Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1826

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономические и социальные преобразования, осуществляе­мые в нашем обществе за последние годы, позволили общеобра­зовательным учреждениям уйти от прежнего единообразия. Во многих школах наблюдается движение в сторону разноуровне­вого и дифференцированного преподавания (адаптивная школа, школа с предметно-урочным преподаванием) с разведением де­тей в различные классы в зависимости от уровня их способно­стей. Это позволяет улучшить показатели успеваемости в шко­лах за счет отобранной «элиты» учащихся и за счет заметного облегчения (в связи с этим разделением учащихся) условий ра­боты учителя.

Структура наших общеобразовательных учебных заведений стала похожа на современную западную, со всеми присущими ей плюсами и минусами.

Однако надо четко понимать, что движение к разноуровневым школам нельзя расценивать как шаг вперед. Советские школы по приведенной выше классификации можно было по основным компонентам и с определенными допущениями отнести к школам 3-й модели. Движение в сторону разноуровнего преподавания бу­дет означать движение в сторону 1-й и 2-й моделей. Логика реор­ганизации этих школ неизбежно приведет к усилению в них авто-ритаризма, снижению потенциала их саморазвития. Это означает, что противоречия российской школы будет увеличиваться, разни­ца между целями и результатами будут еще больше. А в социаль­ном плане подобное движение усиливает тенденции социального расслоения в нашем обществе, что также нельзя рассматривать как позитивный момент на фоне усиления социальной напряжен­ности в обществе.

Контрольные вопросы

1. Какова структура управленческих органов в школе, где вы учились?

2. В чем основная задача управленческой деятельности администрации школы?

3. Какие функции управления вы знаете? В чем они заключаются?

4. Что значит «развитие школы»? Как она может развиваться?

5. Что такое «концепция развития школы» и «комплексно-целевая програм­ма развития школы»? В чем их сходство и различие?

6. Какие существуют модели организации общеобразовательных учрежде­ний?

7. Какая из моделей, по твоему мнению, наиболее перспективна?

Литература

Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразова­тельной школой. - Воронеж, 1990.

Ерошин В. И. Экономический справочник директора школы. -М., 1995.

Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы. - М., 1995.

Портнов М.Л. Азбука школьного управления. - М., 1994.

Третьяков П.И.
Практика управления современной школой. - М., 1995.

Уланов В. В. Логика организации школы: Библ. журнала «Директор шко­лы». - Вып. 4. - М., 1998.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Авторитарная педагогика 115-146

Авторитет педагога 72

Анкетирование 18

Антропологический подход в педагогике 16

Базисный учебный план 162, 163

Беседа 18,177,178,183,316,317

Внеклассная воспитательная работа 398-417

Внушение 62,63

Воспитание 8,39,326-415

-и обучение 328-329

-методы 301-344

Государственный образовательный стандарт 398-405

Гуманизация образования 34,37,109

Гуманизм 30,31, 32

Гуманность 32, 33

Деятельностный подход в педагогике 15

Деятельность 432-442

Дискуссия 195,317,318

Домашняя работа 219-225

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) 398 -416

Занкова Л. В. система 264-274

Запоминание 134, 135

Игра в обучении 132, 190, 191, 438-440

Идентификация 41

Инновации в российской школе 80 - 90 годов 451 -469

Интроекция 41

Когнитивный опыт личности 149, 159

Коллектив 326-344

- и личность 336

Коммуникативная культура педагога 78, 79

Контрольная работа 199

Конфликт 87,88

- деструктивный 68, 69

- продуктивный 69

Культурологический подход в педагогике 16

Лабораторная работа 182,183

Лекция 315

Лицензирование образовательного учреждения 398, 399

Личностный подход в педагогике 15

Математические методы в педагогике 21, 22

Межличностные отношения 57, 58, 80-84

Методы обучения 167-201

- классификация 173-175

-эволюция 173-175

Методы педагогического исследования 17, 18

Методы стимулирования учебно-познавательной

деятельности 188-197

Мнемическая деятельность 122,123

Мышление 127, 137, 138, 141, 270

Наблюдение 18 Навык 144-146,150 Наказание 323-325

Образовательные программы 446-447

Образовательная технология см.: Технологии в обучении Образовательные учреждения 447-449

Обучение 7,8, 115-274

- и развитие 115 -146

Общение 417-432

Объяснение 177

Организация наблюдения 180

Органы управления образованием 449, 450

Оценка качества усвоения материала 261 -262

Память 286,287 Педагог 90-103, 108-111

- аналитические умения 100

- гуманитарная культура 99

- информационные умения 101

- коммуникативная культура 78, 79, 80

- мобилизационные умения 101

- организаторская деятельность 101

- перцептивные умения 102

- прогностические умения 100

- проективные умения 101

- профессиональное саморазвитие 111

- профессиональный рост 106,107

-саморазвитие 111-114

- творческая индивидуальность 110, 111

Поощрение 392



Поручение 376-379

Пример в воспитании 379-381

Психологическое течение в педагогике 156, 157

Педагогика

- и биологические науки 13

-и психология 11, 12

-и социология 13

-и экономика 13

- методологические принципы 15, 16, 17

Педагогическая аксиология 29

Педагогическая задача 68-73

Педагогическая техника 97

Педагогическое взаимодействие 60, 61, 68-77, 78-80, 85, 89, 90, 131

Педагогическое мастерство 98, 99

Педагогическое общение 64

- авторитарный стиль 65

- демократический стиль 66

- попустительский стиль 65

Педагогическое творчество 103-106

Педагогический идеал 111

Педагогический процесс 6, 7,8,93,130

Педагогический такт 97

Педология 11

Подавление 39

Подражание 63

Работа с книгой 178-180

Развивающая среда 398-415

Развивающее обучение 118-122, 263

Рассказ 176,177,315,316

Рационализация 41, 42

Самоограничение 40

Ситуация свободного выбора 313-315

Совместная деятельность в обучении 84-89

Содержание образования 147 -167

-теории 153-158

Соревнование 321-322

Социализация 38-59

Средства контроля за уровнем усвоения 260-261

Стандарт образования 159,160,161

Стратегии педагогического взаимодействия 68

- кооперация 68

- конкуренция 68 Субкультура

- детская 58

- подростковая 59 Сублимация 42

Творческая личность 105, 106, 109, 110

Творческое задание 195

Тестирование 201

Технологии в обучении 9, 245-262

Убеждение 62

Упражнения 181,182,306

Урок 211-216

Устный опрос 198,199

Учебная программа 164

Учебник 165,166

Учебный предмет 164

Фасилитация 73

Факультативные занятия 226

Формы организации обучения 202-262

Фрустрация 42

Экскурсия 217

Эксперимент в педагогике 19, 20

Эмоции в обучении 139, 140, 141

Этнос 46,47,48

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие 2

Раздел I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 3

Глава 1 ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ 3

Глава 2 ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ 13

Глава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ 21

Глава 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 33

Глава 5 ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 49

Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 63

Глава 6 ОБУЧЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 63

Глава 7 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ 81

Глава 8 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 92

Глава 9 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 97

Глава 10 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 111

Глава 11 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 125

Глава 12 ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ 134

Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ 144

Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 161

Глава 14 ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 161

Глава 15 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ 165

Глава 16 РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 179

Глава 17 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 190

Глава 18 ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ 205

Раздел IV ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 219

Глава 19 СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 219

Глава 20 ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 230

Раздел V СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 244

Глава 21 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 244

Глава 22 ИННОВАЦИИ И РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В 80-90-х ГОДАХ 249

Глава 23 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 259

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 278




Учебное издание

Смирнов Сергей Александрович, Котова Изабела Борисовна, Шиянов Евгений Николаевич и др.

Педагогика

Педагогические теории, системы, технологии

Учебник

Редактор Л.И. Хлопова

Серийное оформление: В.И. Феногенов

Технический редактор Р.Ю. Волкова

Компьютерная верстка: Е.В. Поляченко

Корректор Г.В. Абатурова

Подписано в печать 20.03.2000. Формат 60х90/16. Гарнитура «Таймс».

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 32,0. Тираж 30000 экз.

(1-й завод: 1 -10 000 экз.). Заказ № 2446.

ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095) 165-4666, 367-0798, 305-2387.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.