Файл: Общая характеристика системы преступлений против здоровья человека по ук рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36.

г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника. В п. "г" ч. 2 данной статьи предусмотрено новое квалифицирующее обстоятельство - совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника. Содержание обстоятельства, предусмотренного в п. "г" ч. 2, расширено. Под несовершеннолетним, истязание которого влечет повышенное наказание, понимается лицо, не достигшее на момент истязания 18-летнего возраста. Для усиления ответственности требуется установить, было ли виновному заведомо известно, знал ли он, что истязаемый не достиг совершеннолетия.

Материальная или иная зависимость потерпевшего от виновного ограничивает способность лица противостоять посягательству и облегчает совершение истязания, что осознается виновным. Под материальной зависимостью принято понимать ситуацию, при которой потерпевший находится на полном или частичном иждивении посягающего, проживает на его жилой площади и т.д. Под иной понимается служебная зависимость, а также та, которая проистекает из родственных или супружеских отношений, основана на законе или договоре (например, зависимость от опекуна и попечителя, обвиняемого - от работника дознания и т.д.). Во всех случаях зависимость должна быть существенной, т.е. способной серьезно затруднить либо подавить волю потерпевшего к противодействию.

Под беспомощным состоянием человека следует понимать такое состояние, при котором лицо вследствие малолетнего или престарелого возраста, физических недостатков, болезни, в том числе и душевной, временной потерей или ослабления сознания не могло оказать сопротивление виновному или не понимало характера совершаемых им действий по лишению жизни. Подобное состояние может быть вызвано и опьянением, как алкогольным, так и наркотическим, а также приемом лекарственных препаратов, сильнодействующих или ядовитых веществ. Для квалификации не имеет значения, кто привел потерпевшего в такое состояние, что послужило причиной этого37.

Усиливает наказание также истязание лица, похищенного (ст. 126) либо захваченного в качестве заложника (ст. 206). В таких случаях речь идет о реальной совокупности преступлений и действия виновного надлежит квалифицировать помимо п. "г" ч. 2 ст. 117 также и по ст. 126 либо ст. 206
38.

д) с применением пытки.

В п. «д» ч. 2 ст. 117 УК РФ установлена ответственность за истязание, совершенное с применением пытки. В примечании к данной статье содержится следующее определение пытки: «Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях». В соответствии с этим определением истязание может быть квалифицировано по п. "д" ч. 2, если оно совершено с целью получения какой-либо информации (например, сведений, составляющих коммерческую тайну), признания в чем-либо (например, в нарушении супружеской верности), принуждения к выполнению каких-либо действий (например, передачи квартиры). При пытке могут использоваться разнообразные орудия.

Представляется, что понятие пытки не подлежит расширительному толкованию. Исходя из приоритета норм международного права над национальным законодательством, при закреплении термина «пытка» в Уголовном Кодексе Российской Федерации, следует основываться на определении данного понятия, даваемом в Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года. В соответствии со ст. 1 данной Конвенции, «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкции, неотделимы от этих санкции или вызываются ими случайно39.

Применение пытки в ее международно-правовом понимании осуществляется только в сфере деятельности, обеспечивающей отправление правосудия, как в стадии предварительного расследования, так и исполнения приговора суда. Поэтому вполне обоснованным было бы включение примечания, содержащего определение пытки, в ст. 302 УК РФ, расположенную в Главе 31 УК РФ «Преступления против правосудия»

40.

При этом пытку можно было бы определить как «любое умышленное противоправное воздействие на любого участника уголовного судопроизводства вопреки его воле, причиняющее ему физические или психические страдания, совершаемое должностным лицом органа следствия, дознания либо иным лицом с ведома, молчаливого согласия или по просьбе должностного лица органа следствия или дознания, в целях запугивания, оказания давления для дачи показаний, либо в иных целях, связанных с производством расследования».

Истязание само по себе, безусловно, является проявлением жестокости, однако в некоторых случаях оно совершается с применением наиболее мучительных для потерпевшего средств и способов воздействия с целью причинения жертве особых мучений и страданий. В данном случае следует говорить об истязании, совершенном особо мучительным для потерпевшего способом. В отличие от пытки, которая, как было выяснено, основной целью имеет получение показаний, проявление особой жестокости преследует цель причинить более сильные страдания.

Полагаем необходимым изложить п. «д ч. 2 ст. 117 УК РФ в следующей редакции: «совершенное способом особо мучительным для потерпевшего».

е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для уяснения понятий группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы лиц необходимо обратиться к ст. 35 УК, в которой установлено понятие указанных форм соучастия.

Истязание признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя. Таковыми следует признавать лиц, которые действовали совместно, с умыслом, направленным на совершение преступления, и непосредственно участвовали в процессе истязания потерпевшего. Необходимо установить, что все лица действовали сообща, взаимно дополняемым усилиями с умыслом, направленным на причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями.

Если исполнители преступления заранее договорились о совместном совершении преступления, то налицо совершение истязаний по предварительному сговору группой лиц. В случаях, когда исполнители не только заранее договорились о совместном совершении истязания, но и представляли собой устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких указанных преступлений, имеет место совершение истязаний организованной группой. Как правило, такая группа тщательно планирует преступление, заранее подготавливает орудия преступления, распределяет роли между участниками группы. Поэтому при признании истязаний совершенными организованной группой, действия всех участников, независимо от их роли в преступлении, следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ.


ж) по найму. По п. «ж» ч. 2 ст. 117 УК РФ следует квалифицировать такое умышленное причинение физических или психических страданий, которое совершено в целях получения материальной выгоды для виновного или других лиц или избавления от материальных затрат. получение материальной выгоды может выражаться в получении денег, имущества или прав на имущество, жилплощади, вознаграждения от третьих лиц. Избавление от материальных затрат означает освобождение от уплаты долга, возврата имущества, оплаты услуг, уплаты алиментов и др.

Как совершение истязаний по найму надлежит квалифицировать истязания, обусловленные получением исполнителем преступления материального или иного вознаграждения. Лица, организовавшие совершение истязаний за вознаграждение, подстрекавшие к его совершению или оказавшие пособничество в совершении такого преступления, несут ответственность по соответствующей части ст. 33 и п. «ж» ч. 2 ст. 117 УКРФ.

з) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды. Подобный вид истязаний в последнее время получает все более широкое распространение, особенно это касается истязаний по мотивам национальной ненависти или вражды. Этому во многом способствовала непродуманная национальная политика. Если подобные побуждения лежат в основе формирования умысла на причинение физических или психических страданий человека, то истязание в этих случаях квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ41. Предлог же для истязаний здесь может быть самым различным: неправомерное действие потерпевшего или иных лиц (хотя эти действия могут быть и правомерными), неугодные для виновного решения или поведение властей, когда потерпевший своей национальной принадлежностью отождествляется с ними, и другие, порой самые незначительные поводы. Те же самые положения лежат в основе совершения убийства по расовым признакам, из-за религиозной ненависти или вражды.

Семья как социально-правовой институт предполагает существование внутри нее более теплых, доверительных, заботливых отношений, а совершение преступления в отношении близких людей свидетельствует об особой жестокости, циничности, безжалостности преступника, что, соответственно, повышает степень его опасности, влияя на общественную опасность содеянного в целом. Именно в отношении таких граждан закон должен быть более суровым, предусматривая повышенную ответственность за убийство, причинение вреда здоровью, истязание и побои родных или близких виновному лиц при отсутствии систематического противоправного либо аморального поведения потерпевших.


В связи с изложенным предлагаем дополнить ч.2 ст. 117 пунктом «и» следующего содержания: «в отношении родных или близких виновному лиц при отсутствии систематического противоправного либо аморального поведения потерпевшего». Круг таких лиц определен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года «О судебной практике по делам об убийстве», а также в п. 4 ст. 5 УПК РФ42.

Выделение в самостоятельные составы причинения легкого вреда здоровью и побоев, совершенных из хулиганских побуждений фактически поставило потерпевших в положение правовой незащищенности, поскольку дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 115 УК РФ и ч. 2 ст. 116 УК РФ, в соответствии с нормами уголовно - процессуального закона, имеют частноправовой характер, возбуждаются по жалобе потерпевшего, который сам предоставляет суду доказательства и поддерживает обвинение в суде, по данной категории дел не проводится предварительное следствие или дознание43. Подобный подход нельзя признать юридически грамотным и практически целесообразным, учитывая повышенную общественную опасность хулиганства, сопряженного с применением насилия, а также отсутствие у граждан какого-либо опыта и объективно существующей возможности эффективно защищать свои права и интересы. При совершении хулиганства опасности подвергается здоровье ни в чем не повинных граждан, которые порой даже не знают своих обидчиков, скрывшихся с места преступления, что в свою очередь порождает проблему розыска хулигана, личность которого не установлена. Право охранительные органы не могут это делать, поскольку не проводят расследование по такой категории дел. Суды не наделены функцией розыска неустановленных лиц. Сам потерпевший от хулиганских действий, не подвергая опасности свое здоровье, а, возможно, и жизнь, сделать это не в состоянии. Таким образом, граждане оказываются беззащитными, а хулиганы - безнаказанными. В связи с этим, представляется желательным вернуться к прежней редакции ст. 213 УК РФ и, соответственно, исключить хулиганские побуждения из числа квалифицирующих признаков, предусмотренных ст.ст. 115 и 116 УК РФ.