Файл: Протокол 6 от 28 августа 2008 года медицинская психология учебное пособие для самоподготовки студентов под редакцией профессора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1148
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определить влияние психических факторов на возникновение и динамику указанных состояний и реакций.
Весьма значимыми разделами клинической (медицинской) психологии являются
психогигиена,
психопрофилактика,
психологическое
консультирование и методы экспериментально-психологической оценки
психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия,
обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.
Из основных проблем психогигиены, с клинической точки зрения,
особое значение имеют:
• психология медико-генетического консультирования;
• психогигиена семьи, и в первую очередь той. в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями;
• психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды;
• психогигиена брака и половой жизни;
• психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;
• психогигиена режима лечебных учреждений;
•
психогигиена взаимоотношений врача и больного.
Частная клиническая психология раскрывает основные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями. Основное внимание при этом обращают на:
•
особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объектом деятельности врача любой специальности;
• особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными,
желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринологическими,
неврологическими);
• психологию больных хирургического профиля на этапах подготовки,
проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных);
• особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии;
• психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);
• клиническую психологию в педиатрии;
• проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.
К
РАТКАЯ
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ
(
КЛИНИЧЕСКОЙ
)
ПСИХОЛОГИИ
Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалась лишь в XX веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.
Мыслители Древнего Рима сформулировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу». Слова эти представляют одну из основных заповедей современного врачевания.
Врачи Древнего Египтапри обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медико-психологического и
психогигиенического подходов. В донаучную эру практиковалось магическое воздействие на человека, в том числе и на заболевшего, словом, мимикой,
пантомимическим действом с целью внушения (суггестии). В реликтовых египетских папирусах обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний.
Свод законов Хаммурапи (Месопотамия,ок. 2000 лет до н.э.) включал
Весьма значимыми разделами клинической (медицинской) психологии являются
психогигиена,
психопрофилактика,
психологическое
консультирование и методы экспериментально-психологической оценки
психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия,
обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.
Из основных проблем психогигиены, с клинической точки зрения,
особое значение имеют:
• психология медико-генетического консультирования;
• психогигиена семьи, и в первую очередь той. в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями;
• психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды;
• психогигиена брака и половой жизни;
• психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;
• психогигиена режима лечебных учреждений;
•
психогигиена взаимоотношений врача и больного.
Частная клиническая психология раскрывает основные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями. Основное внимание при этом обращают на:
•
особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объектом деятельности врача любой специальности;
• особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными,
желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринологическими,
неврологическими);
• психологию больных хирургического профиля на этапах подготовки,
проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных);
• особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии;
• психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);
• клиническую психологию в педиатрии;
• проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.
К
РАТКАЯ
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ
(
КЛИНИЧЕСКОЙ
)
ПСИХОЛОГИИ
Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалась лишь в XX веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.
Мыслители Древнего Рима сформулировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу». Слова эти представляют одну из основных заповедей современного врачевания.
Врачи Древнего Египтапри обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медико-психологического и
психогигиенического подходов. В донаучную эру практиковалось магическое воздействие на человека, в том числе и на заболевшего, словом, мимикой,
пантомимическим действом с целью внушения (суггестии). В реликтовых египетских папирусах обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний.
Свод законов Хаммурапи (Месопотамия,ок. 2000 лет до н.э.) включал
положения о медицинской этике. Деятельность врача ценилась очень высоко,
а врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которым подвергали врачей,
совершивших проступки или обнаруживших невежество. Уже в этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья, т.е., по сути дела, регламентирующие гигиенические, в том числе и психогигиенические, основы оздоровления населения.
Традиционная медицина Востока большое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела, создав, тем самым, основу современной психосоматической медицины.
Величайшим медиком и философом Древней Греции был Гиппократ,
которого справедливо называют отцом медицины. Он первым описал типологию темпераментов человека, заложил основы медицинской этики и деонтологии
(знаменитая
«клятва
Гиппократа» остается основой профессиональной присяги медиков во всем мире).
В эпоху преобладания эмпирического подхода в медицине (период
Средневековья и Возрождения) в трудах наиболее замечательных врачей этого времени (Авиценны, Маймонида, Агриппы Нестгеймского и др.)
нередко акцентируется внимание на психологических истоках многих болезней, особенностях личности пациентов.
Период Новой истории знаменовался преобладанием позитивистских философских концепций во всех естественных науках и медицине. При этом психологические феномены упрощенно рассматривались через призму вульгарно-материалистического подхода, низводившего психологию к исключительно физиологическим трактовкам.
В начале ХХ века своеобразной реакцией на засилье анатомо- физиологического понимания как здоровой, так и больной психики, стало возникновение психоанализа З. Фрейда, «индивидуальной психологии»
А. Адлера, «аналитической психологии» К.Г. Юнга, «экзистенциального анализа» Л. Бинсвангера и других направлений клинической психологии,
определяющих ее современный облик.
Отечественная медицина на протяжении всего своего существования была носительницей психологического подхода к пониманию этиологии,
патогенеза и клиники как соматических, так и нервно-психических заболеваний (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, С.С. Корсаков и др.).
В.М. Бехтерев, выдающийся невролог и психиатр, заложил основы отечественной школы медицинской (клинической) психологии. В 1885 году он основал одну из первых в мире экспериментально-психологических лабораторий при клинике. В дальнейшем его ученики и последователи –
сотрудники Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов,
А.Е. Личко, Б.Д. Карвасарский стали ключевыми фигурами в развитии советской клинической психологии. Современные концепции этиологии и патогенеза неврозов, их лечения методом личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии, учения об акцентуациях характера у подростков, основные принципы медико-психологической реабилитации,
интегративный подход в изучении внутренней картины болезни – вот далеко не полный перечень достижений коллектива этого института.
Трудно переоценить вклад Л.С. Выготского в формирование и развитие всех направлений отечественной психологии, включая клиническую; его концепции формирования психики, структурно-функциональных соотношений высших психических функций, послужили основой развития многих направлений современной клинической психологии. А.Р. Лурия,
П.К. Анохин, Н.П. Бехтерева и др. создали теорию системной динамической локализации психических функций, ставшую основой нейропсихологии,
превратившейся из раздела клинической психологии в самостоятельную новую отрасль психологической науки. Н.А. Бернштейн сформулировал положение о существовании «моделей потребного будущего» в организации движений; использование этой модели позволило создать эффективные приемы восстановления нарушений функций при лечении и реабилитации раненых в период Великой Отечественной войны. Б.В. Зейгарник выступила
а врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которым подвергали врачей,
совершивших проступки или обнаруживших невежество. Уже в этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья, т.е., по сути дела, регламентирующие гигиенические, в том числе и психогигиенические, основы оздоровления населения.
Традиционная медицина Востока большое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела, создав, тем самым, основу современной психосоматической медицины.
Величайшим медиком и философом Древней Греции был Гиппократ,
которого справедливо называют отцом медицины. Он первым описал типологию темпераментов человека, заложил основы медицинской этики и деонтологии
(знаменитая
«клятва
Гиппократа» остается основой профессиональной присяги медиков во всем мире).
В эпоху преобладания эмпирического подхода в медицине (период
Средневековья и Возрождения) в трудах наиболее замечательных врачей этого времени (Авиценны, Маймонида, Агриппы Нестгеймского и др.)
нередко акцентируется внимание на психологических истоках многих болезней, особенностях личности пациентов.
Период Новой истории знаменовался преобладанием позитивистских философских концепций во всех естественных науках и медицине. При этом психологические феномены упрощенно рассматривались через призму вульгарно-материалистического подхода, низводившего психологию к исключительно физиологическим трактовкам.
В начале ХХ века своеобразной реакцией на засилье анатомо- физиологического понимания как здоровой, так и больной психики, стало возникновение психоанализа З. Фрейда, «индивидуальной психологии»
А. Адлера, «аналитической психологии» К.Г. Юнга, «экзистенциального анализа» Л. Бинсвангера и других направлений клинической психологии,
определяющих ее современный облик.
Отечественная медицина на протяжении всего своего существования была носительницей психологического подхода к пониманию этиологии,
патогенеза и клиники как соматических, так и нервно-психических заболеваний (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, С.С. Корсаков и др.).
В.М. Бехтерев, выдающийся невролог и психиатр, заложил основы отечественной школы медицинской (клинической) психологии. В 1885 году он основал одну из первых в мире экспериментально-психологических лабораторий при клинике. В дальнейшем его ученики и последователи –
сотрудники Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге В.Н. Мясищев, М.М. Кабанов,
А.Е. Личко, Б.Д. Карвасарский стали ключевыми фигурами в развитии советской клинической психологии. Современные концепции этиологии и патогенеза неврозов, их лечения методом личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии, учения об акцентуациях характера у подростков, основные принципы медико-психологической реабилитации,
интегративный подход в изучении внутренней картины болезни – вот далеко не полный перечень достижений коллектива этого института.
Трудно переоценить вклад Л.С. Выготского в формирование и развитие всех направлений отечественной психологии, включая клиническую; его концепции формирования психики, структурно-функциональных соотношений высших психических функций, послужили основой развития многих направлений современной клинической психологии. А.Р. Лурия,
П.К. Анохин, Н.П. Бехтерева и др. создали теорию системной динамической локализации психических функций, ставшую основой нейропсихологии,
превратившейся из раздела клинической психологии в самостоятельную новую отрасль психологической науки. Н.А. Бернштейн сформулировал положение о существовании «моделей потребного будущего» в организации движений; использование этой модели позволило создать эффективные приемы восстановления нарушений функций при лечении и реабилитации раненых в период Великой Отечественной войны. Б.В. Зейгарник выступила
основателем патопсихологии, как особой отрасли психологической науки и медицинской психологии в частности.
В Украине большой вклад в развитие клинической психологии,
патопсихологии внесли Л.И. Завилянская, В.М. Блейхер, И.В. Крук. В
настоящее время дальнейшему развитию отечественной медицинской психологии, психодиагностики, психокоррекции и психотерапии служит научная деятельность Л.Ф. Бурлачука и его сотрудников.
М
ЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения психологических особенностей пациента и имеющихся у него психических изменений, в том числе патологического характера, в общемедицинской практике используется прежде всего клинический метод, основой которого является наблюдение и
целенаправленная психологическая беседа.
Указанный метод в психологии разработан школой Ж. Пиаже на основе метода психиатрического обследования, которым Пиаже первоначально овладел в клинике Е. Блейлера. В отечественной психологии,
преимущественно в патопсихологии, последователями Ж. Пиаже в использовании клинического метода являлись Л.С. Выгодский и
Б.В. Зейгарник.
Основой метода является клиническая беседа, позволяющая изучить не только внешние признаки, структуру и содержание психических проявлений,
но и понять генез многих из них, наметить методы коррекции выявленных нарушений. Психологи образно называют метод клинической беседы умственной «перкуссией» и «аускультацией». При помощи этого метода можно обследовать и психически здоровых людей, что позволяет выявить мнимую патологию (индуцированные, симулятивные нарушения).
Проведение клинической беседы сопряжено для врача с рядом трудностей. Одна из главных трудностей и одновременно недостаток клинической беседы заключается в искушении врача или клинического психолога повести пациента за собой, косвенно своими вопросами и комментариями внушить ему те или иные собственные мысли, касающиеся отдельных его психических проявлений, психического состояния в целом,
возможных причин, вызвавших эти проявления и состояние.
Клиническая беседа не имеет строго структурированной схемы, она всегда индивидуальна. Врач должен иметь лишь общий план беседы,
который может меняться в зависимости от особенностей контакта с пациентом, его ответов. Беседа обычно включает выслушивание жалоб пациента, сбор анамнестических сведений, наблюдение за ним,
формулировку первичной гипотезы имеющихся расстройств или заключение об их отсутствии, объяснение предстоящих диагностических и лечебных мероприятий. В беседе должны задаваться не только прямые вопросы, но и косвенные (прожективные), вопросы общего характера. Существуют моменты, касающиеся личной (интимной) жизни пациента, состояния его здоровья, прогноза, о которых нельзя сразу спрашивать прямо, чтобы не нанести моральную или психическую травму пациенту и чтобы он не ушел от ответа. Надо суметь в процессе беседы подвести его к значимым и болезненным для него вопросам, чтобы он заговорил о них сам или согласился обсуждать актуальную тему по инициативе врача, отвечая на вопросы последнего.
Врачу важно в процессе беседы постараться соединить два, на первый взгляд, взаимоисключающих момента: дать свободу пациенту в выражении своих переживаний, своего мнения по вопросам, касающимся состояния его здоровья, в том числе психического, и при этом умело направлять беседу, с тем, чтобы не упустить ничего важного.
В беседе имеет значение не только вербальное (речевое) общение, но и мимическое. Врач должен улавливать выражение глаз пациента, его мимические реакции, которые часто бывают весьма красноречивы и достаточно информативны. При этом он должен в определенной степени контролировать свою мимику. Одинаково негативно могут восприниматься пациентом как отсутствие эмоциональных и мимических реакций у врача
В Украине большой вклад в развитие клинической психологии,
патопсихологии внесли Л.И. Завилянская, В.М. Блейхер, И.В. Крук. В
настоящее время дальнейшему развитию отечественной медицинской психологии, психодиагностики, психокоррекции и психотерапии служит научная деятельность Л.Ф. Бурлачука и его сотрудников.
М
ЕТОДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения психологических особенностей пациента и имеющихся у него психических изменений, в том числе патологического характера, в общемедицинской практике используется прежде всего клинический метод, основой которого является наблюдение и
целенаправленная психологическая беседа.
Указанный метод в психологии разработан школой Ж. Пиаже на основе метода психиатрического обследования, которым Пиаже первоначально овладел в клинике Е. Блейлера. В отечественной психологии,
преимущественно в патопсихологии, последователями Ж. Пиаже в использовании клинического метода являлись Л.С. Выгодский и
Б.В. Зейгарник.
Основой метода является клиническая беседа, позволяющая изучить не только внешние признаки, структуру и содержание психических проявлений,
но и понять генез многих из них, наметить методы коррекции выявленных нарушений. Психологи образно называют метод клинической беседы умственной «перкуссией» и «аускультацией». При помощи этого метода можно обследовать и психически здоровых людей, что позволяет выявить мнимую патологию (индуцированные, симулятивные нарушения).
Проведение клинической беседы сопряжено для врача с рядом трудностей. Одна из главных трудностей и одновременно недостаток клинической беседы заключается в искушении врача или клинического психолога повести пациента за собой, косвенно своими вопросами и комментариями внушить ему те или иные собственные мысли, касающиеся отдельных его психических проявлений, психического состояния в целом,
возможных причин, вызвавших эти проявления и состояние.
Клиническая беседа не имеет строго структурированной схемы, она всегда индивидуальна. Врач должен иметь лишь общий план беседы,
который может меняться в зависимости от особенностей контакта с пациентом, его ответов. Беседа обычно включает выслушивание жалоб пациента, сбор анамнестических сведений, наблюдение за ним,
формулировку первичной гипотезы имеющихся расстройств или заключение об их отсутствии, объяснение предстоящих диагностических и лечебных мероприятий. В беседе должны задаваться не только прямые вопросы, но и косвенные (прожективные), вопросы общего характера. Существуют моменты, касающиеся личной (интимной) жизни пациента, состояния его здоровья, прогноза, о которых нельзя сразу спрашивать прямо, чтобы не нанести моральную или психическую травму пациенту и чтобы он не ушел от ответа. Надо суметь в процессе беседы подвести его к значимым и болезненным для него вопросам, чтобы он заговорил о них сам или согласился обсуждать актуальную тему по инициативе врача, отвечая на вопросы последнего.
Врачу важно в процессе беседы постараться соединить два, на первый взгляд, взаимоисключающих момента: дать свободу пациенту в выражении своих переживаний, своего мнения по вопросам, касающимся состояния его здоровья, в том числе психического, и при этом умело направлять беседу, с тем, чтобы не упустить ничего важного.
В беседе имеет значение не только вербальное (речевое) общение, но и мимическое. Врач должен улавливать выражение глаз пациента, его мимические реакции, которые часто бывают весьма красноречивы и достаточно информативны. При этом он должен в определенной степени контролировать свою мимику. Одинаково негативно могут восприниматься пациентом как отсутствие эмоциональных и мимических реакций у врача
(маска отрешенности или безразличия), так и чрезмерно бурные реакции,
будь то возмущение, удивление, восхищение, которые не всегда уместны, а иногда и просто недопустимы. Во время беседы врач должен быть доброжелательным, но в то же время сохранять необходимую дистанцию.
Грамотно построенная клиническая беседа, помимо получения необходимых сведений о пациенте, оценки его общего и психического состояния, личностных качеств, несет в себе мощный психотерапевтический потенциал и определяет эффективность дальнейших взаимоотношений врача и больного.
Беседа врача с пациентом (в последнее время ее часто называют медицинским интервью) обычно начинается с приветствия, которое должно соответствовать возрасту, полу, социальному статусу пациента и подкрепляться невербальными знаками внимания и уважения -рукопожатием,
кивком головы, улыбкой и т.д. При первой встрече с пациентом необходимо представиться ему.
В процессе беседы с больным врач должен получить сведения,
касающиеся истории жизни и заболевания (анамнез), выслушать жалобы больного, чтобы предварительно оценить характер болезненного состояния.
Начинать беседу целесообразно с общих вопросов. Следует, особенно при выяснении жалоб больного, избегать суггестивных (подсказывающих,
внушающих ответ) вопросов типа «У Вас бывает...», особенно если пациент повышенно внушаем, склонен к ипохондрии либо проявляет тенденции к аггравации или симуляции. Несмотря на дефицит времени, часто мешающий всестороннему изучению врачом пациента, необходимо дать последнему возможность самому сформулировать свои жалобы и описать развитие болезни. При сборе анамнеза возможны две крайности: неуправляемый монолог больного или ограничение врачом его высказываний (он не может рассказать то, что он считает важным). В первом случае врач теряет много времени и не получает при этом нужной ему информации, во втором —
больной остается неудовлетворенным, так как его не выслушали.
Беседа должна быть управляемой. Однако в начале следует дать больному некоторое время для свободного изложения своих проблем. За это время врач сможет уже составить приблизительное впечатление о характере,
интеллекте и культурном уровне человека. Далее следует направлять беседу в нужное русло для получения необходимых сведений. Врач должен уметь тактично и вовремя прерывать многословного пациента, задавать уточняющие вопросы. При этом не следует злоупотреблять медицинской терминологией. Для того чтобы тональность и форма беседы шли в нужном ключе, необходимо уметь слушать пациента, демонстрируя свое внимание к его высказываниям мимикой, кивком головы, короткими фразами.
Выражение лица, тембр и сила голоса врача должны изменяться в соответствии с эмоциональным состоянием больного и содержанием беседы.
При психологической оценке жалоб следует учитывать манеру и последовательность их изложения. Имеет значение то, как предъявляются жалобы: с робостью, неловкостью, застенчивостью, тревожной напряженностью или, наоборот, спокойно, открыто, излишне «обнаженно».
Если жалобы больного не соответствуют представлению врача о его состоянии, то надо искать причины этого. Важно, как больной их интерпретирует, на чем больше акцентирует внимание. Во время выслушивания и оценки жалоб выясняется, как больной реагирует на свои патологические ощущения. Исходя из этого, врач может составить представление об особенностях внутренней картины болезни и таким образом выяснить, как больной понимает, переживает свою болезнь:
адекватно, недооценивает, преувеличивает, воспринимает как угрозу жизни и т.д.
При оценке анамнестических сведений важно учитывать наследственность больного. Следует выяснить особенности социальной среды, в которой находился больной в течение жизни, взгляды на болезни,
существовавшие в ней. В одних семьях болезнями часто пренебрегают, в других им уделяется повышенное внимание. В последнем случае легче формируются патологические реакции личности на болезнь.
Результаты изучения анамнеза жизни и болезни дополняются обследованием пациента. При осмотре, помимо специальных методов,
позволяющих выявлять соматическую патологию, важное значение имеет наблюдение за больным. Оценивают поведение, высказывания, касающиеся болезни, которые позволяют судить о его психическом состоянии и отношении к заболеванию.
Определяя психологические особенности больного, врач в первую очередь оценивает его интеллект, эмоционально-волевые качества и поведение. Об интеллекте судят в частности по умению оперировать имеющейся информацией, по способности логично излагать свои мысли,
соблюдать последовательность в суждениях. Следует обращать внимание на отсутствие системы в изложении какой-либо информации, поверхностный анализ фактов, необоснованные умозаключения. Оценка интеллекта позволяет определить способность пациента к интрапсихической переработке болезненных проявлений, т.е. к их истолкованию и созданию собственной концепции болезни. Представления об эмоционально-волевых качествах пациента складываются из оценки преобладающего фона настроения, его стабильности; имеют значение склонность к пессимизму,
слезливость, раздражительность, импульсивные действия или, наоборот,
оптимизм, спокойствие. Эмоциональное состояние больного находит отражение в вегетативных реакциях (вазомоторные реакции, наличие или отсутствие общего и дистального гипергидроза, устойчивость или лабильность пульса и др.). Отношение больного к заболеванию, как уже отмечалось, в значительной мере проявляется в его поведении, в частности в реагировании на предложения о проведении сложных диагностических исследований, оперативных вмешательств и т.д.
Обследование не следует сопровождать комментариями диагностического характера, особенно с использованием медицинских терминов и сленгов. Подлинное отношение к болезни позволяет выявить также наблюдение за больным во время его пребывания в лечебном учреждении. Анализируются переживания, которыми он делится с врачом,
медперсоналом, родственниками, отдельные поступки и поведение в целом.
Постоянно уточняется психологическое состояние больного, чему помогают регулярные беседы с его родными и близкими, данные клинического наблюдения. Обращается внимание на мимику, жестикуляцию, манеру держаться, отвечать на вопросы. Выясняется, как он соблюдает режим,
каковы его взаимоотношения с соседями по палате и персоналом, как участвует в жизни отделения. Изучается отношение к ситуации,
сложившейся в результате заболевания.
Оно может быть гиперболизированным с акцентом на тех симптомах или последствиях заболевания, которые суживают профессионально-трудовые и другие возможности или ведут к их утрате. Психологический кризис, связанный с болезнью, может стать причиной появления суицидальных тенденций в поведении больного.
М
ЕТОДЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе врача общей практики основным, безусловно, является клинический метод, включающий беседу с больным (клиническое интервью),
а также наблюдение за ним в течение всего лечебно-диагностического процесса. Однако, чтобы лучше ориентироваться в вопросах диагностики и оказания помощи больным с психологическими проблемами, психическими расстройствами, психосоматическими и другими нарушениями, входящими в компетенцию клинического психолога или врача психиатра, врач общей практики должен иметь представление о наиболее распространенных методах психологического и патопсихологического исследования.
Одним из разделов психологии, в том числе и клинической, является психодиагностика; в число ее основных задач входят:
• выявление личностных особенностей человека;
• определение актуального психического состояния и отдельных сторон психической деятельности;
• оценка эффективности психокоррекционной работы.