Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1147
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ.
1. Болезнь делает моё будущее печальным и унылым.
2. Моё здоровье пока не даёт никаких оснований беспокоиться за будущее.
3. Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях.
4. Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моём будущем.
5. Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем.
6. Своё будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учёбе).
7. Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем.
8. Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за своё будущее.
9. Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого заболел.
10. Когда я думаю о своём будущем, меня охватывает тоска и раздражение на других людей.
11. Из-за болезни я очень тревожусь за своё будущее.
12. Ни одно из определений мне не подходит.
Диагностический код опросника "Тип отношения к болезни".
Те ма
1
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а 2
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1.
3 5 2 5 3 3 3 1.
4 2.
4 2.
5 3 3.
5 5 3.
4 4 4.
4 3 4 4.
5 5 3 5.
+ 5 5.
+ 4 5 3 6.
3 6.
2 4 3 3 7.
4 7.
+ 5 8.
4 3 8.
5 9.
4 9.
+ 3 3 10.
4 1 4 10.
2 4
11.
4 4 3 11.
+ 4 12.
3 12.
Те ма
3
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а 4
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1.
3 5 1.
5 2.
4 2 2.
3 5 3.
3 4 3 2 3.
4 3 4 1 2 4.
3 2 4.
3 5.
3 5.
4 6.
2 6.
3 4 4 3 4 7.
3 2 4 2 3 3 7.
2 5 8.
8.
5 3 1 9.
9.
3 3 10.
4 10.
4 5 11.
4 11.
12.
3 12.
13.
3 5 13.
14.
14.
15.
3 4 15.
16.
3 16.
Те ма
5
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а 6
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1.
+ 4 1.
+ 2 4 2.
+ 2 5 2.
4 1 1 3.
4 3.
4 3 3 4.
5 4.
+ 5 3 5.
+ + 5 5.
+ 2 4 2 6.
+ 4 5 2 6.
1 2 3 7.
2 4 3 7.
+ + 4 8.
4 8.
9.
5 9.
5 10.
+ 3 5 2 3 10.
5 11.
3 11.
3 2 12.
5 12.
+ 4 13.
5 4 13.
1 2 5 14.
5 2 14.
3 5 15.
5 4 15.
4 4 16.
16.
Те ма
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а 8
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
7 1.
4 1 3 3 4 1.
+ + 3 3 2.
4 2.
4 3 4 3.
4 3.
3 4 4.
+ 3 2 3 3 4.
4 5.
5 5.
+ 5 4 6.
+ 4 3 6.
2 5 1 4 7.
4 7.
5 8.
+ 3 4 8.
+ 3 5 9.
5 3 2 9.
4 3 10.
5 4 10.
4 4 11.
5 11.
5 12.
4 12.
5 5 13.
+ 3 13.
14.
14.
Те ма
9
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а
10
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1.
+ 4 1 1.
+ 3 5 2.
4 2 2.
1 4 4 3.
+ + 3 4 3.
4.
+ + 4 3 2 4.
+ 3 4 5.
4 3 5.
3 3 4 6.
5 3 6.
2 4 7.
+ 3 4 2 4 7.
+ + 3 3 2 3 8.
3 4 8.
2 4 9.
4 5 9.
+ 2 4 4 10.
4 5 10.
3 11.
5 11.
3 3 4 12.
4 3 12.
5 13.
3 4 13.
14.
4 14.
5 1 3 15.
15.
4 3 16.
16.
Те ма
11
Г Р З Т И Н М А С Я П Д Тем а
12
Г Р З Т И Н М А С Я П Д
1.
1 1 2 1.
+ 4 5 1 2.
+ + 4 2 2.
5 3.
4 5 3.
2 4 4.
+ 4 4 2 4.
3 5.
5 2 4 5.
5 6.
5 6.
5 7.
3 2 7.
+ 2 5 8.
+ 5 8.
+ 4 3 1 3 9.
4 3 2 1 9.
5 2 10.
+ 4 3 3 10.
+ 4 2 5
11.
11.
+ 4 3 3 2 12.
12.
13.
13.
14.
14.
Примечание:
1. Буквенными символами обозначены шкалы типов отношения к болезни:
Г-гармоничный, Р-эргопатический, З-анозогнозический, И-ипохондрический,
Н-невра-стенический, М-меланхолический, А-апатический, С-сенситивный,
Я-эгоцентрический, П-паранойяльный, Д-дистрофический.
2. Римскими цифрами указаны темы наборов утверждений опросника.
3. Арабскими цифрами указаны номера утверждений в теме и соответствующие им диагностические коэффициенты.
4. Знаком "+" отмечены утверждения, которые требуют приравнивания к нулю соответствующей шкальной оценки.
ПРАВИЛА АНАЛИЗА ДАННЫХ ОПРОСНИКА.
1. При анализе используется бланк " результаты обследования", образец которого приводится ниже.
2. По таблице кода для каждого отмеченного в регистрационном листе утверждения определяются диагностические коэффициенты, которые заносятся в бланк " результаты обследования".
3. Диагностические коэффициенты в каждом из столбцов,
соответствующих 12 шкалам типов отношения к болезни, суммируют,
получают 12 значений шкальных оценок, которые заносят в графу,
обозначенную (
S
).
4. Шкальная оценка для гармоничного, эргопатического и анозогнозического типов приравнивается 0, если среди утверждений,
выбранных испытуемым, встречается хотя бы одно, указанное в коде знаком
(+).
Результаты обследования по методике "Тип отношения к болезни".
ГРАМ Р З Т И Н М А З Я П Д
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12
0 60 50 40 30 20 10 0
ГРАМ Р З Т И Н М А З Я П Д
Числовое выражение правила диагностики типа отношения к болезни.
5. При диагностике типа находят шкалу с максимальным значением суммы диагностических коэффициентов. Определяют, есть ли в профиле такие шкалы, которые находятся в пределах диагностической зоны - оценки которых отстают от максимальной в пределах 7 баллов. Если шкала с максимальной оценкой остаётся единственной, и нет других шкал,
отстающих от неё в пределах 7 баллов, то диагностируют только тип,
соответствующий этой шкале.
6. Если в диагностическую зону (интервал 7 баллов) помимо шкалы с максимальной оценкой попадают ещё одна или 2 шкалы, то диагностируют смешанный тип, который обозначают соответственно названиям составляющих его шкал.
7. Если в диагностическую зону попадает более 3-х шкал, то диагностируют диффузный тип.
8. Гармоничный тип диагностируют только как "чистый", т.е. только в том случае, когда шкала этого типа имеет максимальную оценку и нет других шкал, которые попадают в диагностическую зону.
9. При смешанном типе, если в диагностическую зону наряду с другими шкалами попадает шкала гармоничного типа, то они исключается из рассмотрения как составляющая.
Приложение 3
Граф логической структуры темы «Психическая деятельность
человека»
ПСИХИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приложение 4
Граф логической структуры темы «Структура сознания и
самосознания личности»
Приложение 5
Методика классификации предметов
1. Этот метод является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного. Метод применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, а также дает возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и стойкости внимания.
2. Для проведения исследования необходимо иметь набор карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Метод применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня.
3. Перед началом опыта экспериментатор тщательно перемешивает карточки и сверху выкладывает 5-6 карточек, которые облегчают начало классификации. Потом все оставшиеся карточки передаются испытуемому кверху рисунками, и экспериментатор говорит: "Разложите эти карточки на столе - что к чему подходит".
Это первый, так называемый “глухой” этап инструкции. Если
испытуемый задает вопрос о том, как надо раскладывать, ему отвечают на этом этапе уклончиво: "Начните работать – сами увидите как надо". С самого начала необходимо фиксировать в протоколе действия и высказывания испытуемого. На первом этапе важно зафиксировать, как испытуемый старался ориентироваться в новой задаче, сам ли он понял задачу. После того,
как пациент разложил треть карточек, дается вторая инструкция, и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной или критической оценки того, что больной уже сделал. Например,
экспериментатор говорит: "Правильно, вот Вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам, чтобы их можно было назвать одной названием", второй этап самый продолжительный. В протоколе записываются действия испытуемого, и время от времени его спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или другую группу.
Когда основные группы собранны и названы, переходят к третьему этапу. Испытуемому говорят: "Первую часть работы Вы выполнили хорошо.
Теперь нужно выполнить другу часть. Раньше Вы соединяли карточку с карточкой в группу, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось как можно меньше, но чтобы можно было дать группе свое название". Иногда, если больной с трудом делает укрупнения, ему говорят:
“Должно выйти всего 3 группы” (имеются в виду растения, живые существа,
предметы).
4. Анализ экспериментальных данных представляет значительные трудности. Так, одинаковая ошибка, допущенная на разных этапах имеет разное значение, и может быть по-разному истолкована. Ошибки на первом этапе не дают еще права для оценки мышления, как нарушенного, так как пациент мог неправильно истолковать задание.
Эта же самая ошибка, допущенная уже на втором этапе, может быть истолкована иначе. После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда классифицирует группы. Если на 2 этапе испытуемый продолжает выкладывать конкретные ситуационные группы - это свидетельствует о склонности к конкретному мышлению. На этом этапе могут быть также выявлены: чрезмерная детализация, разноплановость мышления, классификация с опорой на несущественный, латентный признак,
появление одноименных групп, а также истощение внимания.
Большой интерес на 2 этапе составляет обсуждения осуществленных больным действий и названий, которые даются группам.
На 3 этапе выясняется, доступно ли испытуемому понимание сложных обобщений, при этом необходимо учитывать образовательный уровень испытуемого.
Непринятие прямого указания экспериментатора на наличие ошибки свидетельствует о снижении критики больного.
как пациент разложил треть карточек, дается вторая инструкция, и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной или критической оценки того, что больной уже сделал. Например,
экспериментатор говорит: "Правильно, вот Вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам, чтобы их можно было назвать одной названием", второй этап самый продолжительный. В протоколе записываются действия испытуемого, и время от времени его спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или другую группу.
Когда основные группы собранны и названы, переходят к третьему этапу. Испытуемому говорят: "Первую часть работы Вы выполнили хорошо.
Теперь нужно выполнить другу часть. Раньше Вы соединяли карточку с карточкой в группу, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось как можно меньше, но чтобы можно было дать группе свое название". Иногда, если больной с трудом делает укрупнения, ему говорят:
“Должно выйти всего 3 группы” (имеются в виду растения, живые существа,
предметы).
4. Анализ экспериментальных данных представляет значительные трудности. Так, одинаковая ошибка, допущенная на разных этапах имеет разное значение, и может быть по-разному истолкована. Ошибки на первом этапе не дают еще права для оценки мышления, как нарушенного, так как пациент мог неправильно истолковать задание.
Эта же самая ошибка, допущенная уже на втором этапе, может быть истолкована иначе. После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда классифицирует группы. Если на 2 этапе испытуемый продолжает выкладывать конкретные ситуационные группы - это свидетельствует о склонности к конкретному мышлению. На этом этапе могут быть также выявлены: чрезмерная детализация, разноплановость мышления, классификация с опорой на несущественный, латентный признак,
появление одноименных групп, а также истощение внимания.
Большой интерес на 2 этапе составляет обсуждения осуществленных больным действий и названий, которые даются группам.
На 3 этапе выясняется, доступно ли испытуемому понимание сложных обобщений, при этом необходимо учитывать образовательный уровень испытуемого.
Непринятие прямого указания экспериментатора на наличие ошибки свидетельствует о снижении критики больного.
Приложение 6
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Методика исключения предметов (словесный вариант)
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке
написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и
дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно
найти и исключить».
Бланк для словесного варианта
1.
Стол, стул, кровать, пол, шкаф
2.
Молоко, сливки, сало, сметана, сыр
3.
Сладкий, горячий, кислый, дуб, горький
4.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель
5.
Самолет, телега, человек, корабль, велосипед
6.
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
7.
Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр
8.
Токарь, учитель, врач, книга, космонавт
9.
Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
10.
Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно
11.
Неудача, волнения, поражение, провал, крах
12.
Ненавидеть, пренебрегать, негодовать, понимать
13.
Успех, неудача, удача, выигрыш, покой
14.
Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
15.
Футбол, волейбол, хоккей, плавания, баскетбол
16.
Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
17.
Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернило
Приложение 7
Психодиагностические шкалы для оценки тревоги и депрессии
Т. Тревога
1. Не чувствуете ли Вы себя взвинченным и нетерпеливым?
2. Свойственно ли Вам постоянно беспокоиться о чем-то?
3. Раздражительны ли Вы?
4. Трудно ли Вам расслабиться?
(Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ -
продолжайте)
5. Вы плохо спите?
6. У Вас бывают головные боли, боли в шее или ощущение напряжения в голове?
7. Бывают ли у Вас головокружение, дрожание, потливость, понос,
учащенный пульс, звон в ушах и т.п. (вегетативные признаки тревоги)?
8. Вы беспокоитесь о своем здоровье?
9. Трудно ли Вам заснуть?
Д. Депрессия
1. Ощущаете ли Вы снижение активности, энергичности?
2. Не утрачены ли прежние интересы?
3. Не отмечается ли потеря уверенности в себе?
4. Бывает ли у Вас чувство безнадежности?
(Если на любой из этих вопросов получен утвердительный ответ -
продолжайте)
5. Трудно ли Вам концентрировать внимание?
6. Вы не похудели в последнее время (потеря массы тела вследствие плохого аппетита)?
7. Вы 3тали раньше пробуждаться по утрам?
8. Не казалось ли Вам, что Вы стали более медлительным?
9. Вы не замечали, что по утрам обычно чувствуете себя хуже, чем к вечеру?
Каждый положительный ответ соответствует одному баллу.
Суммируйте число баллов по каждой группе вопросов.
О наличии тревожного состояния обычно свидетельствуют по меньшей
мере четыре положительных ответа на вопросы группы «Т», о
депрессивном – столько же по группе «Д».
Приложение 8
Таблицы Шульте
Методика применяется для исследования сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование проводиться с помощью специальных таблиц. На этих таблицах беспорядочно расположены числа от 1 до 25.
Исследуемый должен отыскивать числа одно за одним по порядку, начиная с
1, каждое показывать и называть вслух. Секундомером обозначается время,
затраченное на каждую таблицу. Таких таблиц предлагается 5. Обычно здоровые испытуемые отыскивают числа в таблицах равномерно по времени,
при этом темп выполнения задания ускоряется от одной таблицы к последующей за счет врабатываемости. Это свидетельствует от устойчивом внимании. Если же поиск идет неравномерно и время поиска увеличивается –
это признак истощаемости внимания. Здоровые испытуемые затрачивают на одну таблицу 40–50 секунд, если внимание расстроено – время обработки каждой последующей таблицы увеличивается.
Диагностическое значение имеют следующие показатели:
1) превышение нормативного (40–50 секунд) времени, затраченного на указание чисел в таблицах;
2) динамика показателей времени в процессе исследования.
14
9
2
21
13
22
7
16
5
10