Файл: Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе нормативноправовых документов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федерального базисного учебного плана 2004 г. для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
-Методического письма о преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012-2013 учебном году:
- Методического письма «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013/2014 уч. г.»
-Методического письма о преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание»в образовательных организациях Ярославской области

в 2014/2015 уч.г.

Согласно Примерной программе основного общего образования по обществознанию, изучение разделено на два этапа:

1. Введение в обществознание 35 часов 6 класс

2. Основы обществознания 105 часов 7-9 класс

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;


- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

1.Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

2.Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

3.Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

4.Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

5.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.



В классе обучаются обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ на ступени основного образования.

Программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся и направлена на достиже­ние следующих целей:

-активизация познавательной деятельности обучающихся;

-повышение уровня их умственного развития:

-воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;

-приобщение к национальным и мировым культурным традициям;

Отличительными особенностями данной программы являются:

-минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

-соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.

В 9 классе расширяются знания обучающихся об обществе и человеке, завершается знакомство с правовым регулированием отношений в обществе.

Программа предусматривает на изучение блоков «Экономика» и «Право» по 22 часа. Из них в 7 классе на блок «Право» использовано 12 часов, на блок «Экономика» - 17. Оставшиеся 10 ч блока «Право» будут изучены в 9 классе, а 5 часов блока Экономика разделены на 8-9 классы 3 и 2 часа соответственно. На изучение темы Человек программой предусмотрено 10 часов. Из них в 8 классе использовано 8, еще 2 остаются на 9 класс. Тема Общество полностью изучается в 8 классе. Из блока «Социальные отношения» (14ч) три вопроса изучены в 7 классе, 9 вопросов – в 8 кл, 1 тема будет изучаться в 9 кл. В соответствии с методическим письмом “О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2010/2011 учебном году” при преподавании курса «Обществознание» в основной школе обязательным является включение практических занятий – не менее 9 часов в год.

Преподавание курса осуществляется по учебнику «Обществознание» для 9 класса издательства «Просвещение», авторы: Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев. 2010 год.

Тематическое планирование


темы

Из них пр.р

контроль

Человек






Тематический тест

Сфера духовной культуры

8 - 2= 6ч

3

Тематический тест

Социальная сфера









Политика



3

Тематический тест

Право

10ч

3

Тематический тест

Экономика






Тематический тест

Повторительно-обобщающие уроки

5




Тренировочная работа

всего

34

9






Календарно-тематическое планирование

Тема урока

п

стандарт

программа

дата

1.Человек - 2ч













1. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение.

2. Духовный мир человека.

48
41

Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека.




2.Сфера духовной культуры 8-2=6 ч













3. Социальные ценности и нормы. Мораль.

49

Свобода и ответственность. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Религия, религиозные организации и объединения, их рольв жизни современного общества. Свобода совести.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.




4. Добро и зло.

50




5. Долг и совесть

51




6. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Практическая работа на тему «Моральный выбор».

52




7. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Практическая работа на тему «Проблемы образования в современной России».

47




8. Религия, Свобода совести.

Практическая работа на тему «Роль сект в России».

41-42




3.Социальная сфера- 1ч













9. Семейный долг, забота о членах семьи.

53




Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.




4.Политика- 8ч







Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.




10. Правовое государство Практическая работа на тему «Правовое государство».

31

Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.





11. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.

32




12-13. Участие граждан в политической жизни. Практическая работа на тему «Организация предвыборной программы».

35,38




14-15. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Практическая работа на тему «Роль политических партий в России».

46




16.Роль СМИ в предвыборной борьбе.







17. повторительно-обобщающий урок по теме Политика.










5.Право- 10ч.













18. Право и его роль в жизни общества и государства.

29

Право, его роль в жизни общества и государства Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений.

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.




19. Понятие и виды юридической ответственности.

30

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.


Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности




20. Конституция Российской Федерации.

33

Конституция Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Конституция Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.




21. Основы конституционного строя РФ. Практическая работа на тему «Изучаем статьи Конституции России».

34

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.




22. Международно-правовая защита прав человека.

36-37

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.




23 Право на труд. Трудовые правоотношения. Практическая работа на тему «Трудовой договор».

39

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.




24. Правовые основы гражданских правоотношений.

40

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.




25. Семейные правоотношения. Практическая работа на тему «Права и обязанности членов семьи».

43-44

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.




26. Право на образование.

44




Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.




27. Уголовное право.

УК

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.




6.Экономика - 2ч













28.Безработица как социальное явление.




Безработица. Профсоюз.


Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.




29. Экономические меры социальной поддержки.

45

Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.




30. Повторительно-обобщающий урок по теме: Гражданин. Политика. Право.













31.Повторительно-обобщающий урок по теме «Право».













32.Тренировочная работа, подготовка к ГИА.













33.Итоговое повторение по курсу обществознания в 9 классе.













34. Итоговое занятие по курсу обществознания в 9 классе.















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей