Файл: Учебнометодическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности 125 01 07 Экономика и управление на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 496
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
147 лия на устранение недостатков этого рынка, создав условия, откры- вающие рынок для национальных или зарубежных фирм. При этом следует исходить из того, что иностранная или внутренняя конку- ренция окажутся эффективными средствами длительного удержа- ния цен на относительно низком уровне. Рынок гораздо лучше, чем государственные органы способствует предложению товаров требу- емого качества в необходимом населению и другим потребителям количестве и ассортименте.
Если все-таки использовать систему регулирования цен, пе- речень товаров, услуг предприятий-монополистов по мере фор- мирования конкурентной рыночной среды должен постоянно сужаться, приближаясь только к государственной монополии (про- изводство и реализация товаров или услуг, предназначенных для обеспечения национальной безопасности, здоровья населения, охраны окружающей среды).
В условиях административного управления экономической про- блемы регулирования деятельности организаций-монополистов не существовало, т. к. все производство и распределение товаров, цены на них и без того были под жестким государственным контролем.
Эта проблема возникла в связи с переходом к рыночным отношени- ям и проявилась после либерализации цен.
Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Респуб- лике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Утвержден ряд нормативных доку- ментов по антимонопольному регулированию: Инструкция по вы-
явлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению
антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий)
о ценах, Инструкция по определению доминирующего положения
хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Бела-
русь, Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъ-
ектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре субъ-
ектов естественных монополий.
Сферами деятельности субъектов естественных монополий при- знаются: транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по маги- стральным трубопроводам; передача и распределение электриче- ской и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водо- отведение; услуги электрической и почтовой связи общего
148 пользования, услуги, оказываемые коммуникациями же- лезнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транс- порта общего пользования, управление движением поездов, же- лезнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэро- портов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимаю- щих доминирующее положение на товарных рынках Республики
Беларусь, имеет двухуровневую структуру и включает: на респуб- ликанской уровне – перечень хозяйствующих субъектов, зани- мающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке; на местном уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рын- ках областей и г. Минска.
Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается пе- речень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимо- нопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении кото- рых применяются государственный контроль и регулирование от- дельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, вклю- чающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно- территориальных единиц, населенных пунктов).
В Реестре указываются наименование и адрес производителя и товарные позиции, по которым он является монополистом. Реестр включает три раздела: перечень хозяйствующих субъектов, относя- щихся к естественной монополии; перечень хозяйствующих субъ- ектов, не относящихся к естественной монополий, на товары кото- рых применяется государственное регулирование цен путем уста- новления предельного уровня рентабельности; перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монопо-
149 лии, на товары которых применяется государственное регулирова- ние цен путем их декларирования в органах ценообразования.
Основанием для включения в Реестр является установление фак- та доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Доминирующее положение на товарном рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или не- скольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия об- ращения товара на соответствующем товарном рынке или затруд- нять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т. е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствую- щего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно- технического назначения) предельная величина составляет для од- ного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух – 54 %, трех – 78 %, четырех – 95 %. Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100 %.
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не пре- вышает установленную предельную величину, если уполномо- ченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товар- ном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурен- тов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.
Установление доминирующего положения на товарном рынке является основанием для включения хозяйствующего субъекта в
Реестр и соответственно регулирования цен. В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более
20 отраслей и видов деятельности в промышленности, агропро- мышленном комплексе, производственной и социальной инфра- структуре (около 400 видов товаров и товарных групп, поставляе- мых на республиканский и местные рынки). Например, в Реестр
150 включены ОАО «Горизонт» (телевизоры), ОАО «Борисовдрев»
(спички), ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» (фарфорофа- янсовая посуда), ОАО «Мозырьсоль» (соль пищевая) и другие орга- низации. В Реестр не включаются организации, цены на продукцию которых приближаются или превысили мировые.
Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включает 44 организации, среди них: Бе- лорусская железная дорога, Республиканское государственное объ- единение «Белтелеком» (услуги электрической связи общего поль- зования) и др.
Облисполкомами утверждаются также реестры монополистов, доминирующих на местных товарных рынках. Так, в Гомельской области к местным монополистам по ряду товарных позиций отне- сены ПО «Гомельоблавтотранс», ПО «Рембыттехника» и т. п.
Для организаций-монополистов могут применяться такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен; установление пре- дельных цен, что предполагает их декларирование; установление предельного норматива рентабельности устанавливаемый предель- ный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.
При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен.
Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у мо- нополистов не применяется:
♦ на товары, цены на которые регулируются государственными органами;
♦ новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в тече- ние года со дня постановки этих товаров на серийное производство;
♦ товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпус- каемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норма-
тива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декла-
151
рирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представля- ет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (по- дробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).
Для преодоления монополизма и поддержания на рынке оп- ределенного уровня конкуренции считается необходимым придание установлению цен так называемой «прозрачности». Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за исключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким образом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных органов. Правительственные услуги, лицензии, квоты и тому подобное должно предоставляться в соот- ветствии с ясными, четко очерченными и всем известными прави- лами и законодательными нормами. Это не позволит создавать поч- ву для взяточничества, коррупции в органах государственной вла- сти и на государственных предприятиях.
В нашей республике, когда идет процесс формирования мно- гоукладной экономики, и стоит задача создания условий для разви- тия предприятий различных форм собственности, разработка и при- нятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положи- тельную роль. Можно привести достаточно примеров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других – государственные предприятия. Так, республиканский радиотелепередающий центр пытался установить для негосударственных субъектов хозяйствова- ния оплату за услуги с повышающим коэффициентом к основному тарифу. Белорусская железная дорога – ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т. д.
Выявление и пресечение установления монопольных цен
К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке от- носятся установление монопольных цен и заключение антикон- курентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного
152 уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Различают несколь- ко видов монопольных цен:
♦ монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и(или) компенсации необоснован- ных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;
♦ монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим пред- приятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке опре- деленного товара;
♦ монопсонически низкой является цена, устанавливаемая пред- приятием, доминирующим на рынке определенного товара в каче- стве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компен- сации необоснованных затрат за счет поставщика.
Монопольно высокие цены можно установить по ряду при- знаков. Например, повышение цены для компенсации необос- нованных затрат или получения сверхприбыли в результате пред- намеренного явного или скрытого (снижение качества продукции при формально неизменном выпуске) сокращения объемов произ- водства; скрытого повышения цены (неизменность цены при сни- жении качества товара) и др. Признаками монопольно или моноп- сонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.
Обнаружение признаков монопольной цены еще не является до- казательством злоупотребления предприятием доминирующим по- ложением на рынке. Необходим комплексный экономический ана- лиз, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производ- ства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии.
Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставле- ния монопольной и конкурентной цен.
153
О доминирующем положении предприятия можно судить по ди- намике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более быстрыми темпами спада произ- водства по сравнению с отраслевыми показателями, являются сви- детельством наличия монопольного эффекта.
Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом о злоупотреблении доминирующим положением на рынке свидетельствуют опережаю- щий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по срав- нению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предпри- ятии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответ- ствующими среднеотраслевыми показателями. При сопоставлении в качестве конкурентной может рассматриваться цена, сложившаяся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом), или сконструированная (базовая) цена, рассчитанная на основе цены про- дукции проверяемого предприятия за предшествующий период с уче- том отраслевого (или регионального) индекса цен и реально склады- вающимся соотношением спроса и предложения.
О необоснованности затрат в составе себестоимости или нео- боснованном использовании прибыли свидетельствуют:
♦ факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала предприятия;
♦ неэффективное использование дорогостоящего оборудования;
♦ отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной про- дукции; значительное превышение уровня материальных затрат и заработной платы на предприятии над соответствующим среднеот- раслевым уровнем и т. д.
При установлении факта монопольно высокой цены в результате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при не- обоснованном его сокращении и при наличии потребности в про- дукции); реализации излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответ- ствии с численностью работающих.