Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 997

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Деньги и их функции. Денежная система.

  2. Денежная масса и ее измерение: денежные агрегаты. Предложение денег.

  3. Денежный мультипликатор. Контроль государства за предложением денег (инструменты регулирования денежного рынка). Кредитный и денежный мультипликатор.

  4. Теории спроса на деньги. Факторы, определяющие общий спрос на деньги.

  5. Связь между товарным и денежным рынками. Связь: доход и спрос на деньги. Связь: планируемые инвестиции и процентная ставка Кривая «инвестиции-сбережения» и кривая «ликвидность-деньги» (Модель IS-LM).

  6. Монетарная политика и ее эффективность.

  1. Место и значение темы

Деньги - одна из важнейших категорий рыночной экономики, так как движение и на товарных рынках, и на трудовых и др.. связано с де­нежными потоками. Как известно, существуют самые разные определе­ния сущности денег. Мы в основном будем рассматривать деньги как определенный набор денежных активов, формирующих денежную мас­су, измеряемую через денежные агрегаты. Поэтому необходимо опреде­лить набор и состав этих агрегатов в нашей экономике и установить, кто и как формирует предложение денег и какие факторы на это влияют. Не менее важное значение имеет спрос на деньги и именно в этом вопросе существует множество различных теорий, но мы ограничимся только трансакционной, ликвидности, портфельной и кейнсианской. Только на основе этого можно определить равновесие на денежном рынке.

ЦБ может контролировать предложение денег, воздействуя, прежде всего, на денежную базу через набор определенных инструментов (нор­ма обязательных резервов и т.д.). Поэтому необходимо разобраться не только с самими инструментами, но и с механизмом их действия (кре­дитный и денежный мультипликатор).

Товарный и денежный рынок взаимосвязаны, что особенно видно на модели IS-LM, поэтому необходимо изучить как строятся эти кривые и поработать с ними, рассматривая различные случаи динамики эконо­мики (изменение налогов, процентных ставок и т.д.).

  1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Основные термины и понятия

  1. Денежное обращение

  2. Денежные агрегаты

  3. Ликвидность

  4. Эмиссия денег

  5. Денежная масса

  6. Денежная база

  7. Денежные агрегаты

  8. Количественная теория денег

  9. Трансакционный спрос на деньги

  10. Спекулятивный спрос на деньги

  11. Спрос на деньги из мотива предосторожности

  12. Равновесие на денежном рынке

  13. Ликвидная ловушка

  14. Банковское резервирование

  15. Кредитный мультипликатор

  16. Норма депонирования

  17. Денежный мультипликатор

  18. Учетная ставка процента

  19. Операции на открытом рынке

  20. Золотовалютные резервы ЦБ

  21. Модель Хикса-Хансена (IS-LM)

  1. Графический анализ

Отразить в координатах (M;i):

  1. Равновесие не денежном рынке.

  2. Экономика попала в ликвидную ловушку.

  3. Как изменится равновесие на денежном рынке, если в обществе про­изошел рост совокупного дохода.

  4. Центральный банк проводит:

а) жесткую кредитно-денежную политику;

б) гибкую кредитно-денежную политику;

в) смешанную кредитно-денежную политику.

  1. Ситуации и задачи

  1. В банковской системе суммарные чековые вклады = 300 млрд. у.д.е.; суммарные резервы = 50 млрд. у.д.е. Резервная норма увеличилась с 10 до 15%. Найти процентное изменение ссудного потен­циала банковской системы.

  2. При увеличении нормы обязательных резервов с 20 до 30% ока­залось, что коммерческие банки испытывают нехватку резервов в раз­мере 60 млн. руб. На сколько млн. руб. необходимо сократить денеж­ную массу, чтобы восстановить равновесие?

  3. Известно, что общий спрос на деньги в номинальном выражении = 1000 у.д.е. Спрос на деньги как средство сбережения характеризуется функцией L = 280 - 20i. Номинальная ставка I = 20%. Чему будет равен номинальный спрос на деньги? Если национальный доход будет равен 2400 у.д.е. , то чему будет равна скорость обращения денег?


4. Предложение денег и его детерминанты в США в 1929-1933 гг. (млрд. долл.):




Август 1929 г.

Март 1933 г.

Изменение в

о/

%

I. Предложение де­нег

26,5

19,0




в т.ч.:

наличные деньги

3,9

5,5




текущие счета (де­позиты)

22,6

13,5




II. Денежная база

7,1

8,4




в т.ч.:

наличные деньги

3,9

5,5




резервы

3,2

2,9




III. Норма резерви­рования










IV. Коэффициент депонирования










V. Денежный муль­типликатор











Это конкретная ситуация в экономике США в годы «Великой де­прессии».

Необходимо:

а) рассчитать все параметры денежного рынка и заполнить табли­цу;

б) сделать анализ этого рынка и политики ФРС США в этот пери­од;

в) почему такая политика ФРС привела КБ США к массовому бан­кротству?

г) какие рекомендации вы могли бы дать ФРС с позиции сегодняш­них ваших знаний о регулировании Ms?

5. Предложение денег и его детерминанты в России в 1991-1993 гг. характеризовалось следующими данными (млрд. руб.):




Декабрь 1991 г.

Март 1993 г.

Изменение в

о/

%

I. Базовые деньги

300

5 700




в т.ч.:

наличные деньги

170

2 600




Резервы КБ

130

3 100




II. Общая денежная масса

960

10 900




в т.ч.:

наличные деньги

170

2 600




депозиты

790

8 300




Это конкретная ситуация в экономике России в первые годы ре­форм.


а) определить денежный мультипликатор 1991 г. и 1993 г.;

б) какие выводы можно сделать из анализа таблицы;

в) если в марте 1993 г. общие денежные расходы населения соста­вили 7200 млрд. руб., то какова была скорость обращения денег?

г) какие деньги быстрее оборачивались: вся денежная масса или наличность?

д) сравните ситуации на российском и американском рынке из за­дания № 2.

  1. Рассмотрите следующие составляющие денежной массы:

а) металлические деньги, находящиеся в обращении;

б) срочный вклад в сберегательном банке на небольшую сумму;

в) банкноты на руках у населения;

г) облигации государственного займа;

д) текущий счет в банке;

е) наличные, хранящиеся в банке.

Определите, какие из перечисленных статей относятся к денежно­му агрегату М1, а какие к М2?

  1. В стране существует достаточно высокий уровень инфляции. Необходимо быстро принять меры и притормозить инфляционные про­цессы. Что будет предпринимать в данной ситуации Центральный банк? Каким направлениям кредитно-денежной политики будет отдаваться предпочтение?

Есть ли какие-либо отклонения от теоретической схемы поведения Центрального банка в действиях Центрального банка России в условиях высокой инфляции в 1992-1995 гг.?

  1. Вы рассчитываете, что норма процента в будущем будет сни­жаться. Как вы поведете себя в такой ситуации? Если большинство эко­номических субъектов поведет себя таким же образом, как это отразит­ся на величине спекулятивного спроса на деньги?

  1. Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы, характеризующие денежную систему Рос­сии.

  2. Что такое денежная масса и как она измеряется?

  3. Как формируется предложение денег, и от каких факторов зависит его величина?

  4. Кто регулирует предложение денег в стране, и с помощью каких ин­струментов?

  5. Узнайте, какие резервные требования предъявляет ЦБ РФ к КБ в на­стоящее время?

  6. Чему равна сейчас учетная ставка процента

  7. Узнайте, какие операции на открытом рынке проводились в послед­нее время?

  8. Чему равны золотовалютные резервы ЦБ в настоящее время?

  9. Какие теории спроса вам известны?

  10. В чем специфика кейнсианской теории спроса на деньги?

  11. Как устанавливается равновесие на денежном рынке?

  12. Что такое ликвидная ловушка

  13. В чем сущность жесткой, мягкой и промежуточной денежно­кредитной политики?

  14. Почему в проведении денежно-кредитной политики присутствует дилемма целей (то есть невозможно одновременно регулировать де­нежное предложение и процентную ставку)?

  15. Объясните, в чем принципиальное различие монетаристского и кейнсианского подходов к использованию денежно-кредитной поли­тики в условиях экономического спада?

  16. Какие связи устанавливает кривая IS и как она строится?

  17. Какие связи устанавливает кривая LM и как она строится?