Файл: Учебные материалы по дисциплине Логистика в торговле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
В коммерческом договоре определяется объем прав и обязанностей участников коммерческой сделки, порядок и условия исполнения обязательств, ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Различают две группы коммерческих договоров:
 договоры по передаче имущества;
 договоры по оказанию услуг.
Группа 1. Договоры по передаче имущества:
 договор купли-продажи;
 договор поставки;
 договор поставки товаров для федеральных государственных нужд;
 договор контрактации;
 договор мены;
 договор аренды;
 договор розничной купли-продажи.
Договор купли-продажи. Во внутренней и международной торговле наиболее распространен и предполагает разовую поставку товаров. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор поставки. Является разновидностью договора купли- продажи товаров, заключается на длительный срок.
Договор поставки товаров для федеральных государственных нужд. Поставка товаров по договору осуществляется для Министерства обороны РФ, МИДа РФ, МЧС, пополнения резервных запасов, для бюджетных организаций. Закупка осуществляется путем обязательного объявления конкурсных торгов, аукциона или запроса котировок.
Договор контрактации. Является одной из форм хозяйственных связей между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовителями. По договору контрактации производитель обязуется передать готовую продукцию заготовителю
(коммерческому посреднику). Предметом договора контрактации является продукция в сыром виде или прошедшая первичную обработку. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли-продажи.
Договор мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой.
Каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Неофициальным названием мены как торговой сделки в РФ является бартер.


18
Договор аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. Выделяют следующие разновидности договора аренды:
 договор проката;
 договор аренды транспортных средств;
 договор аренды зданий и сооружений;
 договор аренды предприятия;
 договор финансовой аренды (лизинг).
Договор аренды заключается на определенный срок. Если срок аренды не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок.
Договор розничной купли-продажи. По этому договору продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли- продажи является публичным договором, то есть продажу товаров продавец должен осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека. Отсутствие у покупателя кассового чека не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта покупки товара.
Группа 2. Договоры по оказанию услуг:
 договор комиссии;
 агентский договор;
 договор перевозки;
 договор хранения;
 договор страхования;
 договор транспортной экспедиции;
 договор коммерческой концессии.
Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона
(комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Агентский договор. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны
(принципала) определенные действия. Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг. Агент не покупает и не продает товар, но способствует его продаже. Различают виды агентов: агент промышленный, агент сбытовой, агент торговый и агент универсальный.

19
Договор перевозки. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя
(получателя), так и на транспортную организацию. На разных видах транспорта оформляются специфические договоры. К примеру, на морском транспорте составляется коносамент.
Договор хранения. По договору хранения одна сторона
(хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной
(поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК
РФ). Предметом договора являются услуги по хранению, которые хранитель оказывает поклажедателю. Объектом самой услуги выступают разнообразные вещи, способные к пространственному перемещению. В оптовой торговле услугами хранения пользуются торговцы без складов, а услугу оказывают склады ответственного хранения.
Договор страхования. Страхование – это вид деятельности, при которой граждане и организации (страхователи) заранее страхуют себя и своё имущество от неблагоприятных последствий путем внесения денежных взносов в фонд специализированной организации
(страховщика), оказывающей страховые услуги. При наступлении указанных последствий эта организация выплачивает страхователю или иному лицу обусловленную сумму. В предпринимательской деятельности страхуется коммерческий риск.
Договор транспортной экспедиции. Является разновидностью транспортных договоров. Экспедиционную деятельность следует рассматривать в качестве вспомогательной по отношению к транспортной деятельности. Она включает в себя следующие виды работ:
 упаковка и маркировка грузов;
 погрузка и выгрузка;
 доставка грузов к месту отправления.


20
Договор коммерческой концессии. В переводе на русский язык concession (лат.) означает разрешение или уступку. Этот термин является синонимом термина «франчайзинг». Означает систему договорных отношений крупных предприятий с мелкими торговыми предприятиями, при которых мелким предприятиям за определённую плату передаются технологии организации продаж, ноу-хау и возможность пользоваться товарным знаком на определенной территории. Это позволяет крупным предприятиям значительно расширить географию продаж.
Сделка является ключевым этапом коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. В результате заключения сделки возникают хозяйственные связи в оптовой и розничной торговле. Коммерческий договор фиксирует соглашения, достигнутые в результате заключения сделки.
Вопрос 5. Логистика в оптовой и розничной торговле.
Оптовая торговля является частью системы распределения готовой продукции в сфере товарного обращения. При управлении логистическими процессами в оптовой торговле осуществляется рационализация товародвижения на этапе перемещения материального потока от производственных предприятий до розничных торговых предприятий. При этом все участники логистического процесса должны учитывать интересы конечных потребителей.
В сфере товарного обращения субъектами логистического процесса являются:
 сбытовые подразделения производственных предприятий;
 крупные и мелкие оптовые посредники;
 розничные торговые предприятия;
 логистические посредники и провайдеры.
С помощью этих участников осуществляется перемещение совокупного материального потока от производителей к домашним хозяйствам или учреждениям.
Объект исследования логистики оптовой торговли – материальный поток и сопутствующие финансовые, информационные и сервисные потоки на этапах товародвижения от производственных предприятий до розничной торговой сети.
Предмет исследования – рационализация движения материальных потоков на макро- и микроуровне в сфере оптовой торговли.

21
Движение совокупного материального потока в сфере товарного обращения можно разделить на следующие фазы.
Фаза 1. Движение материальных потоков от производственных предприятий до крупных оптовых торговых предприятий, а также передача сопутствующих информационных и финансовых потоков.
Фаза 2. Получение материального потока крупными оптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов от клиентов и передача товаров к мелким оптовым посредникам в обмен на финансовые потоки.
Фаза 3. Получение материального потока мелкооптовыми торговыми предприятиями, его обработка и промежуточное хранение, получение заказов из розничной торговой сети, доставка или выдача скомплектованных партий товаров розничным торговцам.
Фаза 4. Обработка товарных партий розничным торговым предприятием, продажа и в некоторых случаях доставка товаров конечным потребителям.
Представленная классификация имеет теоретический характер, так как в реальных условиях происходит «размывание» границ между этими фазами за счет того, что производитель может отгружать товары непосредственно розничным торговым предприятиям или продавать конечным потребителям с помощью собственной розничной сети.
В целом сфера товарного обращения представлена торговыми и сервисными предприятиями, связанными между собой материальными, информационными и финансовыми потоками. Особое внимание в оптовой торговле следует уделять возвратным материальным потокам, необходимости уменьшения их размеров на всех этапах товародвижения.
Функции логистики оптовой торговли заключаются в следующем:
 планирование, организация и управление транспортными процессами в сфере товарного обращения;
 управление товарными запасами на всех этапах товародвижения;
 получение заказа на поставку и его эффективная обработка коммерческими посредниками;
 комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций при подготовке товарных партий к отправке;
 организация рациональной отгрузки;
 управление доставкой товарных партий на участке от поставщика до промежуточного потребителя;
 планирование, организация и управление логистическим сервисом.


22
Деятельность по грузообработке на предприятиях оптовой торговли требует существенных затрат на их выполнение. Основная часть этих затрат связана с выполнением таких логистических функций и операций, как:
 складирование;
 транспортировка и экспедирование;
 сбор, хранение, обработка, выдача информации о заказах, запасах, поставках.
Принципиальное отличие логистики оптовой торговли от традиционных методов закупки и продажи товаров заключается в системной взаимосвязью всех функций на предприятии и в цепи поставок.
Задачи логистики оптовой торговли решаются на уровне отдельных предприятий и на макроуровне (сфера товарного обращения).
На уровне оптового торгового предприятия (микроуровень) логистами решаются следующие задачи:
 планирование процесса реализации товаров;
 организация получения и обработки заказов;
 выбор места расположения склада на обслуживаемой территории;
 выбор вида тары;
 принятие решения о консолидации товарных партий, а также выполнения ряда операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
 организация отгрузки товаров;
 контроль за транспортировкой;
 организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам логистики в оптовой торговле относят:
 выбор схемы распределения материального потока между участниками товародвижения;
 определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;
 контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.

23
Главным показателем успешной деятельности оптового торгового предприятия является полученная прибыль. Основными направлениями деятельности для увеличения прибыли за счет снижения затрат в оптовой торговле считаются следующие мероприятия:
 создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);
 экономическое объединение закупок и продаж товаров;
 выработка оптимальных схем складирования и пополнения запасов.
При решении определенной задачи предприятие может столкнуться с проблемой уменьшения прибыли, которая возникает из-за отсутствия учета всех факторов, влияющих на доход торгового предприятия. Поэтому для успешной коммерческой деятельности специалисты предприятия должно ответить на три вопроса.
Вопрос 1. В какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж из-за улучшения качества обслуживания клиентов.
Вопрос 2. Может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиентов при одновременном увеличении объема поставок.
Вопрос 3. Насколько целесообразно складировать товар у оптовика, который располагается рядом с производственным предприятием или непосредственно на рынке сбыта.
Таким образом, при выборе оптимальной схемы товародвижения, оптовик должен рассматривать всю логистическую цепь до конечного потребителя. То есть учитывать минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, получение максимальной прибыли и обеспечение минимальных затрат на товародвижение.
Кросс-докинг (от англ. cross-docking - от cross - идущий напрямую и dock - причал, стыковка, соединение). Это движение груза через склад напрямую, фактически без его размещения на хранение. Иногда под кросс-докингом понимают прямую перегрузку товара между транспортными средствами.
Идея кросс-докинга возникла в начале 90-х годов 20 века. Эта технология представляет собой процесс внутри цепи поставок, в ходе которого доставка товарных партий на склад посредника от производителя и выдача товаров получателю (магазину) так скоординированы по времени и объему, что можно избежать процесса размещения груза в зону хранения.


24
Важное отличие кросс-докинга от традиционного складирования заключается в том, что это совокупность операций с заказами, а не с товарами. При этом заказ для магазина комплектуется не на складе посредника, а производителем товара при отгрузке. В результате товарная партия поступает на склад коммерческого посредника непосредственно перед отгрузкой в розничные торговые точки, что обеспечивает минимальный срок пребывания товаров на складе. Вместо размещения поддона на складе посредника, его сразу передают получателю (розничному торговому предприятию).
В процессе осуществления кросс-докинга осуществляется тесное информационное взаимодействие всех участников, выполняющих данный процесс, что обеспечивает эффективное планирование, управление и контроль всей цепи поставок.
Кросс-докинг используется в том случае, когда промежуточное складирование товара на центральном складе влечет за собой крупные затраты или издержки при хранении скоропортящихся продуктов.
Преимущества кросс-докинга состоят в следующем:
 снижении затрат на складирование;
 уменьшении количества этапов товародвижения;
 сокращении складских площадей и снижении затрат на аренду склада и труд персонала.
Наряду с положительными моментами при кросс-докинге присутствуют следующие ограничения:
 товар, проходящий через склад должен быть хорошо прогнозируемым по динамике «приход - уход», следовательно, необходимо постоянно проводить анализ потребительского спроса на ту или иную продукцию;
 приходящий на склад товар должен быть сразу готов к отправке или предполагать незначительные дополнительные операции;
 необходима четкая организация движения транспорта, в том числе на прилегающей территории склада.
Известны две формы кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный.
Одноэтапный кросс-докинг.
Отправитель проводит комиссионирование товарных партий, ориентируясь на конечного получателя (магазины). В таком виде создаваемые грузовые единицы, не подвергаясь изменениям, проходят через несколько точек кросс-докинга и достигают потребителя материального потока. Одноэтапный кросс- докинг используется в том случае, когда покупатель оформляет заказ с получением его на складе посредника, а поставщик-производитель соответствующим образом маркирует грузовые единицы, то есть указывает конкретного получателя (торговую точку).