Файл: Методичка - Человек в природном и культурном пространстве.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1044
Скачиваний: 8
Несколько иначе выглядело отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверх личного духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» - временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной ценности.
Только в европейско-американской культуре личностное начало получило статус безусловности, не подчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного Писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира личности не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в отлаживании своей деятельности.
4. Структура культуры
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.
Культурные элементы и комплексы.
Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется "считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта".
Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.
Культурные элементы комбинируются культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса со стоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.
Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института, или институциональной культуре Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности - таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.
Субкультуры и контр культуры.
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура.
Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.
Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультура (от латин. sub. - под) - это целостная культура определенной социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга), художественного творчества т.е. субкультура – это часть культуры общества. Это понятие "сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе". Впервые к нему обратились западные социологи и антропологи в 30 гг. XX века.
Субкультурные различия в современном обществе определяются рядом оснований. Чаще всего таким основаниями выступают:
национальность,
род занятий,
регион проживания,
полом,
возрастом,
социально-классовые
конфессиональные и др.
В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.
К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия. В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, в то время еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя.
В содержательном плане субкультура представляет собой закрытую систему ценностей и средств выражения, с помощью которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей.
Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного - в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.
Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве. Первые субкультуры стали зарождаться в эпоху средневековья.
М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:
1) «Храма и монастыря»
- это культура, характерная для духовенства,
народа, аскетическая, антигедонистическая.
2) «Замка и дворца» -
это рыцарская, придворно-аристократическая,
гедонистическая культура.
3)
«Средневекового города» - это культура
торговцев, ремесленников, нарождающейся
буржуазии и интеллигенции.
4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.
В современном
обществе различных субкультур великое
множество, что связано с дифференциацией
и усложнением общества. Каждая
субкультура сохраняет в себе присущее
культуре ядро (менталитет, ценности,
ККМ).
В то же время субкультуры
отличаются друг от друга:
-
нормами, регулирующими отношения между
людьми
-
особенностями жизнедеятельности,
истории, быта
-
идеологическими различиями
Наиболее
разнообразными и многочисленными
субкультурами являются молодежные.
Выделяют следующие
молодежные субкультуры:
-
рокеры
-
скинхеды
-
панки
-
хиппи
Другую
типологию субкультур предлагает
Багдасарян:
1)
«Мажоры» - выходцы из состоятельных
семей с солидными связями, ориентированные
на красивую жизнь.
2)
«Яппи» - молодые люди из семей среднего
достатка, ориентированные на карьеру
и образование, для которых характерен
практицизм, опрятность, здоровый образ
жизни.
3)
«Люберы» (гопники) – выходцы из
неблагополучных семей, которые
объединяются в группы с жесткой
дисциплиной, культ силы, связаны с
уголовным миром.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества.
Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.
Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность - ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм - ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ - недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.
Контркультура -
это понятие, не тождественное понятию
«субкультура», потому что контркультура
может охватывать разные группы общества;
не тождественно понятию «бескультурье»,
так как контркультура несет в себе и
положительные черты.
Контркультура –
это совокупность социально-культурных
установок и ориентаций, противопоставленных
официальной культуре общества. Если
официальной культуре присущи такие
ценности, как государство, власть,
образование, религия, искусство, то для
контркультуры характерны анархия,
аполитичность, нетрадиционные формы
искусства, нетрадиционные формы
религии. Она
возникает в кризисные моменты жизни
общества как протест против бездуховности,
мещанства, накопительства, лицемерия,
ханжества, старшего поколения.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах:
во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре,
во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 1960-х гг., отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов».
Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию.
Основные
функции контркультуры:
-
разрушительная, так как она ограничивает
официальную культуру
-
деструктивная, связанная с разрушением
вечных ценностей
-
революционирующая, обновляющая функция,
так как КК ведет к обновлению культуры
общества.
Теоретическое
обоснование контркультурным явлениям
дал нем. философ Ф. Ницше. Он пишет о
внутренней противоречивости любой
культуры, которая включает
в себя два начала:
-
аполлоновское
(символизирует умеренность, покой,
стремление к развитию и гармонии)
-
диониссийское
(стихия бурной жизни, перемены,
непокоя).
Культура
развивается благодаря противоборству
этих двух начал. Молодежный
протест – это проявление диониссийского
начала в культуре, стихия обновления.
Преобладание аполлоновского начала
порождает догматизм, формализм, застой
в общественной жизни.
Причины появления контркультуры
В ходе исторического развития цивилизации на основе смены поколений происходит процесс передачи элементов базисной системы ценностей. Каждое новое поколение в той или иной степени усваивает накопленный опыт (традицию). В передачи системы различного рода "паттернов" и заключается внутренний процесс развития цивилизации, определяется динамика культуры.
-
В переходный к постиндустриальной системе период (1950-1960 гг.) нормы постиндустриального общества не были институционализированы.
-
Послевоенная американская социальная система "привязывала" индивида через тотальные механизмы конформизма. Американское общество оказалось в состоянии аномии.
-
Ценности идеальные (теоретический уровень) не всегда чётко переходили в ценности социальные (практический уровень). По сути, многие из них, прозвучав во всеуслышанье, так и не были конкретизированы.
Конкретные факты отразились в следующем.
Послевоенное американское общество характеризуется резким увеличением рождаемости, что привело к наличию огромного числа молодёжи к концу 60-х гг. Это было первое поколение, выросшее в условиях общества потребления.