Методичка - Человек в природном и культурном пространстве.docx

Добавлена: 14.02.2019

Просмотров: 642

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра _____________гуманитарных дисциплин____________________



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________20__г


Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент

_ Елена Николаевна Гринько___







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


к практическим занятиям



Модуль ____________человек в природном и культурном пространстве____________

(наименование модуля)

учебной дисциплины (модуля)___________________культурология___________________

(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)


для специальности_______ _060201 Стоматология ____________

(шифр-наименование специальности)



курс ______I______ семестр ____I, II_____





Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность











Владивосток – 2013 г.

Структура рекомендаций

  1. Тема занятия «Культура, общество и личность».

  2. Мотивация изучения темы. Рассмотреть разнообразие историко-культурного пространства, и увидеть общее и отличие основных типов культуры. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному подходу и осмыслению системы культурологических знаний. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.

  3. Цели занятия.

    1. Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060201 «стоматология» (ОК-1, ОК-2, ОК-5)

    2. Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные культурологические понятия и категории, используемые для описания социальных и культурных процессов; основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.

«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных этических и социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.

«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.


  1. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».

  1. Доминирующая культура, субкультура и контркультура («обществознание» школьный уровень).

  2. Доминирующая культура («МХК» школьный уровень).

  3. Становление общества благоденствия и формирование в нем контркультуры ((«обществознание» школьный уровень).

  4. Появление ремесленных цехов, гильдий и формирование первых элементов субкультуры в эпоху средневековья контркультура («История Средних веков» школьный уровень).


5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

    1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  1. Доминирующая культура в жизни общества и человека.

  2. Причины появления субкультуры.

  3. Почему появление субкультуры стало следствием городского уклада жизни?

  4. Молодежная субкультура как явление ХХ века.

  5. Контркультура и массовая культур: слова синонима или антонимы?

  6. Контркультура и «общество благоденствия».

  7. Положительные и отрицательные стороны контркультуры


5.2 Задания для СРС во внеучебное время

1. Составить типологию субкультуры.

2. Сделать презентацию по одному из направлений субкультуры или контркультуры.

3. Составить портрет Джека Керуака как лидера «разбитного поколения»

4. Портрет Игги Поппа – как лидер контркультуры панков.

5. Составить схему внутренних и внешних причин появлению контркультуры в США.

6. Молодежная культура в СССР.

7. Составить характерные черты представителя субкультуры «яппи».


5.3 Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .

1.Признаками доминирующей культуры являются:
а) содержание составляет общечеловеческие символы, ценности, образцы поведения;
б) культ сильной личности, фетишизм;
в) создание новых эстетических форм;
г) примитивизация жизни и отношений между людьми.

2. Какой термин используется для обозначения разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно – политические установки официальным ценностям общества: 
а) массовая культура 
б) элитарная культура 
в) контркультура 
г) концептуальная культура.

3. Подберите понятие, характеризующее особенности производства ценностей подрастающего поколения в современном индустриальном обществе, рассчитанных на свое потребление, т.е. подчиненных ему как своей цели?
а) элитарная культура 
б) народная культура 
в) молодежная культура 
г) традиционная культура
д) массовая культура 
е) всеобщая культура

4. Контркультура – это:
а) синоним «массовой культуры»;
б) культура высших слоев общества;
в) ценностные ориентации определенной группы, противопоставляющей себя как массовой, так и традиционной культуре;
г) культура большевиков в России.

5. Особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами:
а) контркультура;
б) массовая культура;
в) элитарная культура;
г) субкультура.



6. Этапы проведения практического занятия.


1.Культура и общество.

2.Культура и личность.

3.Личность в разных культурах.

4.Структура культуры.

5.Доминирующая культура, субкультура и контркультура.


  1. Культура и общество.


В обыденном сознании понятие «культура» и «общество» часто рассматриваются как синонимы. Но в теоретическом плане можно говорить о том, что культура и общество находятся друг с другом, в отношении не только совпадения, но и различия, которое, однако, не может рассматриваться как жесткое разделение культурного и общественного.
Определение соотношения культуры и общества — сложная теоретическая проблема, которая обсуждается чаще всего в контексте социологии культуры. Решение этой проблемы во многом зависит от того, как понимаются культура и общество.

Понятия «общества»: общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом. Именно действие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый живой организм (органическое целое).

Общество – это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека, а культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации.

Однако можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры.

(по М. Кагану) культура – продукт деятельности общества, а общество - субъект этой деятельности. 

(по Э. Маркаряну) культура есть функция общества.

(по В. Давидовичу) культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – поле для этой деятельности. Общественные отношения – это основания, а культура – обоснование. 
Можно говорить о двух планах рассмотрения жизни людей:

Первый – «общественный» – это анализ культуры со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. 

Второй – «культурный» – это видение жизни человеческой, исходя из того как именно люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению.

Важным структурным элементом общества являются так называемые социальные институты.Социальные институты культуры – это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

В узком смысле, социальные институты культуры организуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека – систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информационные потоки.
В широком, смысле социальные институты культуры выступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные, военные и другие социальные институты. 


Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:


1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);


2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);


3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).
Основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система прежде всего) существуют независимо, они принимаются как данность, как-общепринятые организаторы игры, которым необходимо следовать и отступления от которых караются обществом и государством. 
В культуре достигаемые результаты человеческой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида.
При оценке соотношения культуры и общества на современном этапе их развития весьма показательна полемика, в частности, между Флорианом Знанецким и Питиримом Сорокиным. 
Знанецкий, обосновывая идентичность социальных и культурных систем, определяет общество как ряд сосуществующих и перекрещивающихся групп, в пределах которых общество совпадает определенным типом культурных ориентаций. 
Сорокин обращает внимание на многовариантность культурных ориентации в одной и той же социальной группе. Он, например, считает, что данная культурная система вовсе не локализуется внутри одной социальной системы (группы), а распространяется на множество различных групп.

Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие.


  1. Культура и личность.

Культура представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, поскольку ее практическими и фактическими создателями являются люди. 
Проблема взаимоотношения культуры и личности, определяющая как и почему культура и личность неразрывно связаны друг с другом, имеет два основных аспекта:
1) только в культуре формируется личность
2) личность открывает, изменяет и воссоздает новое в культуре.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (в широком смысле слова – лицо как целостность человека (от лат.persona));
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности (социальный и психологический облик (от лат. personalitas).
Понятие личность следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других).


Об индивидуальности можно говорить на разных уровнях (биохимическом, психологическом, нейрофизиологическом и т.д.). Личность же появляется только с возникновением сознания и самосознания, т.е. в культуре.

В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 
Изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания и идейную направленность, возможную степень ее творческого проявления. однако не следует забывать, что социальное поведение определяется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества.

В социологии становление личности включает в себя два взаимосвязанных этапа:
1 - социализация, т.е. овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам своей культуры, формирование мировоззрения, что делает человека способным жить в обществе, быть его членом, активно осваивать социальные институты. В процессе социализации происходит индивидуализация человека - выработка качеств, которые отличают его индивидуальность от других.

2 - персонализация, т.е. становление личности. Каждый индивид формирует свой образ существующего, свою субъективную систему общественных отношений, а на их основе - модели своего индивидуального поведения и реагирования.

  1. Личность в разных культурах

Понятие личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Западная культура утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях.

В восточных культурах ролевые функции во многом перекрывает самосознание личности. Здесь человек рассматривается, прежде всего, как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству. В классической китайской традиции высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.