Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
102
Разработка контента. Исходя из вышеперечисленных требований, разра- ботка контента ЭУМК должна вестись в одном из форматов, которые, с одной стороны, позволяют сохранить связи между отдельными информационными еди- ницами ЭУМК (например, поддерживают гиперссылки), а с другой стороны, яв- ляются общеупотребительными и будут использоваться длительное время. В то же время, для этих форматов должны быть доступны удобные средства разработ- ки (например, редакторы типа Wysiwyg). С этих точек зрения перспективным форматом для представления образовательного контента в большинстве случаев является XML. В качестве средств разработки могут использоваться многочис- ленные редакторы, например Help and Manual от компании EC Software, которые позволяют представлять документы в формате XML с гиперссылками. Альтерна- тивой (особенно актуальной для математизированных текстов) может являться разработка контента в формате системы компьютерной верстки TeX (в частности, в издательской системе LaTex). Параллельно разрабатываются иллюстративные материалы.
Создание локальной версии ЭУМК. Как уже отмечалось, локальная вер- сия ЭУМК должна иметь простой для использования интерфейс, быть интуитивно понятной, поддерживать необходимый функционал. Для большинства дисциплин, за исключением тех, которые содержат очень большое число математических формул, удачным форматом представления ЭУМК является Compiled HTML
Help, представляющий собой стандартный формат файлов справки Windows.
Компилятор для него входит в состав свободно распространяемого продукта Mi- crosoft Help Workshop. Данный формат поддерживает все основные возможности, необходимые для представления электронного УМК: простую навигацию по де- реву разделов и статей, гиперссылки, подключение презентаций, анимаций, гра- фических и мультимедийных материалов, наличие предметного указателя и мощ- ной системы контекстного поиска, возможность создавать подборку избранных материалов.
Интерфейс этого представления не требует дополнительного изучения: он интуитивно понятен и знаком каждому пользователю Windows. Наконец, файлы
Compiled HTML Help легко переносятся и не требуют инсталляции. Для пред- ставления математизированных текстов может использоваться формат PDF, также обладающий определенными интерактивными возможностями.
Создание сетевой версии ЭУМК. Использованием системы управления контентом и стандартных средств Microsoft IIS осуществляется представление
ЭУМК в виде веб-сайта.
Выводы по теме
Технологии создания и применения в учебном процессе электронных


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
103 средств обучения нацелены на повышение профессионализма педагогов, занима- ющихся собственными разработками. Хотелось бы надеяться, что знакомство с описанными технологиями и подходами, используемыми преподавателями при создании электронных средств обучения, послужат достижению основной цели – обеспечению отечественной системы образования качественными высокоэффек- тивными средствами и методами обучения.
Современного педагога невозможно представить без владения технология- ми и средствами, связанными с компьютерной техникой. Все больше учебных за- ведений республики имеют качественное техническое оснащение, получают до- ступ к всемирной компьютерной сети Интернет. Неслучайно использование ком- пьютеров и электронных ресурсов перестает быть прерогативой только лишь пре- подавателей информатики. Все больше предметников не только начинают ис- пользовать такие средства и технологии, но и приобщаются к разработкам средств обучения. Очевидно, что круг знаний и умений преподавателя, создающего элек- тронные средства обучения, должен быть еще шире.
Технологии создания электронных средств обучения нацелены на повыше- ние профессионализма педагогов, занимающихся собственными разработками. Хо- телось бы надеяться, что знакомство с описанными технологиями и подходами, ис- пользуемыми преподавателями при создании электронных средств обучения, по- служат достижению основной цели – обеспечению отечественной системы образо- вания качественными высокоэффективными средствами и методами обучения.
Вопросы для самоконтроля
1
Дать понятие электронного учебника.
2
Что представляет собой электронное учебное пособие?
3
Дайте определение электронного издания.
4
Что представляет собой электронный учебно-методический комплекс?
5
Проектирование и создание учебных электронных пособий.
6
Характеристики электронных средств обучения.
7
Электронные средства обучения.
8
Назовите основные виды компьютерных средств учебного назначения.
9
Дидактические возможности использования ЭСО в образовательном процессе.
10
Виды электронных средств обучения.
11
Преимущества использования электронных средств в обучении.
12
Учебно-методические комплексы в образовании.
13
Этапы разработки учебно-методических комплексов.
14
Состав электронных учебно-методических комплексов .
15
Требования, которым должны удовлетворять современные ЭУМК.
16
Технологии и средства разработки ЭУМК.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
104
ЛЕКЦИЯ 6 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
1.
Термины и определения.
2.
Цели и задачи дистанционного обучения.
3.
Особенности дистанционного обучения.
4.
Дидактические принципы дистанционного обучения.
5.
Модели дистанционного обучения.
6.
Курс дистанционного обучения.
7.
Формы дистанционного обучения.
8.
Пути оптимизации управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения.
9.
Специфика дистанционного обучения в техническом университете.
10.
Достоинства и недостатки дистанционного обучения.
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:

Технология дистанционного обучения
Видеофрагменты:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение в Беларуси

Достоинства дистанционного обучения

Дистанционное образование

Почему дистанционное образование лучше?
Вопросы для самоконтроля.
6.1
Термины и определения
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, ос- нованные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между со- бой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реали- зуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение – это самостоятельная форма обучения, инфор- мационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
105
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при се- бе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность кон- такта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный про- цесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному распо- ложению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической си- стеме, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обу- чения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.
В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недо- статков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в XXI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реа- лизации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи ука- занной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предо- ставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью спе- циализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевиде- ние, радио, компьютерная связь и т. п.). Информационно-образовательная среда
ДО представляет собой системно–организованную совокупность средств пере- дачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппа- ратно-программного и организационно–методического обеспечения, ориенти- рованную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реа- лизовать права человека на образование и получение информации.
Дистанционное образование – образование
, которое полностью или ча- стично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных тех-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
106 нологий и средств. Субъект дистанционного образования удалѐн от педагога
, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов
Взаимодействие учителя и учащихся между собой происходит на расстоянии, без потери компонентов учебного процесса и реализуется посредством интернет- технологий
. Помимо интернета, популярной технологией является пересылка уча- щимся образовательных контентов (
электронных учебников
, лекционных видеокур- сов, видеосеминаров и др.). Обогащенная интерактивная функциональность элек- тронного учебника отвечает требованиям современного подхода к работе с инфор- мацией, позволяет пользователю делать заметки и закладки, прикреплять собствен- ные файлы с дополнительными материалами, постоянно расширяя среду электрон- ного учебника. Преподаватель имеет возможность работать с устройством каждого ученика отдельно со своего планшета или другого компьютера, комментировать ра- боту учеников, давать и проверять задания посредством единой системы «планшет учителя – интерактивная доска
– планшет ученика».
Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т. д.
При этом доступ в «свободный» интернет и возможность установки игр на планшеты заблокированы.
Дистанционное обучение – новая организация образовательного процес- са, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, от- далены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации [34].
6.2
Цели и задачи дистанционного обучения
Цели дистанционного обучения можно сформулировать следующим образом:
1) введение в процесс учебы новейших образовательных технологий и со- здание посредством этого современного образовательного пространства;
2) стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателями;
3) постепенный переход от репродуктивного обучения к более современно- му – креативному [35].
Для достижения данных целей изначально дистанционное обучения должно решить ряд основополагающих задач. В достаточно общем виде их можно сфор- мулировать следующим образом.
Сертификация знаний. В режиме дистанционного обучения сертификация знаний проводится с помощью отправки учащемуся контрольных тестов и изме-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
107 рительных материалов в электронном виде. Раньше проблемой было установить достоверность того, что задание выполнено самим учеником, без помощи других людей. Теперь эта проблема решена с помощью новых средств связи (типа Skype,
Viber – программы Internet-телефонии с возможностями видеозвонков и ви- деоконференций). Благодаря им контроль знаний можно проводить в режиме ре- ального времени, в том числе – в процессе общения преподавателя с обучающим- ся «с глазу на глаз».
Организация обратной связи с учащимся. Эта задача важна для своевремен- ной корректировки преподавателем учебного процесса [36].
Управление учебным процессом – это одна из самых сложных задач ди- станционного обучения. Она включает в себя синхронизацию всей учебной дея- тельности, набор групп учеников, дозирование нагрузки между педагогами, выда- чу различных сертификатов и другую организационную деятельность. Эта задача выполнима при помощи современных технологий.
6.3
Особенности дистанционного обучения
Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип.
Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающим- ся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства».
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образо- вательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обуча- ющий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения незави- симо во времени, т. е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват. Эту особенность иногда называют «массовостью». Количество обу- чающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко мно- гим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.