Файл: Учебнометодическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности 125 01 07 Экономика и управление на предприятии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 498
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
138 новую дискриминацию, не допускающий установления разных уров- ней цен на один и тот же товар схожими по роду деятельности поку- пателями, в-пятых, запрет на демпинг, т. е. продажу товара ниже его себестоимости или ниже установившегося на рынке уровня цен.
Кроме системы запретов косвенное регулирование может осу- ществляться путем применения льготного налогообложения, субси- дирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование вели- чины таможенных пошлин. При этом необходимо иметь в виду, что права и возможности органов исполнительной власти по регулиро- ванию цен в значительной степени увязаны с состоянием их бюд- жетов. Кроме указанных, могут использоваться следующие методы:
♦ снижение тарифов на энергоресурсы для некоторых предприятий;
♦ льготная арендная плата за помещение;
♦ предоставление или отзыв лицензий на соответствующие виды деятельности;
♦ предоставление отсрочек платежей по контрактам.
Одной из важнейших составляющих государственной политики регулирования цен является контроль за соблюдением ее осуществ- ления. Контроль проводят финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственной торговой инспекции.
Таким образом, с помощью разнообразного инструментария гос- ударство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования; его влияние осуществляется через фи- нансовую, бюджетную, таможенную, валютную, структурную, ин- вестиционную политику.
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования.
Каждое государство соответственно проводимой экономической полити- ке, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регули- рования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси грани- цы прямого государственного ценового регулирования являются более
139 широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.
2.3.3. Излишек потребителя
Линия спроса демонстрирует, какое количество товара согласят- ся приобрести покупатели (потребители) по различным ценам. В случае, если цена на товар повысится, часть покупателей откажется от покупки, и это будет одной из причин сокращения объема спроса на товар. Однако часть покупателей все же будет приобретать этот товар и по более высокой цене. Откажутся или нет покупатели от товара при повышении цены, зависит от того, насколько он необхо- дим потребителям и располагают ли они достаточным количеством денег для приобретения данного товара по более высоким ценам.
Если на рынке товара существует конкуренция и правительство не вмешивается в рыночный механизм, то в соответствии с моделью
«спрос – предложение», все покупатели будут приобретать товар по единой рыночной цене (цене равновесия). В этом случае потребите- ли, которые согласны были бы приобретать товар по ценам, более высоким, чем равновесная, получают выгоду, равную разнице меж- ду ценой, которую они готовы заплатить, и той, которую они на са- мом деле платят (ценой равновесия). Количественно измерить вы- году, получаемую всеми потребителями на рынке, позволяет поня- тие излишек потребителя.
Однако на практике существует огромное число покупателей и объемы продаж на рынках очень значительны. Поэтому сумма чи- стой выгоды, которую получат все потребители от покупки большого количества продукции по рыночной цене, будет приблизительно рав- на площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией рыночной цены снизу (площадь треугольника АЕР
Е
, рис. 17).
Излишек потребителя – это суммарная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения данного товара по ры- ночной цене.
Другими словами, излишек потребителя равен сумме денег, ко- торую экономят все покупатели на рынке в результате сделок по рыночной цене.
140
Рис. 17. Излишки потребителя и производителя
2.3.4. Излишек производителя
Рассуждая аналогичным образом, попробуем определить, что та- кое излишек производителя. Рассмотрим линию предложения, кото- рая демонстрирует, какое количество своего товара захотят продать производители по различным ценам. В результате действия рыночно- го механизма все продавцы продают товар по единой рыночной цене.
Однако некоторые производители были бы согласны продавать свой товар и по более низким ценам (по ценам ниже Р
Е
). Это объясняется тем, что у одних производителей затраты на производство продукции могут быть ниже, чем у других. Поэтому часть производителей полу- чает выгоду от продажи своего товара по рыночной цене.
Как и в случае с излишком потребителя, при большем числе продавцов на рынке и значительных объемах продаж сумма чистой выгоды, которую получат все производители от продажи своего то- вара по рыночной цене, будет приблизительно равна площади тре- угольника, ограниченного сверху линией рыночной цены и линией предложения снизу (площадь треугольника BEP
E
, см. рис. 17).
Излишек производителя – это суммарная чистая выгода, кото- рую получат все производители от продажи своего товара по ры- ночной цене.
141
Другими словами, излишек производителя равен той сумме де- нег, которую выигрывают все производители на рынке от продажи своего товара по единой рыночной цене.
Сумма излишков потребителя и производителя составляет обще-
ственный выигрыш.
Общественный выигрыш – суммарная выгода, которую получат все потребители и производители в результате сделок по рыночной цене.
Сумма общественного выигрыша будет равна площади тре-
угольника, ограниченного сверху линией спроса и линией предложе-
ния снизу (S треугольника АЕВ = S треугольника АЕР
Е
+ S тре- угольника ВЕР
Е
, см. рис. 17).
Величина излишков потребителя и производителя, а следова- тельно, и величина чистого общественного выигрыша зависит от наклонов линий S и D, т. е. от прямой эластичности спроса и пред- ложения по цене (рис. 18).
Рис 18. Зависимость излишков потребителя и производителя от наклонов линий спроса и предложения
2.3.5. Изменение излишков потребителя и производителя
в результате установления государством
фиксированных цен
142
Рассмотрим следующий пример применения понятий излишков потребителя и производителя на практике. Проанализируем, к ка- ким изменениям в излишках потребителя и производителя приведет установление правительством фиксированных цен.
На рис. 19 представлена ситуация, когда правительство устанав- ливает фиксированную цену на товар на уровне, который ниже рав- новесной цены.
Рис. 19. Изменение излишков потребителя и производителя после установления правительством фиксированной цены
Установление государством фиксированной цены на уровне ни- же равновесной приведет к возникновению на рынке дефицита то- вара в размере Q
D
' – Q
S
'. В результате этого часть потребителей не сможет приобрести товар по новой цене. Уменьшение их потреби- тельского излишка равно площади треугольника СНЕ.
Однако некоторым потребителям все же удастся купить товар по более низкой цене Р' (Р' < Pg). Излишек этих потребителей увели- чится на площадь прямоугольника P
E
HDP'. Поскольку до установ-
ления правительством фиксированной цены излишек потребителя был равен площади треугольника АР
Е
Е, то после установления
фиксированной цены излишек потребителя будет равен:
143
S треугольника АР
Е
Е + S прямоугольника P
E
HDP' –
– S треугольника СНЕ.
На рис. 19 представлена ситуация, когда площадь прямоуголь- ника P
E
HDP' больше площади треугольника СНЕ, поэтому в данном случае установление фиксированной цены приведет к увеличению излишка потребителя.
Однако возможна ситуация, когда установление фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия вызовет сокращение излиш- ка потребителя (рис. 20).
Рис. 20. Установление правительством фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к сокращению излишка потребителя
В случае, представленном на рис. 20, площадь треугольни- ка СНЕ больше площади прямоугольника P
E
HDP'. В этой ситуации происходит сокращение излишка потребителя. Из рис. 20 видно, что линия D – линия неэластичного спроса. Поэтому, если спрос на товар очень неэластичен, введение фиксированной цены на уровне
Р' < Р
Е
вызовет уменьшение излишка потребителя.
Вернемся к рис. 19. До введения правительством фиксированной
цены излишек производителя был равен площади треугольника
Р
Е
ЕВ. После установления фиксированной цены часть производите- лей оказалась вытесненной с рынка, в результате чего объем про-
144 даж на рынке сократился с Q
E
до Q
S
'. Потери в излишке производи- теля, вызванные сокращением объема продаж, будут равны площа- ди треугольника HED.
Те производители, которые остались на рынке, вынуждены теперь продавать свою продукцию по более низкой цене Р'. Поэтому их из- лишек уменьшится до площади треугольника P'BD, т. е. на площадь прямоугольника P
E
HDP'. Как видим, часть излишка производителя, равная площади прямоугольника PEHDP', перетекла в излишек по- требителя.
Таким образом, после установления правительством фиксиро-
ванной цены на уровне Р' < Р
Е
излишек производителей уменьшился на площадь фигуры P
E
EDP' (S HED + S P
E
HDP').
Теперь выясним, как изменится общественный выигрыш.
До установления фиксированной цены общественный выигрыш
был равен:
S треугольника АЕВ = S треугольника АР
Е
Е +
+ S треугольника ВР
Е
Е.
После установления фиксированной цены общественный выиг- рыш будет равен сумме площадей фигуры ACDP' и треугольника
P'DB, т. е. площади фигуры ACDB.
Как видим, установление фиксированной цены вызвало умень- шение общественного выигрыша на величину, равную площади треугольника CED, эта величина и составляет в данном случае чи-
стые потери общества.
Установление правительством фиксированной цены приводит к перераспределению излишков потребителя и производителя, а так- же вызывает чистые потери общества.
145
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 20
2.3.6. Ценовое регулирование деятельности монополий
Регулирование цен на продукцию предприятий,
занимающих доминирующее положение на товарных рынках
В мире известны две модели для преодоления высоких цен, уста- навливаемых монополиями. Зарубежная теория и практика показыва- ют, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникнове- нию на их рынки, что само по себе создает условия для возникнове- ния и развития конкуренции. Другая модель, которая эксперименти- ровалась в условиях отечественной экономики, состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях огра- ничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирова- ния, завышают себестоимость, растрачивая свои ресурсы. Прави- тельство, пытаясь осуществлять такое регулирование, нередко вы- плачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая политика увековечи- вает монополию, устраняя возможности для появления конкурентов.
Разумеется, первая модель относится к хорошо функциони- рующему рынку. Сверхмонополизированная структура производства в республике, доставшаяся нам в наследство, неизбежно создавала трудности в формировании конкурентной рыночной среды и рыноч- ных цен. Когда рынок только формируется, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, отсутствуют инвестиции, независи- мая торговая сеть, тогда высокая цена не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.
На этапе трансформации экономики сфера государственного ан- тимонопольного ценового регулирования должна быть еще доста- точно широкой, адаптированной к особенностям экономики пере- ходного периода. В нее следует включать регулирование цен на про- дукцию как естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрасли производства, в кото- рых минимальные издержки в расчете на единицу продукции дости- гаются при сосредоточении производства на единственном предпри- ятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения производства на нескольких предприятиях является экономически
146 нецелесообразным, т. к. ведет к повышению удельных издержек
(электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, водоснабжение). Деятельность естественных монополий в боль- шинстве зарубежных стран регулируется, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объемов произ- водства. Для этого цель антимонопольного законодательства должна заключаться в обеспечении доступности для потребителей товаров
(услуг) таких предприятий за счет определения экономически обос- нованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов есте- ственных монополий.
На этапе переходной экономики необходимо не только сох- ранить, но и ужесточить регулирование цен на продукцию ес- тественных монополий. Эти предприятия находятся в собственно- сти государства и их деятельность должна подвергаться дей- ственному и эффективному контролю. Прежде всего такой подход касается формирования издержек. В последнее время разрушена создаваемая многие годы система управления затратами на произ- водстве. Практически отсутствуют экономически обоснованные нормы расхода различных ресурсов, что приводит к увеличению себестоимости, включению в нее необоснованных издержек, обра- зованию диспропорций в структуре затрат, распределения прибыли.
Поэтому, в первую очередь, необходимо вернуться к системе жест- кого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции на таких предприятиях.
Длительность процесса приватизации и разгосударствления в наци- ональной экономике вызывает необходимость регулирования деятель- ности искусственных монополий. Для выбора форм регулирования необходима значительная аналитическая работа. Прежде всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функциониро- вать нормально: поступает ли свободно импорт из других стран или регионов, могут ли потенциальные участники рынка свободно выхо- дить на него в ответ на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонопольное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти условия соблюдаются, то свободные высокие цены будут способ- ствовать привлечению новых производителей, а потребители получат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет конкуренции.
Если же условия на рынке таковы, что он не в состоянии функ- ционировать нормально, то, прежде всего, следует направить уси-