Файл: Ознакомиться с исторической справкой об организации,её организационноправовой формой собственности специализацией производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 732

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основной нормативной документации регулирующей учет кредитов и займов на первом уровне нормативного регулирования являются Гражданский кодекс РФ, часть вторая и Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».

Учет кредитов и займов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/08, утвержденным приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. Также на втором уровне нормативного регулирования учетов кредитов и займов используются: Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утверждены приказом Минфина РФ от 28.06.2000г.№60н; ПБУ 9/99 «Доходы организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н.; ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н.; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. №106н.; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.2001г. №654; Письмо Минфина РФ от 05.04.2006 N 07-05-08/78 «По вопросу об отражении в бухгалтерском учете затрат по полученным займам и кредитам».

К договорам и первичным документам по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам относят:

кредитные договоры и договоры займа;

другие условия кредитных договоров: выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;

кассовая книга: приходные и расходные кассовые ордера;

объявления на взнос наличными;

приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;

документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа;

приказ об учетной политике.

Для учета расчетов по краткосрочным кредитам и займам предназначен одноименный счет 66. Суммы полученных организацией краткосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и дебету счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На суммы погашенных кредитов и займов дебетуется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно [10].

Аналитический учет краткосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов кредитным организациям, предоставившим их.


Долгосрочные кредиты учитываются на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (на срок более 12 месяцев). По кредиту этого счета записываются суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов, а по дебету - суммы погашенных кредитов и займов. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие бухгалтерские записи:

  • - на суммы полученных организацией долгосрочных кредитов Дт 51, 52, 55 Кт 67

  • - начислены проценты Дт 91 Кт 67

  • - погашены долгосрочные кредиты и займы Дт 67 Кт 51, 52, 55

Аналогичная запись делается на сумму уплаченных процентов за пользование долгосрочными кредитами и займами. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.

Аналитический учет долгосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их, и отдельным кредитам и займам.

Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен содержать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.

При использовании журнально-ордерной формы учета регистром синтетического учета кредитов и займов является журнал-ордер № 4.

Банки и другие кредитные учреждения определяют процентные ставки за кредит для организаций дифференцированно - в зависимости от срока пользования кредитом или займом, а также с учетом складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы.

Конкретные процентные ставки за пользование кредитами, порядок уплаты процентов и другие условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре.

На договорной основе между банком и организациями по остаткам на расчетных, текущих и других счетах (кроме бюджетных и депозитных) организациям могут выплачиваться проценты и хранение денежных средств в банке.


  1. Изучение нормативных документов по учёту займов

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1 – Законодательный уровень. Указы Президента, постановления правительства, а также федеральные законы.


2 – Нормативный уровень – уровень, который опирается на стандарты бухгалтерского учёта (в них перечислены ряд правил и принципов в ведению бухгалтерской деятельности)

3 – Методологический уровень – рекомендации и указания по ведению бухгалтерского учёта. Данная инструкция была рассмотренная и принята Министерством Финансов РФ, а так же исполнительной власти на федеральном уровне.

4 — Документы распорядительно-организационного плана, которые формируют и регулируют учётную политику учреждения, которые были разработаны самим учреждением. Этими документами являются инструкции, распоряжения, а также приказы, которые относятся к бухгалтерской деятельности данного предприятия.

Первый уровень – это законодательный, который содержит в себе основные Указы Президента, постановления правительства, а также федеральные законы в сфере бухгалтерского учета (таблица 4).

Таблица 4 – Законодательный уровень бухгалтерского учета

Нормативный акт

Реквизиты и комментарии

Гражданский Кодекс

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)

Налоговый Кодекс

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Федеральный закон

Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действует с 1 января 2013 года)

Федеральный закон

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы бухгалтерского учёта.

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.


Вторым уровнем является нормативный уровень, который содержит стандарты бухгалтерского учёта (правила и принципы ведения бухгалтерской деятельности).

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Основным нормативным документом, определяющим порядок учета кредитов, является ПБУ "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/08), утв.Пр. Минфина РФ от 02.08.2000г. N 60н. Займы и кредиты могут быть краткосрочными (на срок не более 1 года) и долгосрочными (свыше 1 года). Затраты по полученным займам (кредитам) должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены (п. 12, гл. 3 ПБУ 15/08).

Данное Положение регламентирует особенности формирования в бухгалтерской отчетности и в бухгалтерском учете сведений о расходах, которые связаны с выполнением обязательств по полученным займам (в том числе с привлечением заемных средств при помощи выдачи векселей, продажи и выпуска облигаций) и кредитам (включая товарные и коммерческие).

Проценты к уплате отражаются по строке 2330 Отчета о финансовых результатах. Они формируются при отражении процентов по кредитам и займам банков, отражаются как прочие расходы по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». К ним не относятся проценты по кредитам займам, полученным для приобретения основных средств, нематериальных активов материальных запасов, т.к. включаются в стоимость приобретенного имущества.

В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).


К нор­ма­тив­ным до­ку­мен­там по бух­гал­тер­ско­му учету 3-го уров­ня от­но­сят­ся ме­то­ди­че­ские ука­за­ния и ре­ко­мен­да­ции, иные до­ку­мен­ты ин­струк­тив­но­го или ре­ко­мен­да­тель­но­го ха­рак­те­ра, от­ве­ча­ю­щие на прак­ти­че­ские во­про­сы бух­гал­тер­ско­го учета и не во­шед­шие в преды­ду­щий уро­вень.

Сюда можно от­не­сти Ме­то­ди­че­ские ука­за­ния по бух­гал­тер­ско­му учету ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ных за­па­сов (При­каз Мин­фи­на от 28.12.2001 № 119н), Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции по бух­гал­тер­ско­му учету ос­нов­ных средств сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ор­га­ни­за­ций (При­каз Мин­сель­хоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упо­мя­нуть пись­ма Мин­фи­на, ко­то­рые хотя и не яв­ля­ют­ся нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми (п.2 Пра­вил, утв. По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства от 13.08.1997 № 1009) и при­ме­ня­ют­ся ор­га­ни­за­ци­я­ми доб­ро­воль­но, могут по­мочь бух­гал­те­ру в ре­ше­нии того или иного прак­ти­че­ско­го учет­но­го во­про­са.

На четвертом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.


  1. Отражение в учёте получения, использования и возврата кредита (займа), привлечённого экономическим субъектом на соответствующие нужды

Характеристика заемных средств.

Кроме собственного капитала, источниками формирования имущества организации являются заемные средства. В состав заемных средств включаются: кредиты банков, займы сторонних организаций, кредиторская задолженность.

К кредитам банка относятся краткосрочные и долгосрочные ссуды банков. Кредиты выдаются банками на строго определенный срок и с условием возвратности на основании договора. Поэтому кредиты и займы могут классифицироваться на срочные, срок платежа по которым еще не наступил, и просроченные -- с истекшим согласно договору сроком погашения.

Краткосрочные ссуды банков служат основным источником дополнительных средств предприятия на временные нужды. К ним относятся ссуды под запасы товарно-материальных ценностей, на временное пополнение оборотных средств, на капитальный ремонт основных средств и другие обоснованные временные нужды.