Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
10 ной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, докумен- ты) технологиях [5].
Информационные технологии могут решить проблемы обучения професси- ональному общению и интенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа, индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения актив- ного времени каждого обучающегося и усиления наглядности благодаря преиму- ществам информационных технологий, которые заключаются:
в организации познавательной деятельности путем моделирования;
имитации типичных ситуаций профессионального общения с помощью средств мультимедиа;
применении полученных знаний в новых ситуациях;
эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков;
автоматизированном контроле результатов обучения;
способности осуществления обратной связи;
развитии творческого мышления;
возможности объединения в учебных программах визуальной и звуко- вой форм.
Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся про- дуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части тру- доспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в под- растающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий для реализации идей развивающего обучения, развития личности студента, в частности, для развития творческого по- тенциала индивида, формирования у студента умения осуществлять прогнозиро- вание результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач, как учебных, так и практических.
Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей ин- формационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небы- валой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечис- лим эти возможности:
незамедлительная обратная связь между пользователем и информаци- онными технологиями;
компьютерная визуализация учебной информации об объектах или за- кономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуаль- ных»;
архивное хранение достаточно больших объемов информации с воз- можностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
11 центральному банку данных;
автоматизация процессов вычислительной информационно–поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возмож- ностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результата- ми усвоения.
Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели исполь- зования средств новых информационных технологий:
развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества
развитие мышления;
эстетическое воспитание;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компь- ютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию ре- шения);
развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моде- лирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
формирование информационной культуры, умений осуществлять обра- ботку информации (например, за счет использования интегрированных пользова- тельских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения совершенствует процесс преподавания, повышает его эффек- тивность и качество (рисунок 1.1).
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
12
Рисунок 1.1 – Средства новых информационных технологий
Рассмотрим эволюцию терминов, связанных с технологией информацион- ного обучения.
Понятие «педагогическая технология» прошло определенную эволюцию:
40-е-сер. 50-х гг. – термин «технология в образовании» означал приме- нение аудиовизуальных средств в учебном процессе;
сер. 50-х-60-е гг. – под «технологией образования» стали подразумевать программированное обучение;
70-е гг. – появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий дости- жение четко поставленных целей;
с начала 80-х гг. – создание компьютерных и информационных техно- логий обучения.
Первой попыткой создать технологический процесс обучения с гарантиро- ванными результатами было программированное обучение, которое возникло в
60-х гг. в связи с проникновением идей кибернетики в образование.
Целью программированного обучения была оптимизация управления про-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
13 цессом учения, оно предполагало такую организацию процесса обучения, при ко- торой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) мог самостоятельно приобретать новые знания и умения.
Из всего многообразия педагогических применений информационных тех- нологий особо следует выделить использование программных средств в связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образователь- ного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных ти- пов программных средств в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как не разработанность тео- ретических основ, раскрывающих целесообразность создания и применения про- граммных средств в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации, или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.
1.2
Условия реализации современных информационных технологий
По мнению специалистов управления и образования для реализации совре- менных информационных технологий требуется:
создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирова- ние сферы образования;
обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологиях и ресурсах;
обеспечить первоочередное развитие опережающего производства ин- формации и знаний;
подготовить квалифицированные кадры;
реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.
Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные ин- формационные технологии. По мнению сотрудников подобных учреждений наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему – создание учебным заведениям Беларуси условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях гло- бального информационного общества (рисунок 1.2).
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
14
Рисунок 1.2 – Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Министерство образования Беларуси видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–
образовательную среду:
совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информа- ционным технологиям;
переподготовка преподавателей в области современных информацион- ных технологий;
информатизация процесса обучения и воспитания;
оснащение системы образования техническими средствами информати- зации;
создание современной национальной информационной среды и инте- грация в нее учреждений образования;
создание на базе современных информационных технологий единой си- стемы дистанционного образования в Беларуси;
участие Беларуси в международных программах, связанных с внедрени- ем современных информационных технологий в образование.
В настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать са- мостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что студенты теряют ин- терес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие по- вседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление посто- янства разрушает и убивает интерес. Только творческий подход к построению за- нятия, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития по- знавательной активности учащихся. Один из способов это применение видео- фильмов, мультимедиа технологий, интернет-технологий, которые дают возмож-
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
15 ность повысить степень активности учащихся в образовательном процессе (рису- нок 1.3).
Рисунок 1.3 – Возможности мультимедиа технологий
Интенсивное проникновение в практику, работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеоме- тод в качестве отдельного метода обучения.
Видеометод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядности. Использование видеометода в учебном процес- се обеспечивает возможность:
дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы обучаемых;
освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
наладить эффективную обратную связь;
организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости [6].
С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит:
изложение новых знаний;
объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, про- цессов, графических моделей;
наблюдение трудоемких процессов;
представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;
Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
16
наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования;
создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;
рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации пу- тем повышения качества педагогического управления.
Использование современных мультимедиатехнологий в преподавании тех- нических дисциплин, информатики позволяет наглядно демонстрировать возмож- ности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью слайд- презентаций, видеофильмов. Это позволяет повысить эффективность и мотива- цию обучения.
Практика подтвердила тот факт, что усвоение нового материала с использо- ванием мультимедиатехнологий проходит гораздно эффективнее, нежели чем на традиционных уроках без привлечения компьютера.
Применение мультимедиатехнологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового с про- вождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб- элементов, например, тестов или рабочей тетради;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благода- ря множеству гиперссылок;
допускает возможность копирования и переноса частей для цитирова- ния;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
В этой связи очень актуально проведение интернет-уроков в режиме on–
line. Это еще одно мощное средство вовлечения обучаемых в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, личностных качеств и ключевых компетенций, особенно необходимых для пограничной деятельности.
Современный этап развития образования характеризуется широким внедре- нием в учебный процесс информационных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для преподавателя, так и для обучаемых.
Информационные технологии находят свое применение в различных предмет- ных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению, как отдель-