Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
•
36 и менее баллов - фаза не сформировалась;
•
37-60 баллов - фаза в стадии формирования;
•
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.
В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:
• какие симптомы доминируют;
• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
• объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику
«выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
• в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;
• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей,
профессиональной деятельности и партнерам.
Приложение 11
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.
Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы,
помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем
справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту
оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина.
Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы,
помещенной в центре листа (от +3 до -3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем
справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту
оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
-1 –достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
- 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
- 3 – свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы.
Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Положительные
особенности
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Отрицательные
особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение
Преобладает подавленное настроение,
пессимистический тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях,
взаимные симпатии
Преобладают конфликтность в отношениях,
агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание
Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе,
участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного"
В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии
Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
Коллектив невозможно поднять на совместное дело,
каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых,
выступают в их защиту
Коллектив подразделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
Приложение 12
Перечень вопросов для подготовки студентов к итоговому модульному
контролю
Содержательный модуль 1; Общие вопросы медицинской психологии:
1.
Определение, предмет и задачи медицинской психологии;
2.
Методы психологического исследования;
3.
Принципы построения целенаправленной психологической беседы:
4.
Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека:
5.
Критерии здоровья ВООЗ
6.
Влияние особенностей возраста и хронических заболеваний на личность человека:
7.
Определение и типология акцентуации личности, тактика поведения врача с пациентами, которые имеют акцентуированные черты личности
8.
Определение и классификация основных типов отношения к болезни,
особенности поведения больных с такими типами реагирования на болезнь;
9.
Диагностика основных типов отношения к болезни;
10.
Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни
11.
Влияние болезни на познавательные процессы человека;
12.
Влияние особенностей интеллекта больного на лечебный процесс;
13.
Влияние болезни на эмоционально-волевую сферу человека;
14.
Влияние болезни на эмоциональное состояние, нозогении;
15.
Роль волевых качеств личности в лечебном процессе;
16.
Изменения воли, влечений и поведения во время лечения;
17.
Сознание, самосознание, их уровень;
18.
Психодинамический подход в медицине;
19.
Критерии ненарушенного сознания; Состояния сознания у больного;
Содержательный модуль 2; Практические аспекты медицинской психологии
1.
Требования к личности медицинских работников;
2.
Понятие «врачебный долг» и «врачебная тайна»;
3.
Врачебные ошибки: причины и виды;
4.
Психологические типы врачей;
5.
Профессиональная деформация, «синдром выгорания» и пути его предупреждения;
6.
Правила деонтологии и субординации в медицинской среде;
7.
Виды и особенности общения в медицинской среде;
8.
Психологические особенности этапов диагностического процесса;
9.
Принципы общения врача с больными и их родственниками;
10.
Конфликты в медицинской среде, их разновидности, способы решения и предупреждения;
11.
Психосоматический подход как принцип лечебной деятельности;
12.
Эмоциональный стресс как фактор этиопатогенеза психосоматических расстройств;
13.
Влияние психологических факторов на течение соматических расстройств;
14.
Теории психосоматических взаимоотношений;
15.
Механизмы психологической защиты личности
16.
Понятие адаптации и дезадаптации, дистрес;
17.
Классификация психосоматических расстройств;
18.
Непатологические психосоматические реакции;
19.
Принципы профилактики психосоматических расстройств;
20.
Психологические изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
21.
Психологические изменения при заболеваниях бронхов и лёгких;
22.
Изменения при заболеваниях пищевого тракта;
23.
Психологические особенности больных при инфекционных заболеваниях,
туберкулёзе, СПИДе;
24.
Психологические особенности больных при эндокринных, нервных и психических заболеваниях;
25.
Психологические изменения у больных женщин в гинекологическом стационаре;
26.
Психологические особенности женщин в период беременности и родов;
27.
Особенности психологии больных детей и людей пожилого возраста;
28.
Психологические особенности больных в хирургическом стационаре в до- и послеоперационном периоде, в ортопедии и травматологии;
29.
Психологические особенности больных в стоматологии, офтальмологии,
отоларингологии;
30.
Психологические особенности больных с онкологической патологией;
31.
Влияние на психику человека врожденных и приобретённых физических дефектов
32.
Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ,
сверхценные увлечения (гемблинг, интнрнет-зависимость), зависимости пищевого поведения;
33.
Разновидности суицидального поведения, особенности суицидального поведения у соматических больных и при зависимостях;
34.
Психологические аспекты умирания и смерти;
35.
Понятие «психогигиена» и «психопрофалактика»;
36.
Психогигиена труда медицинского работника;
37.
Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений;
38.
Роль врача общей практики в профилактике нозопсихологических проявлений;
39.
Реабилитация социальная и профессиональная, её основные разделы;
40.
Основные современные методы психотерапии, принципы психотерапии;
41.
Показания и противопоказания для проведения отдельных методов психотерапии;
42.
Психологическая помощь в кризисных периодах;
43.
Психологические особенности предоставления медицинской помощи в необычных ситуациях.
Приложение 13
Перечень практических работ и заданий
1.
Самостоятельно вести направленную психологическую беседу с больными,
составлять психологический анамнез болезни и жизни, оценивать психологическое состояние больного;
2.
Проанализировать данные, полученные при эксперементально- психологическом обследовании, дать заключение на основе анализа результатов исследования;
3.
Уметь выявлять акцентуации характера;
4.
Определить тип внутренней картины болезни и типы реагирования пациента на заболевание;
5.
Формировать адекватное отношение к заболеванию у пациента и поддерживать на всём протяжении лечебно-диагностического процесса;
6.
Дифференцировать психологические особенности больных при разных соматических заболеваниях, определять необходимость психологической коррекции с учётом индивидуальных особенностей пациента;
7.
Дать психогигиенические советы пациенту соматического профиля;
8.
Разработать тактику общения с больными и их родственниками с учётом принципов врачебной этики и деонтологии;
9.
Оценить и провести коррекцию взаимоотношений больного с медицинским персоналом;
10.
Сделать анализ профессионально важных качеств;
11.
Уметь выявлять суицидальные тенденции.
Перечень учебно-методической литературы
1.
Вітенко І.С. Загальна та медична психологія. Підручник для студентів медичних вузів. – К.Здоров’я, 1994 – 294с.
2.
Вітенко І.С. Психологічні основи лікувально-профілактичної
діяльності та підготовки лікаря загальної практики. – Х.Основа, 2002 –
388с.
3.
Вітенко І.С., Чабан О.С., Бусло О.О. Сімейна медицина: психологічні
аспекти діагностики, профілактики і лікування хворих. – Тернопіль:
Укрмедкнига, 2002 – 187с.
4.
Гаванко В.Л., Вітенко І.С., Самардакова Г.О. Практикум з медичної
психології. – Харків: Регіон-інформ, 2002 – 248с.
5.
Загальна та медична психологія (практикум) під заг. Редакцією І.Д.
Спіріної, Вітенко І.С. Дніпропетровськ: Арт-Пресс, 2002 – 175с.
6.
Медична психологія (практикум)/ Спіріна І.Д., Лисиця Г.І., Вітенко
І.С. Дніпропетровськ: Поліграфіст, 1998 – 54с.
7.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.
Практическое руководство. М.: МЕДпресс. 1998 – 587с.
8.
Волков В.Г., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенов Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. – Томск. Медицина, 1995 – 328с.
9.
Головаха Е.И., Панин Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев. Изд. Полит. Литературы Украины, 1989 –
187с.
10.
Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. – Киев: Вища школа, 1981 – 390с.
11.
Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания.
(Изд. 4). – Москва. Медицина – 1977 – 12с.
12.
Основи загальної і медичної психології /за рад. Вітенко І.С. і Чабан
О.С. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2003 – 344с.
13.
Полищук И.А., Видренко А.Е. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. –
Киев, «Здоровье». 1980 – 122с.
14.
Ташликов В.А. Психология лечебного процесса – Л-д. «Медицина».
1984 – 191с.
15.
Телешевская М.С., Погибко Н.И. Вопросы лечебной деотнологии. Л- д. «Медицина». 1978 – 158с.
16.
Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. Москва. Медицина. 1985 – 380с.
2