Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 999
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные термины и понятия
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;
в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов;
г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе;
д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?
И был великий эконом,
То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет...
Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) произошло повышение минимального размера оплаты труда;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.
а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция.
б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции.
в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.
г) Уровень безработицы в России в начале 2000х годов составлял менее 11%.
д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.
е) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен.
ж) Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена.
з) Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей.
и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?
Тема 2. Выбор и ограничения в экономике
Эта тема продолжает анализ тех проблем, которые являются предметом экономики. В первой теме мы узнали, что ресурсы ограничены и перед любым обществом стоит проблема: как распределить ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей и какие в связи с этим встают проблемы. Это рассматривается на примере технологических альтернатив и кривой производственных возможностей, которая является по своей сути первой экономической моделью, с которой мы знакомимся. С помощью этой простейшей модели мы выходим на анализ очень сложных проблем экономики: эффективность использования ресурсов, альтернативные издержки, принципы минимума и максимума, Парето-оптимальность.
Очень важно понять, в чем причина действия закона возрастающих альтернативных издержек, при каких условиях он действует, как люди преодолевают его действие. Это в значительной степени связано и с тем, как люди используют свои сравнительные преимущества (абсолютные и относительные). Поэтому необходимо понять сущность концепции сравнительного преимущества, определить разницу между абсолютным и относительным сравнительным преимуществом, что выводит нас на вопросы расширения границы кривой трансформации и первого представления о проблемах экономического роста.
Рисунок 1.1 - Кривая производственных возможностей
а) Сравните альтернативные издержки выпуска дополнительной единицы товара Х в точках B, C и D. Какой закон иллюстрирует данная закономерность?
б) В конце 1990х гг. добывающая промышленность России не работала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике может соответствовать этому состоянию?
-
Экономика -
Меркантилизм -
Физиократы -
Классическая политическая экономия -
Маржинализм -
Марксизм -
Маржинализм -
Кейнсианство -
Производство -
Свободные блага -
Экономические блага -
Потребности -
Ресурсы: труд, земля, капитал -
Редкость ресурсов -
Ограниченность ресурсов -
Проблема выбора в экономике -
Субъекты экономических отношений -
Предмет экономики -
Нормативная экономика -
Позитивная экономика -
Методы анализа
-
Графический анализ
-
Изобразите графически и объясните связи, которые могут возникнуть между:
а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;
б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;
в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов;
г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе;
д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его выступление.
В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависимость между изучаемыми явлениями?
-
Задачи и ситуации
-
Вспомните нашу историю, и основные экономические реформы от Петра I до новейшего времени, и определите экономические доктрины, под влиянием которых эти реформы осуществлялись. -
Может ли один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой период времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, которые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения. -
Прокомментируйте смысл известной экономической выдержки из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:
И был великий эконом,
То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет...
Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?
-
Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите классификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подберите несколько конкретных потребностей. -
Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;
в) произошло повышение минимального размера оплаты труда;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;
ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.
-
Дайте комментарий и определите, какое заключение является позитивным, а какое - нормативным:
а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция.
б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции.
в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем продаж.
г) Уровень безработицы в России в начале 2000х годов составлял менее 11%.
д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.
е) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы может послужить причиной общего роста цен.
ж) Сегодняшнее состояние экономики требует решительного государственного вмешательства в сферу производства и обмена.
з) Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей.
и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
-
В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая. -
Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:
а) ценой товара и величиной спроса на него;
б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих равных условиях»?
-
Контрольные вопросы
-
Что означает термин «Экономика», кого считают его автором. -
Охарактеризуйте основные этапы в развитии экономической науки. -
Когда начались присуждения Нобелевской премии в области экономических исследований, и какие ее лауреаты вам известны? -
Дайте несколько классификаций потребностей? -
Какие выводы можно сделать, рассмотрев классификацию потребностей А. Маслоу - американского психолога и основателя гуманистической психологии (1908-1970 гг.)? -
Дайте современную классификацию ресурсов. -
Что такое ограниченность ресурсов? -
Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? -
Какие основные проблемы стоят перед экономической теорией? -
Как можно определить предмет экономической теории? -
В чем различие между микро- и макроэкономикой? -
Что такое субъекты экономической деятельности? -
В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике? -
Какие основные субъекты экономической деятельности выделяются в теории. -
Какие методы использует экономическая наука в анализе? -
Что такое модели и почему столь большое значение придается им в экономической теории? -
В чем достоинства и ограниченность анализа, построенного на основе формальной и диалектической логики.
-
Рекомендуемая литература
-
Долан Э. Микроэкономика. - СПб., 1994. Гл. 3. -
Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4. -
Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М., 1994. Гл. 4.4. -
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998. Гл. 4,5. -
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994. -
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992. -
Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 2. Выбор и ограничения в экономике
-
Основные вопросы темы
-
Технологические альтернативы и кривая производственных возможностей. -
Альтернативные издержки и проблема выбора. Цена выбора. Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающего плодородия и закон убывающей отдачи (доходности). Мальтусовская теория народонаселения и современность. -
Взаимовыгодный обмен: абсолютное и сравнительное преимущество. Концепция сравнительного преимущества. -
Незанятость и неполное использование ресурсов. Смещение кривой трансформации вправо и проблема источников экономического роста. Принципы минимума и максимума. Парето-оптимальность.
-
Место и значение темы
Эта тема продолжает анализ тех проблем, которые являются предметом экономики. В первой теме мы узнали, что ресурсы ограничены и перед любым обществом стоит проблема: как распределить ресурсы таким образом, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей и какие в связи с этим встают проблемы. Это рассматривается на примере технологических альтернатив и кривой производственных возможностей, которая является по своей сути первой экономической моделью, с которой мы знакомимся. С помощью этой простейшей модели мы выходим на анализ очень сложных проблем экономики: эффективность использования ресурсов, альтернативные издержки, принципы минимума и максимума, Парето-оптимальность.
Очень важно понять, в чем причина действия закона возрастающих альтернативных издержек, при каких условиях он действует, как люди преодолевают его действие. Это в значительной степени связано и с тем, как люди используют свои сравнительные преимущества (абсолютные и относительные). Поэтому необходимо понять сущность концепции сравнительного преимущества, определить разницу между абсолютным и относительным сравнительным преимуществом, что выводит нас на вопросы расширения границы кривой трансформации и первого представления о проблемах экономического роста.
-
Основные термины и понятия
-
Технологические альтернативы -
Кривая трансформации (кривая производственных возможностей) -
Альтернативные издержки -
Закон убывающего плодородия почвы (Ж. Б. Тюрго) -
Мальтусовский закон народонаселения -
Закон убывающей производительности труда и капитала (Дж. Кларк) -
Закон возрастающих альтернативных затрат (П. Самуэльсон) -
Эффективное использование ресурсов -
Принцип минимума и принцип максимума -
Парето-оптимальность -
Экономический рост -
Факторы экономического роста -
Сравнительное преимущество -
Абсолютное сравнительное преимущество -
Относительное сравнительное преимущество
-
Графический анализ
-
Для ответа на следующие вопросы используйте кривую производственных возможностей (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Кривая производственных возможностей
а) Сравните альтернативные издержки выпуска дополнительной единицы товара Х в точках B, C и D. Какой закон иллюстрирует данная закономерность?
б) В конце 1990х гг. добывающая промышленность России не работала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике может соответствовать этому состоянию?