Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 562

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»
Э.М. Кравченя
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Учебно-методическое пособие для студентов специальности
1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»
Электронный учебный материал
Минск 2017

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
2
УДК 378.147:004(075.8)
ББК 74.58я7
А в т о р ы :
Э.М. Кравченя
Рецензенты:
кафедра информационных технологий в образованииУО «Бело- русский государственный педагогический университет им. М. Танка»;
В.Н. Наумчик, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики УО «Республиканский институт профессионального образования»
Электронный учебный материал предназначен для студентов дневной и за- очной форм получения образования по специальности 1-08 01 01 «Профессио- нальное обучение (по направлениям)».
Содержание учебно-методического пособия составляет структурированный материал по основным вопросам информационных и компьютерных технологий в образовании. Теоретические положения дополнены ссылками на электронные ма- териалы, расположенные в сети Интернет, презентациями по рассматриваемым вопросам, видеофильмами. Для более глубокого изучения материала приведены ссылки на нормативные документы.
Вопросы тестового контроля позволяют осуществить самопроверку по во- просам изученного материала, а также проверить уровень усвоения теоретических знаний итоговой подготовки студентов по учебной дисциплине.
Учебно-методическое пособие может быть полезным студентам, магистран- там и соискателям педагогических специальностей.
Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.(017) 292-77-52 факс (017) 292-91-37
Регистрационный №
© Э.М. Кравченя 2017
© БНТУ, 2017
БНТУ/ИПФ29-16.2017

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
3
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ............................................................................................................ 3
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 6
ЛЕКЦИЯ 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ .............................................. 8 1.1
Основные термины, понятия и определения ...................................................... 8 1.2
Условия реализации современных информационных технологий ................. 13 1.3
Основные направления использования информационных технологий в высшем образовании .......................................................................................... 17 1.4
Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии .............................. 20
Выводы по теме .......................................................................................................... 24
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 26
ЛЕКЦИЯ 2
КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ..................................................................... 28 2.1
Компьютерные технологии ............................................................................... 28 2.2
Компьютер как средство эффективности учебного процесса ......................... 33 2.3
Использование компьютерных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности ........................................................................................ 37 2.4
Мультимедиа в современном образовании ....................................................... 40
Выводы по теме .......................................................................................................... 42
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 44
ЛЕКЦИЯ 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ............................................................ 45 3.1
Термины и определения ..................................................................................... 45 3.2
Информационная образовательная среда ......................................................... 48 3.3
Виртуальная образовательная среда ................................................................. 52 3.2.1
Функции виртуальной образовательной среды ............................................ 54 3.2.2
Преимущества виртуальной образовательной среды................................... 54 3.4
Направления интеграции виртуальной и образовательной сред ..................... 57
Выводы по теме .......................................................................................................... 60
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 60
ЛЕКЦИЯ 4
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ................................... 61 4.1
История зарождения модульного обучения...................................................... 61 4.2
Понятие «обучающий модуль» ......................................................................... 64 4.3
Принципы модульного обучения ...................................................................... 68 4.4
Особенности организации педагогического контроля при модульном обучении ............................................................................................................. 72 4.5
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине в
БНТУ ................................................................................................................... 73


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
4 4.5.1
Организация модульно-рейтинговой системы обучения ............................. 73 4.5.2
Порядок оценки знаний студентов ................................................................ 75 4.5.3
Проведение текущего контроля, выставление оценок ................................. 75 4.5.4
Выставления итоговой оценки ...................................................................... 76 4.6
Достоинства модульного обучения ................................................................... 77 4.7
Недостатки и ограничения модульного обучения ............................................ 80
Выводы по теме .......................................................................................................... 81
Вопросы для самоконтроля ....................................................................................... 82
ЛЕКЦИЯ 5
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ
ПОСОБИЙ ............................................................................................ 84 5.1
Некоторые подходы в трактовке понятия электронного документа для образовательных целей ...................................................................................... 84 5.2
Электронные издания......................................................................................... 86 5.3
Электронные средства обучения ....................................................................... 89 5.4
Виды электронных средств обучения ............................................................... 90 5.5
Преимущества использования электронных средств в обучении .................. 93 5.6
Учебно-методические комплексы в образовании ............................................ 96 5.7
Этапы разработки УМК ..................................................................................... 96 5.8
Электронный УМК ............................................................................................. 97 5.9
Технологии и средства разработки ЭУМК ..................................................... 101
Выводы по теме ........................................................................................................ 102
Вопросы для самоконтроля ..................................................................................... 103
ЛЕКЦИЯ 6
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ .................................................... 104 6.1
Термины и определения ................................................................................... 104 6.2
Цели и задачи дистанционного обучения ....................................................... 106 6.3
Особенности дистанционного обучения ......................................................... 107 6.4
Дидактические принципы дистанционного обучения ................................... 111 6.5
Модели дистанционного обучения ................................................................. 113 6.6
Курс дистанционного обучения ...................................................................... 115 6.7
Формы дистанционного обучения .................................................................. 116 6.8
Пути оптимизации управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения ............................................................... 121 6.9
Специфика дистанционного обучения в техническом университете .......... 123 6.10
Достоинства и недостатки дистанционного обучения ................................... 124
Выводы по теме ........................................................................................................ 125
Вопросы для самоконтроля ..................................................................................... 125
ЛЕКЦИЯ 7
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ ........................................................................................ 127 7.1
Сущность инноваций ....................................................................................... 127


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
5 7.2
Педагогические инновации. Сущность, классификация и направления педагогических инноваций .............................................................................. 129 7.3
Технологии и условия осуществления инновационных процессов .............. 130 7.4
Содержания инновационных технологий обучения ...................................... 132 7.5
Облачные технологии в образовании.............................................................. 139 7.5.1
Облачные технологии Microsof для образовательных учреждений .......... 140 7.5.2
Преимущества и недостатки облачных технологий ................................... 141 7.6
Взаимодействие педагога с учащимися в условиях применения инновационных педагогических технологий ................................................. 141 7.7
Инновационные образовательные учреждения .............................................. 144
Выводы по теме ........................................................................................................ 145
Вопросы для самоконтроля ..................................................................................... 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 147
Словарь основных терминов ................................................................................... 148
Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов ............. 165
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................................ 168

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
6
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития общества характеризуется влиянием на него информационных и компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных по- токов в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъем- лемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. В настоящее время в Республике Беларусь идет становление новой системы образо- вания
, ориентированного на вхождение в мировое информационно- образовательное пространство [1, 2]. Этот процесс сопровождается существенны- ми изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и спо- собствовать гармоничному вхождению учащегося в информационное общество
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным звеном в обуче- нии, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Нельзя не отметить, что в большинстве случаев использование средств ин- форматизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность обучения студентов. В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положи- тельного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эф- фективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет нега- тивный эффект. Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной инфор- матизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Кроме того, обучение корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и компьютерных технологий должно войти в содержание под- готовки педагогов в области информатизации образования.
В последние годы число учащихся, умеющих пользоваться компьютером, значительно увеличилось. Как отмечает большинство исследователей, эти тенден- ции будут ускоряться независимо от типа образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно. Одна из причин такого положения связана с тем, что информационные технологии в учебных заведениях не нашли еще своего должного применения. Большинство преподавателей даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении.
Занятия с применением компьютера в большинстве случаев ведут преподаватели


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
7 информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие усло- вия, которые необходимо соблюдать при использовании информационных и ком- пьютерных технологий в преподавании конкретных учебных дисциплин.
Целью дисциплины «Информационные и компьютерные технологии в образо- вании» является приобщение студентов инженерно-педагогического факультета к перспективным образовательным технологиям и ориентация их на творческое и продуктивное использование данных технологий в своей учебе, будущей професси- ональной деятельности и в процессе самообразования и повышения квалификации.
Указанные направления подготовки педагогов должны быть содержательно и методически объединены в единый комплекс, нацеленный на знакомство пре- подавателей с сущностью и спецификой информатизации образования. При этом термин «Информационные и компьютерные технологии в образовании» может использоваться как название отдельной, достаточно обширной по содержанию и фундаментальной по характеру учебной дисциплины, так и в качестве названия и систематизирующего фактора блока вышеназванных учебных дисциплин, уже се- годня представленных в программу подготовки студентов.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
8
ЛЕКЦИЯ 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.
Основные термины, понятия и определения.
2.
Условия реализации современных информационных технологий.
3.
Основные направления использования информационных технологий в высшем образовании.
4.
Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:
-
Информационные технологии в образовании
Видеофрагменты:
-
ИТ в образовании
-
Новейшие современные информационные технологии
Вопросы для самоконтроля.
1.1
Основные термины, понятия и определения
Информационные технологии (ИТ, от англ.
information technology, IT
)
– ши- рокий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям со- здания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технология- ми чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хра- нения, обработки, ограничения доступа к передаче и получению информации.
Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют
ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО,
информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимо- действия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложе- ния, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные про- блемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для про- межуточных данных и решений [3].
Информационная технология в своем развитии прошла несколько этапов.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
9
До второй половины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская бумага. Коммуникация (связь) осуществлялась пу- тем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений [4].
На смену «ручной» информационной технологии в конце XIX в. пришла
«механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модер- низация системы общественной почты – все это послужило базой для принципи- альных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в про- дуктивности работы. По существу, «механическая» технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.
40-60-е гг. XX в. характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге (типа ксерок- са), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Многие современные учреждения базируются на «электрической» технологии.
Появление во второй половине 60-х гг. больших производственных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содер- жания информации. Это было началом формирования «электронной», или «ком- пьютерной», технологии.
Новая информационная технология (НИТ) – информационная технология, в которой используются последние достижения информатики. В настоящее время
НИТ – это компьютерная информационная технология
Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и исполь- зовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необхо- дима их предварительная классификация.
Классификация информационных технологий зависит от критерия класси- фикации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. При- мером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокуп- ность приемов взаимодействия с компьютером).
Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересы- лать сообщения между пользователями.
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информа- ции, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумаж-