Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 999

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные термины и понятия

  1. Экономика

  2. Меркантилизм

  3. Физиократы

  4. Классическая политическая экономия

  5. Маржинализм

  6. Марксизм

  7. Маржинализм

  8. Кейнсианство

  9. Производство

  10. Свободные блага

  11. Экономические блага

  12. Потребности

  13. Ресурсы: труд, земля, капитал

  14. Редкость ресурсов

  15. Ограниченность ресурсов

  16. Проблема выбора в экономике

  17. Субъекты экономических отношений

  18. Предмет экономики

  19. Нормативная экономика

  20. Позитивная экономика

  21. Методы анализа

  1. Графический анализ

  1. Изобразите графически и объясните связи, которые могут возник­нуть между:

а) температурой воздуха и простудными заболеваниями;

б) простудными заболеваниями и спросом на аспирин;

в) количеством осадков в месяц и числом проданных зонтов;

г) размером оплаты за обучение и числом студентов в вузе;

д) известностью и популярностью исполнителя и ценами на его вы­ступление.

В каком из случаев наблюдается прямая, а в каком обратная зависи­мость между изучаемыми явлениями?

    1. Задачи и ситуации

  1. Вспомните нашу историю, и основные экономические реформы от Петра I до новейшего времени, и определите экономические доктри­ны, под влиянием которых эти реформы осуществлялись.

  2. Может ли один и тот же ресурс или товар быть редким в один период времени и/или в одном месте и неограниченным в другой пери­од времени и/или в другом месте? Приведите несколько примеров, ко­торые бы подтверждали ваши теоретические рассуждения.

  3. Прокомментируйте смысл известной экономической выдержки из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина:


И был великий эконом,

То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет...

Какая экономическая школа отражена здесь? Что такое простой продукт в данном понимании?

  1. Есть различные классификации потребностей. Рассмотрите клас­сификацию потребностей А. Маслоу и для каждой его ступени подбери­те несколько конкретных потребностей.

  2. Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономи­ке:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызва­ло в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) произошло повышение минимального размера оплаты труда;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживле­нию деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельно­сти, открытия экономики.

  1. Дайте комментарий и определите, какое заключение является по­зитивным, а какое - нормативным:

а) В последнее время в стране наблюдается высокая инфляция.

б) Необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов ин­фляции.

в) Эффективная рекламная компания может увеличить объем про­даж.

г) Уровень безработицы в России в начале 2000х годов составлял менее 11%.

д) Введение налогов на экспорт является одной из мер пополнения госбюджета.

е) Увеличение цен на закупаемые фирмами сырье и материалы мо­жет послужить причиной общего роста цен.

ж) Сегодняшнее состояние экономики требует решительного госу­дарственного вмешательства в сферу производства и обмена.

з) Структурная перестройка экономики России, помимо других це­лей, направлена на повышение уровня потребления людей.

и) Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении мно­гих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за со­бой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно.



  1. В экономическом анализе часто используется предположение «при прочих равных условиях», однако, в нем заключается опасность. Объясните, какая.

  2. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, оп­ределите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;

б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;

в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребле­ние;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

Какие из этих зависимостей прямо и какие обратно пропорцио­нальны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип «при прочих рав­ных условиях»?

    1. Контрольные вопросы

  1. Что означает термин «Экономика», кого считают его автором.

  2. Охарактеризуйте основные этапы в развитии экономической науки.

  3. Когда начались присуждения Нобелевской премии в области эконо­мических исследований, и какие ее лауреаты вам известны?

  4. Дайте несколько классификаций потребностей?

  5. Какие выводы можно сделать, рассмотрев классификацию потребно­стей А. Маслоу - американского психолога и основателя гуманисти­ческой психологии (1908-1970 гг.)?

  6. Дайте современную классификацию ресурсов.

  7. Что такое ограниченность ресурсов?

  8. Возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресур­сов более полное насыщение потребностей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами?

  9. Какие основные проблемы стоят перед экономической теорией?

  10. Как можно определить предмет экономической теории?

  11. В чем различие между микро- и макроэкономикой?

  12. Что такое субъекты экономической деятельности?

  13. В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике?

  14. Какие основные субъекты экономической деятельности выделяются в теории.

  15. Какие методы использует экономическая наука в анализе?

  16. Что такое модели и почему столь большое значение придается им в экономической теории?

  17. В чем достоинства и ограниченность анализа, построенного на осно­ве формальной и диалектической логики.


    1. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э. Микроэкономика. - СПб., 1994. Гл. 3.

  2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4.

  3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М., 1994. Гл. 4.4.

  4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998. Гл. 4,5.

  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994.

  6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992.

  7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Тема 2. Выбор и ограничения в экономике

  1. Основные вопросы темы

  1. Технологические альтернативы и кривая производственных возмож­ностей.

  2. Альтернативные издержки и проблема выбора. Цена выбора. Закон возрастающих альтернативных издержек. Закон убывающего плодо­родия и закон убывающей отдачи (доходности). Мальтусовская тео­рия народонаселения и современность.

  3. Взаимовыгодный обмен: абсолютное и сравнительное преимущест­во. Концепция сравнительного преимущества.

  4. Незанятость и неполное использование ресурсов. Смещение кривой трансформации вправо и проблема источников экономического рос­та. Принципы минимума и максимума. Парето-оптимальность.

  1. Место и значение темы

Эта тема продолжает анализ тех проблем, которые являются пред­метом экономики. В первой теме мы узнали, что ресурсы ограничены и перед любым обществом стоит проблема: как распределить ресурсы та­ким образом, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей и какие в связи с этим встают проблемы. Это рассматривается на примере технологических альтернатив и кривой производственных возможно­стей, которая является по своей сути первой экономической моделью, с которой мы знакомимся. С помощью этой простейшей модели мы вы­ходим на анализ очень сложных проблем экономики: эффективность использования ресурсов, альтернативные издержки, принципы мини­мума и максимума, Парето-оптимальность.


Очень важно понять, в чем причина действия закона возрастающих альтернативных издержек, при каких условиях он действует, как люди преодолевают его действие. Это в значительной степени связано и с тем, как люди используют свои сравнительные преимущества (абсо­лютные и относительные). Поэтому необходимо понять сущность кон­цепции сравнительного преимущества, определить разницу между аб­солютным и относительным сравнительным преимуществом, что выво­дит нас на вопросы расширения границы кривой трансформации и пер­вого представления о проблемах экономического роста.

  1. Основные термины и понятия

  1. Технологические альтернативы

  2. Кривая трансформации (кривая производственных возможностей)

  3. Альтернативные издержки

  4. Закон убывающего плодородия почвы (Ж. Б. Тюрго)

  5. Мальтусовский закон народонаселения

  6. Закон убывающей производительности труда и капитала (Дж. Кларк)

  7. Закон возрастающих альтернативных затрат (П. Самуэльсон)

  8. Эффективное использование ресурсов

  9. Принцип минимума и принцип максимума

  10. Парето-оптимальность

  11. Экономический рост

  12. Факторы экономического роста

  13. Сравнительное преимущество

  14. Абсолютное сравнительное преимущество

  15. Относительное сравнительное преимущество

  1. Графический анализ

  1. Для ответа на следующие вопросы используйте кривую производст­венных возможностей (рис. 1.1).



Рисунок 1.1 - Кривая производственных возможностей

а) Сравните альтернативные издержки выпуска дополнительной единицы товара Х в точках B, C и D. Какой закон иллюстрирует данная закономерность?

б) В конце 1990х гг. добывающая промышленность России не рабо­тала в полную меру из-за забастовок. Какая точка на графике мо­жет соответствовать этому состоянию?