Файл: Учебнометодическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности 125 01 07 Экономика и управление на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 500
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
128
При разделении всего объема выпуска на две партии с целью их реализации по разным ценам прибыль будет максимальной, если соблюдаются следующие отношения:
).
,
(
)
(
),
,
(
)
(
2 1
2 2
2 1
2 1
1
q
q
MC
q
MR
q
q
P
q
MR
=
=
Полученный вывод можно распространить на любое число пар- тий. Общее правило установления цен для осуществления ценовой дискриминации второй степени таково: предельная выручка от про- дажи i-й партии должна равняться цене (i + 1)-й партии, а предель- ная выручка от продажи последней партии – предельным затратам.
На графике (рис. 12) весь выпуск продукции монополист разде- лил на три партии и каждую продает по своей цене.
Рис. 12. Ценовая дискриминация второй степени
При заданном отраслевом спросе выбор q
1
определяет цену Р
1
Точка пересечения MR
1
с перпендикуляром, исходящим из q
1
, определяет Р
2
. По этой цене можно продать партию q
2
–q
1
. Пересе- чение MR
2
с МС выявляет цену, по которой следует реализовать последнюю партию q
3
–q
2
Проведение ценовой дискриминации позволяет, с одной сторо- ны, монополии получать больше прибыли и, с другой стороны, со- хранить потребителей с низкой покупательной способностью на данном рынке.
129
Ценовая дискриминация на сегментированных рынках
Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, как это имеет место при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы с раз- личными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста – установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют общую прибыль.
Примером ценовой дискриминации третьей степени может слу- жить то, что в России гостиничные тарифы, входная плата в музеи для иностранцев значительно выше, чем для российских граждан.
Другими примерами могут служить различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или различные цены в музеи, кинотеатры для пен- сионеров, студентов и других граждан.
Условие максимизации общей прибыли для монополии, прово- дящей ценовую дискриминацию третьей степени, вытекает из урав- нения
MR
1
= MR
2
= ... = МR
Σ
= МС, т. е. предельный доход на каждом рынке одинаков и равен общему предельному доходу монополиста и предельным затратам на весь объем выпуска.
На рис. 13 показано положение монополии, проводящей ценовую дискриминацию третьей степени на основе разделения покупателей на два рынка – А и В, характеризующихся соответственно линиями спроса D
А
и D
В
, при этом рынок А меньше по объему, но более эла- стичен, чем рынок В. МR
А
и MR
В
– соответственно линии предельно- го дохода. Пунктирная линия МR
Σ
– линия общего предельного до- хода монополиста, представляющая горизонтальную сумму МR
А и
МR
В
.
130
Рис. 13. Ценовая дискриминация третьей степени
Общий объем выпуска Q определяется пересечением МС и МR
Σ
Проходящая через точку пересечения Е горизонтальная линия EMR – линия равного предельного дохода. Точки пересечения этой линии с линиями предельного дохода МR
А
и МR
В
позволяют определить объ- емы продаж и цен для каждого рынка. На рынке А будет реализовано
Q
А
единиц товара по цене Р
А
, на рынке В – Q
В
единиц товара по цене
P
В
. При таком решении окажется, что МR
А
= МR
В
= МR
Σ
= МС.
Поскольку предельные доходы двух рассматриваемых рынков равны и можно написать равенство:
),
1 1
(
e
P
MR
+
=
1 1
1 1
или
)
1 1
(
)
1 1
(
A
B
B
A
B
B
A
A
e
e
P
P
e
P
e
P
+
+
=
+
=
+
Очевидно, что при одинаковой эластичности спроса (е
А
= e
В
) ценовая дискриминация невозможна (Р
А
= Р
В
). Если же эластич- ность спроса на разных рынках различна, то там, где она больше, ниже цена (e
А
> e
В
, P
А
< P
В
).
В целом выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии и приближается к тому же уровню,
131 что и при совершенной конкуренции. Некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. В этом одна из причин того, что государство обычно поддерживает проведение такой политики и само проводит ее. Другая причина в том, что ценовая дискриминация уменьшает различия в реальных доходах потребителей.
Однако нельзя считать, что ценовая дискриминация безусловно выгодна обществу; она может сопровождаться неэффективным межотраслевым распределением ресурсов. Дело в том, что увеличе- ние производства за пределы, определяемые равенством МС = MR, означает, что каждая дополнительная единица продукции произво- дится с затратами, превышающими цену спроса на эту единицу, и поэтому есть смысл поискать другую сферу приложения дополни- тельных затрат.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 20
2.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
2.3.1. Причины государственного регулирования цен
Основными причинами государственного регулирования цен яв- ляются:
♦ наличие асимметричной информации, т. е. такой информации, которая дает возможность одним участникам сделки злоупотреб- лять неинформированностью других;
♦ государство в этом случае должно проводить стандартизацию и сертификацию, контролировать рекламу и ограничивать конку- ренцию устанавливая минимально возможную цену;
♦ наличие на рынке общественных благ (продавец не может ре- шить кому он будет продавать товар, кому нет);
♦ наличие внешних эффектов (издержки перелива). Внешние эффекты – это дополнительные издержки, либо выгоды третьих лиц, т. е. тех кто не является продавцом или покупателем, но поло- жение которых зависит от факта заключения сделки (загрязнение окружающей среды);
♦ наличие монопольной власти.
2.3.2. Формы государственного ценового регулирования
132
Государственное регулирование цен в любой экономике поз- воляет с помощью законодательных, административных и бюджет- но-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким обра- зом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойствен- ные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природо- пользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необ- ходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здраво- охранение и др.).
Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:
♦ административное (прямое) регулирование цен;
♦ экономическое регулирование цен (косвенное регулирование).
Административное регулирование цен
Административное регулирование ценообразования предполага- ет прямое установление или изменение уровня цен.
Осуществление административного регулирования происходит посредством законодательных актов и основывающихся на них дей- ствий исполнительной власти.
При административном регулировании можно выделить три сте- пени государственного ограничения цен:
♦ государство само устанавливает цены (фиксированные цены);
♦ государство устанавливает правила для предприятий, в соот- ветствии с которыми последние сами устанавливают цены (ре- гулируемые государством цены);
♦ государство устанавливает правила «рыночной игры», вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные договорные цены).
Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем установления «ценового потолка» (максимальных цен), «ценового пола» (минимальных цен) и «коридора цен».
Наибольшее распространение получила политика «ценового потол- ка», которая используется в монополизированных отраслях (элек- троэнергетике, нефтегазовой промышленности, транспорте, комму- нальном хозяйстве), в кризисных ситуациях (во время войны, по-
133 слевоенного периода), при установлении цен на социально значи- мую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т. п.).
Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые гос- ударством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в эконо- мике (рис. 14).
Максимальные цены формируют так называемый рынок продав- ца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке (Q
2
> Q
l
). Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы при равновесии (Q
l
< Q
0
). В таких условиях государство часто вынуж- дено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам, путем выделения различных дотаций, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности эконо- мики, появлению новых проблем. Практика использования полити- ки «ценового потолка» в экономике республики, кроме указанных последствий, порождала и такие явления, как очереди, черный ры- нок, коррупция на государственных предприятиях.
Деф = Q
1
– Q
2
Рис. 14. Политика «ценового потолка»
Политика «ценового пола», как показывает мировой опыт, ис- пользуется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конку- ренции. Чаще всего она применяется на рынке сельскохозяйствен- ной продукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные
134 последствия. Они заключаются в том, что в отличие от описанной выше ситуации формируется рынок покупателя (рис. 15).
Изб = Q
1
– Q
2
Рис. 15. Политика «ценового пола»
На таком рынке образуются излишки продукции (Q
2
> Q
1
), кото- рые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). Уровень потребления в условиях проведения полити- ки «ценового пола» тоже оказывается ниже, чем в условиях равно- весного рынка (Q
1
< Q
2
).
Политика «коридора цен» заключается в том, что устанав- ливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены, таким обра- зом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от поло- жения равновесной цены (рис. 16).
135
Рис. 16. Политика «ценового коридора»
Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную про- дукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запа- сами. При этом, если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать из- лишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос пре- вышает предложение настолько, что цены реальных сделок повы- шаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов.
Таким образом, политика «ценового коридора» позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регу- лирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъ- юнктуры рынка.
Конкретизация названных прямых методов ценообразования может быть осуществлена по следующим направлениям:
♦ прямое административное регулирование цен или их пределов на продукты ряда отраслей (медикаменты, почтовые и, дорожные тарифы и др);
♦ ограничение возможностей соглашений о ценах в рамках ан- тимонопольного законодательства;
♦ запрещение ценовой дискриминации;
136
♦ соглашение государственных органов об уровне цен или их динамике с производителями;
♦ антидемпинговое законодательство, направленное на защиту национальной экономики от влияния внешнего рынка.
К прямым методам государственного регулирования, используе- мым в современной практике ценообразования также относят:
♦ установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги. Субъекты ценообразования в случае введения фиксирован- ных цен обязаны реализовывать свою продукцию по ценам, не пре- вышающим фиксированной цены. Фиксированные цены являются одним из основных видов цен, применяемыми при заключении гос- ударственных контрактов;
♦ «замораживание цен», используемое как краткосрочное сред- ство при подавлении всплесков инфляции и восстановлении цено- вых пропорций. Практика долгосрочного «замораживания» цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне не эффективной, т. к. по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию;
♦ установление предельных уровней цены, регламентация ее верхней и нижней границы. Верхний предел цены целесообразно вводить на продукцию естественных монополий, т. к. он может быть гарантией от ценового диктата производителей в условиях от- сутствия конкуренции на товарном рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления;
♦ установление предельного уровня рентабельности. Данный ме- тод применяется при регулировании цен на продукцию предприя- тий-монополистов, а также на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти. При этом норма прибыли диф- ференцирована по отраслям и группам продукции. Этот метод име- ет серьезный недостаток, т. к. он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек;
♦ декларирование цен. При этом методе по решению органов ис- полнительной власти может вводиться декларирование оптовых
(отпускных) цен на отдельные виды продукции, при этом в органы ценообразования необходимо представлять декларации относитель- но применяемых цен для заявительной регистрации;
137
♦ установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Экономическое регулирование цен
Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного
регулирования цен, которому отдается несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.
Суть их состоит в том, что государство воздействует не на порядок установления цен, а на поведение субъектов, участвующих в ценооб- разующих процессах. К таким процессам, как правило относятся:
♦ принятие и совершенствование антимонопольного законода- тельства;
♦ государственные закупки на основе тендеров;
♦ регулирование денежного оборота и кредита;
♦ установление норм амортизации и учетной ставки;
♦ стимулирование малого предпринимательства;
♦ обоснованная налоговая политика;
♦ разгосударствление и приватизация;
♦ политика госинвестиций, регулирование госрасходов, умень- шение дефицита государственного бюджета;
♦ контроль и регулирование доходов населения и другие меры макроэкономической сбалансированности.
Следует заметить, что косвенное регулирование цен осуществля- ется также через систему запретов. Данная система, регламентирую- щая деятельность субъектов хозяйствования в ценовой сфере, уста- навливается законодательно. Это может быть, во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование, т. е. запрет на соглашение двух и бо- лее конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (могущих иметь) в совокупности определенную долю на рынке данного товара, если такое соглашение может иметь своим результатом ограничение конкуренции, во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование, по которому признаются недействительными соглашения между не конкурирующими хозяйствующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его постав- щиком или, покупателем, в-третьих, запрет на недобросовестную ре- кламу, особенно в тех случаях, когда цена не соответствует качеству товара и его потребительским свойствам, в-четвертых, запрет на це-