Файл: Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативноправовых документов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального базисного учебного плана 2004 г. для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
-Методического письма о преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году:
- Методического письма «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч. г.»
-Методического письма о преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание»в образовательных организациях Ярославской области
в 2014/2015 уч.г.
Согласно Примерной программе основного общего образования по обществознанию, изучение разделено на два этапа:
1. Введение в обществознание 35 часов 6 класс
2. Основы обществознания 105 часов 7-9 класс
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
1.Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
2.Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
3.Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
4.Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
5.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В классе обучаются обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ на ступени основного образования.
Программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся и направлена на достижение следующих целей:
-активизация познавательной деятельности обучающихся;
-повышение уровня их умственного развития:
-воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;
-приобщение к национальным и мировым культурным традициям;
Отличительными особенностями данной программы являются:
-минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
-соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.
В 9 классе расширяются знания обучающихся об обществе и человеке, завершается знакомство с правовым регулированием отношений в обществе.
Программа предусматривает на изучение блоков «Экономика» и «Право» по 22 часа. Из них в 7 классе на блок «Право» использовано 12 часов, на блок «Экономика» - 17. Оставшиеся 10 ч блока «Право» будут изучены в 9 классе, а 5 часов блока Экономика разделены на 8-9 классы 3 и 2 часа соответственно. На изучение темы Человек программой предусмотрено 10 часов. Из них в 8 классе использовано 8, еще 2 остаются на 9 класс. Тема Общество полностью изучается в 8 классе. Из блока «Социальные отношения» (14ч) три вопроса изучены в 7 классе, 9 вопросов – в 8 кл, 1 тема будет изучаться в 9 кл. В соответствии с методическим письмом “О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году” при преподавании курса «Обществознание» в основной школе обязательным является включение практических занятий – не менее 9 часов в год.
Преподавание курса осуществляется по учебнику «Обществознание» для 9 класса издательства «Просвещение», авторы: Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев. 2010 год.
Тематическое планирование
темы | Из них пр.р | контроль | |
Человек | 2ч | | Тематический тест |
Сфера духовной культуры | 8 - 2= 6ч | 3 | Тематический тест |
Социальная сфера | 1ч | | |
Политика | 8ч | 3 | Тематический тест |
Право | 10ч | 3 | Тематический тест |
Экономика | 2ч | | Тематический тест |
Повторительно-обобщающие уроки | 5 | | Тренировочная работа |
всего | 34 | 9 | |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | п | стандарт | программа | дата |
1.Человек - 2ч | | | | |
1. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. 2. Духовный мир человека. | 48 41 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. | Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. | |
2.Сфера духовной культуры 8-2=6 ч | | | | |
3. Социальные ценности и нормы. Мораль. | 49 | Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их рольв жизни современного общества. Свобода совести. | Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | |
4. Добро и зло. | 50 | | ||
5. Долг и совесть | 51 | | ||
6. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Практическая работа на тему «Моральный выбор». | 52 | | ||
7. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Практическая работа на тему «Проблемы образования в современной России». | 47 | | ||
8. Религия, Свобода совести. Практическая работа на тему «Роль сект в России». | 41-42 | | ||
3.Социальная сфера- 1ч | | | | |
9. Семейный долг, забота о членах семьи. | 53 | | Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. | |
4.Политика- 8ч | | | Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | |
10. Правовое государство Практическая работа на тему «Правовое государство». | 31 | Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. | | |
11. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. | 32 | | ||
12-13. Участие граждан в политической жизни. Практическая работа на тему «Организация предвыборной программы». | 35,38 | | ||
14-15. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Практическая работа на тему «Роль политических партий в России». | 46 | | ||
16.Роль СМИ в предвыборной борьбе. | | | ||
17. повторительно-обобщающий урок по теме Политика. | | | | |
5.Право- 10ч. | | | | |
18. Право и его роль в жизни общества и государства. | 29 | Право, его роль в жизни общества и государства Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. | Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. | |
19. Понятие и виды юридической ответственности. | 30 | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности | |
20. Конституция Российской Федерации. | 33 | Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | Конституция Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | |
21. Основы конституционного строя РФ. Практическая работа на тему «Изучаем статьи Конституции России». | 34 | Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. | Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. | |
22. Международно-правовая защита прав человека. | 36-37 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | |
23 Право на труд. Трудовые правоотношения. Практическая работа на тему «Трудовой договор». | 39 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. | |
24. Правовые основы гражданских правоотношений. | 40 | Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. | Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения. | |
25. Семейные правоотношения. Практическая работа на тему «Права и обязанности членов семьи». | 43-44 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. | |
26. Право на образование. | 44 | | Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. | |
27. Уголовное право. | УК | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. | Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. | |
6.Экономика - 2ч | | | | |
28.Безработица как социальное явление. | | Безработица. Профсоюз. | Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. | |
29. Экономические меры социальной поддержки. | 45 | Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. | Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами. | |
30. Повторительно-обобщающий урок по теме: Гражданин. Политика. Право. | | | | |
31.Повторительно-обобщающий урок по теме «Право». | | | | |
32.Тренировочная работа, подготовка к ГИА. | | | | |
33.Итоговое повторение по курсу обществознания в 9 классе. | | | | |
34. Итоговое занятие по курсу обществознания в 9 классе. | | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей