени глаголов-сказуемых вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному как неопределенное.

  2. Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

    Молчи, скрывайся и таи
    И чувства, и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи, —
    Любуйся ими и молчи. (Ф. И. Тютчев)
    Использование большого количества глаголов в повелительном наклонении усиливает эмоциональность и экспрессивность текста, представляющего собой страстную речь лирического героя.

    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица.
    В дымках тучка, пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!.. (А. А. Фет)
    В данном стихотворении из-за отсутствия глаголов максимально ослаблено повествовательное начало; преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя и передают его напряженно-ликующее состояние.

    О, этот юг! О, эта Ницца!
    О, как их блеск меня тревожит! (Ф. И. Тютчев)
    Многократное использование междометий передает чувство восторга лирического героя и придает тексту особую художественную образность и выразительность. пренебрежительных, уничижительных):
    Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)

    С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов передается ироническое и презрительное отношение Н. В. Гоголя к дамам города N.

    Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М. Достоевский)

    С помощью уничижительного суффикса -ишк- передается презрительное отношение изображаемого писателем персонажа к окружающему миру, а сам текст приобретает яркую, образную выразительность.


  3. Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:

    Я думал — ты всесильный божище,
    А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский)
    Выразительные возможности увеличительного суффикса -ищ- и уменьшительного суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и экспрессивностью.

    Дамьё от меня ракетой шарахалось...
    Гостьё идет по лестнице. (В. В. Маяковский)
    Созданные поэтом с использованием суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц, обозначенных новыми существительными.



ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


Словообразовательные средства – морфемы, выражающие оценку (положительную или отрицательную), используемые при образовании слов с экспрессивным, оценочным, значением:

а) суффиксы с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением: -ок, -очек, -еньк, -оньк, -охонек, -ошенек; -ищ и др.;

б) суффиксы с почтительным или уничижительно-пренебрежительным значением: -ишк, -ышк и др.
Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.
В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижительность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - домИЩе, домИНа. Грязь - грязИЩа;
1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет).

2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к …

3) Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту)

4) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок).

5) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущ и др.: бородища, здоровущий.

Приставки:
1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения.

2) Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости.
Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия:

3) приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм.

4) Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова:
1) помогают выделить наиболее важные понятия текста,

2) подчеркивают значимость этих понятий
Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:

Я думал — ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский)
Выразительные возможности увеличительного суффикса -ищ-и уменьшительного суффикса -ик- позволяют В. В. Маяковскому не только создать неологизмы-окказионализмы и на их основе — антитезу, подчеркивающую силу авторского чувства возмущения, но и наполнить текст особой образностью и экспрессивностью.

Дамьё от меня ракетой шарахалось...
Гостьё идет по лестнице. (В. В. Маяковский)
Созданные поэтом с использованием суффикса -й- окказионализмы со значением собирательности усиливают выразительность текста и передают оценку авторского восприятия лиц, обозначенных новыми существительными.
Графические средства выразительности: рубленая строка (лесенка), акростих, разрядка, курсив.

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Выразительности устной речи способствуют, наряду с лингвистическими, паралингвистические (нелингвистические) средства: жесты, мимика, пантомимика. Они обычно связаны с конкретным высказыванием и служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности.
Сопровождая речь, паралингвистические средства усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, подчеркивают необходимые смысловые части высказывания, иллюстрируют выраженную словами мысль. Основное их назначение ¾ уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания речи. Эмоциональная речь в любой сфере общения, как правило, сопровождается соответствующими жестами, телодвижениями и выражением лица, передающими те или иные чувства.