Файл: Закон от 13 марта 1992 г. (фз об орд) с изменениями и дополнениями действует по настоящее время. До принятия названных законов оперативно розыскная деятельность изучалась исключительно в ведомственных юридических и учебных заведениях,.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья, для окружающей среды, и некоторые другие. В соответствии со ст. 8 фз (об орд) проведение оперативно— розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения. Закон предусматривает и иные условия и порядок проведения оперативно розыскных мероприятий, которые будут рассматриваться ниже. В теории оперативно— розыскной деятельности к общим принципам принято относить также принцип плановости, научности и некоторые другие, которые не рассматриваются в данном пособии. Конспирация как принцип оперативно розыскной деятельности занимает особое место в системе принципов рассматриваемого вида правоохранительной деятельности и относится к так называемым специальным принципам. Именно он отражает основную особенность оперативно— розыскной деятельности – ее преимущественно негласный характер. В соответствии с ч. 5 ст. 14 фз (об орд) органы, осуществляющие оперативно— розыскную деятельность, обязаны соблюдать правила конспирации. Конспирация в переводе с латинского (conspiratio) – это (методы, применяемые для сохранения в тайне своей деятельности; соблюдение, сохранение тайны) Как уже отмечалось, на негласность оперативно— розыскной деятельности обращается внимание в ст. 1 фз (об орд), определяющей сущность рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Наиболее полно содержание конспирации отражается в ч. 1 ст. 12 фз (об орд), в соответствии с которой сведения (об используемых или использованных при проведении негласных оперативно— розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно— розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно— розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно— розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно— розыскную деятельность). Принцип конспирации имеет двоякое значение. Во— первых, он обеспечивает негласный характер сотрудничества отдельных граждан и должностных лиц с органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, и таким образом защищает их от физической и иной расправы со стороны преступных элементов. Во— вторых, названный принцип имеет и тактическое значение, создавая условия для упреждающего характера оперативно розыскных мероприятий, и затрудняет противодействие проверяемых и разрабатываемых деятельности оперативных аппаратов по их разоблачению и привлечению к уголовной ответственности. Конспирация оперативно— розыскной деятельности имеет и моральные аспекты, т. к. исключает необоснованную компрометацию проверяемых лиц в связи с поступившей в отношении них информацией о причастности к совершению преступлений в случаях, когда эта информация не нашла своего подтверждения. Содержание принципа конспирации включает в себя также нормативные ограничения пределов доступа к оперативно— розыскной информации отдельных лиц в зависимости от их должностного и иного (например, отдельные граждане) статуса. При этом во всех случаях в соответствии с ч. 2 ст. 12 и ч. 3 ст. 21 фз (об орд) сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия (за исключением случаев привлечения перечисленных лиц к уголовной ответственности). Наиболее подробно конспиративные особенности оперативно розыскной деятельности регламентируются ведомственными нормативными актами. Сочетание гласных и негласных методов и средств также занимает важное место в системе принципов оперативно— розыскной деятельности. Содержание этого принципа основывается на вышеприведенном фрагменте ст. 1 фз (об орд) о гласном и негласном характере оперативно— розыскной деятельности. Гласность оперативно— розыскной деятельности определяется законодательной регламентацией этого вида правоохранительной деятельности как фз (об орд), так и федеральными законами,
касающимися деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно розыскными полномочиями (Закон (О полиции), Федеральный закон (О федеральной службе безопасности), Федеральный закон (О службе внешней разведки) и др.). Значительная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно розыскной деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно— розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно— розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью. Одновременно оперативно— служебная деятельность должностных лиц эти аппаратов в большей части носит конспиративный характер и связана с постоянным использованием негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Гласность оперативно— розыскной деятельности определяется и ее направленностью преимущественно на борьбу с преступностью. Такая направленность вызывает необходимость постоянного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями, реализации оперативно— розыскной информации с ее преобразованием в процессуальную. Содержание ст. 140, 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 фз (об орд) позволяет использовать оперативно— розыскную информацию в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно— процессуального законодательства. Подобное преобразование оперативно— розыскной информации в процессуальную чаще всего и определяет содержание рассматриваемого принципа оперативно— розыскной деятельности. Негласность же в оперативно— розыскной деятельности прежде всего проявляется при осуществлении должностными лицами оперативных аппаратов конфиденциального сотрудничества с гражданами, проведении негласных оперативно— розыскных мероприятий, организации работы по делам оперативного учета и т. д. В теории оперативно— розыскной деятельности принято выделять и иные специальные принципы оперативно— розыскной деятельности, не отраженные в фз (об орд), но реализуемые в практической деятельности оперативных аппаратов. Однако останавливаться на них в пределах данного пособия представляется излишним. Тем не менее заслуживает особого внимания принцип высокой оперативной готовности и наступательности. В соответствии с этим принципом оперативные аппараты всегда должны быть готовы своевременно и эффективно реагировать на любой факт преступления, изменения оперативной обстановки в целом, а также упреждать своими действиями замыслы и намерения преступных элементов, в частности предупреждать замышляемые и подготавливаемые преступления, пресекать покушения на преступления. Особое значение при этом имеют преступления с так называемыми необратимыми тяжкими последствиями (террористические акты, убийства и т. п.). Очевидно, что каждое совершенное преступление с необратимыми тяжкими последствиями является свидетельством недостаточной эффективности работы оперативных аппаратов, своевременно не выявивших и не предупредивших это преступление на этапе его подготовки или покушения на него.
Глава 2 СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие субъектов оперативно— розыскной деятельности и их классификация
В сфере оперативно розыскной деятельности участвуют предусмотренные законом государственные органы, их оперативные аппараты, должностные лица, а также отдельные граждане и иные структуры. Как и в других видах юридической деятельности, такие юридические и физические лица именуются субъектами соответствующих правоотношений. При этом субъекты правоотношений всегда наделяются определенными правами и обязанностями, обеспечивающими их участие в этих отношениях. Под субъектами оперативно— розыскной деятельности понимается система компетентных государственных органов, их оперативных аппаратов и должностных лиц, наделенных законом полномочиями по организации и осуществлению оперативно розыскных мероприятий, а также иных физических и юридических лиц, привлекаемых к их проведению и наделенных соответствующими правами и обязанностями, обеспечивающими участие этих лиц в оперативно розыскных мероприятиях, в целях решения задач оперативно розыскной деятельности. Характеризуя правовое положение субъектов оперативно розыскной деятельности, следует учитывать, что полномочия должностных лиц предполагают определенную совокупность их прав и обязанностей. Однако в отличие от прав и обязанностей иных субъектов оперативно розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны и не всегда возможно их четкое разграничение. Так, решение вопроса о заведении дела оперативной проверки в связи с получением первичной оперативной информации является одновременно и правом, и обязанностью оперативного работника в зависимости от его усмотрения относительно наличия или отсутствия оснований для заведения такого дела. Причем усмотрение оперативного работника не всегда может совпадать с усмотрением руководителя оперативного аппарата.
В таком случае письменное указание последнего будет обязательным для первого. Определение оперативным работником системы оперативно розыскных мероприятий по делу оперативной проверки – его обязанность, но выбор конкретных мероприятий – право, определяемое внутренним убеждением, основанным на профессиональных знаниях, практическом опыте, а также ряде психологических и иных составляющих. Другая особенность полномочий состоит в том, что реализация служебных прав и обязанностей оперативного работника обеспечивается возможностью применения соответствующих мер государственного принуждения, как правило, административного. Очевидно, что права и обязанности иных субъектов оперативно— розыскной деятельности более четки, а сами эти субъекты не обладают правом применения мер государственного принуждения в целях обеспечения их реализации. Таким образом, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности имеют относительно определенный характер, то обязанности иных субъектов оперативно розыскной деятельности всегда являются безусловными. Нарушение субъектами оперативно розыскной деятельности своих полномочий и обязанностей влечет за собой наступление соответствующего вида юридической ответственности. Основными видами ответственности в оперативно розыскной деятельности, как и в праве в целом, являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско правовая и уголовная. Вид ответственности определяется характером и тяжестью наступивших последствий. Так, дисциплинарная ответственность представляет собой воздействие на нарушителя служебной или трудовой дисциплины путем наложения на него дисциплинарных взысканий, предусмотренных соответствующими законами, ведомственными нормативными актами, а в некоторых случаях и Трудовым кодексом Российской Федерации. Административная ответственность обусловлена совершением должностным лицом или
гражданином административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Материальная ответственность – это ответственность работника за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации, с которыми этот работник находится в трудовых отношениях. Гражданско— правовая ответственность связана с рассмотрением судом исковых заявлений в связи с причинением материального ущерба. Уголовная ответственность наступает за совершение субъектом оперативнорозыскной деятельности общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Среди видов юридической ответственности субъектов оперативно— розыскной деятельности особого внимания заслуживает уголовная ответственность. Очевидно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, привлекаемые к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно— розыскную деятельность на конфиденциальной основе, имеют постоянное и непосредственное отношение к преступной деятельности. Подобная (близость) всегда несет с собой риск для субъекта оперативно розыскной деятельности самому оказаться причастным к преступлению. Чаще всего такому риску подвергаются лица, внедряемые в преступные группы. В связи с этим должностное лицо оперативного аппарата должно само хорошо знать уголовное право, исключительно ответственно относиться к организации работы иных субъектов оперативно— розыскной деятельности. В соответствии с содержанием фз (об орд) всех субъектов оперативно— розыскной деятельности можно классифицировать на
следующие основные группы:
– государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, наделенные оперативно— розыскными полномочиями;
– должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно— розыскной деятельностью;
– граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность, на конфиденциальной основе;
– иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно— розыскных мероприятий.
В теории оперативно— розыскной деятельности встречаются и иные классификационные группы субъектов оперативно — розыскной деятельности, однако основываются они на положениях не только фз (об орд), но и ведомственных нормативных актов, и в данном пособии не рассматриваются.
касающимися деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно розыскными полномочиями (Закон (О полиции), Федеральный закон (О федеральной службе безопасности), Федеральный закон (О службе внешней разведки) и др.). Значительная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно розыскной деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно— розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно— розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью. Одновременно оперативно— служебная деятельность должностных лиц эти аппаратов в большей части носит конспиративный характер и связана с постоянным использованием негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Гласность оперативно— розыскной деятельности определяется и ее направленностью преимущественно на борьбу с преступностью. Такая направленность вызывает необходимость постоянного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями, реализации оперативно— розыскной информации с ее преобразованием в процессуальную. Содержание ст. 140, 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 фз (об орд) позволяет использовать оперативно— розыскную информацию в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а также в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно— процессуального законодательства. Подобное преобразование оперативно— розыскной информации в процессуальную чаще всего и определяет содержание рассматриваемого принципа оперативно— розыскной деятельности. Негласность же в оперативно— розыскной деятельности прежде всего проявляется при осуществлении должностными лицами оперативных аппаратов конфиденциального сотрудничества с гражданами, проведении негласных оперативно— розыскных мероприятий, организации работы по делам оперативного учета и т. д. В теории оперативно— розыскной деятельности принято выделять и иные специальные принципы оперативно— розыскной деятельности, не отраженные в фз (об орд), но реализуемые в практической деятельности оперативных аппаратов. Однако останавливаться на них в пределах данного пособия представляется излишним. Тем не менее заслуживает особого внимания принцип высокой оперативной готовности и наступательности. В соответствии с этим принципом оперативные аппараты всегда должны быть готовы своевременно и эффективно реагировать на любой факт преступления, изменения оперативной обстановки в целом, а также упреждать своими действиями замыслы и намерения преступных элементов, в частности предупреждать замышляемые и подготавливаемые преступления, пресекать покушения на преступления. Особое значение при этом имеют преступления с так называемыми необратимыми тяжкими последствиями (террористические акты, убийства и т. п.). Очевидно, что каждое совершенное преступление с необратимыми тяжкими последствиями является свидетельством недостаточной эффективности работы оперативных аппаратов, своевременно не выявивших и не предупредивших это преступление на этапе его подготовки или покушения на него.
Глава 2 СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие субъектов оперативно— розыскной деятельности и их классификация
В сфере оперативно розыскной деятельности участвуют предусмотренные законом государственные органы, их оперативные аппараты, должностные лица, а также отдельные граждане и иные структуры. Как и в других видах юридической деятельности, такие юридические и физические лица именуются субъектами соответствующих правоотношений. При этом субъекты правоотношений всегда наделяются определенными правами и обязанностями, обеспечивающими их участие в этих отношениях. Под субъектами оперативно— розыскной деятельности понимается система компетентных государственных органов, их оперативных аппаратов и должностных лиц, наделенных законом полномочиями по организации и осуществлению оперативно розыскных мероприятий, а также иных физических и юридических лиц, привлекаемых к их проведению и наделенных соответствующими правами и обязанностями, обеспечивающими участие этих лиц в оперативно розыскных мероприятиях, в целях решения задач оперативно розыскной деятельности. Характеризуя правовое положение субъектов оперативно розыскной деятельности, следует учитывать, что полномочия должностных лиц предполагают определенную совокупность их прав и обязанностей. Однако в отличие от прав и обязанностей иных субъектов оперативно розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц взаимосвязаны и не всегда возможно их четкое разграничение. Так, решение вопроса о заведении дела оперативной проверки в связи с получением первичной оперативной информации является одновременно и правом, и обязанностью оперативного работника в зависимости от его усмотрения относительно наличия или отсутствия оснований для заведения такого дела. Причем усмотрение оперативного работника не всегда может совпадать с усмотрением руководителя оперативного аппарата.
В таком случае письменное указание последнего будет обязательным для первого. Определение оперативным работником системы оперативно розыскных мероприятий по делу оперативной проверки – его обязанность, но выбор конкретных мероприятий – право, определяемое внутренним убеждением, основанным на профессиональных знаниях, практическом опыте, а также ряде психологических и иных составляющих. Другая особенность полномочий состоит в том, что реализация служебных прав и обязанностей оперативного работника обеспечивается возможностью применения соответствующих мер государственного принуждения, как правило, административного. Очевидно, что права и обязанности иных субъектов оперативно— розыскной деятельности более четки, а сами эти субъекты не обладают правом применения мер государственного принуждения в целях обеспечения их реализации. Таким образом, если полномочия должностных лиц, их права и обязанности имеют относительно определенный характер, то обязанности иных субъектов оперативно розыскной деятельности всегда являются безусловными. Нарушение субъектами оперативно розыскной деятельности своих полномочий и обязанностей влечет за собой наступление соответствующего вида юридической ответственности. Основными видами ответственности в оперативно розыскной деятельности, как и в праве в целом, являются: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско правовая и уголовная. Вид ответственности определяется характером и тяжестью наступивших последствий. Так, дисциплинарная ответственность представляет собой воздействие на нарушителя служебной или трудовой дисциплины путем наложения на него дисциплинарных взысканий, предусмотренных соответствующими законами, ведомственными нормативными актами, а в некоторых случаях и Трудовым кодексом Российской Федерации. Административная ответственность обусловлена совершением должностным лицом или
гражданином административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях. Материальная ответственность – это ответственность работника за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации, с которыми этот работник находится в трудовых отношениях. Гражданско— правовая ответственность связана с рассмотрением судом исковых заявлений в связи с причинением материального ущерба. Уголовная ответственность наступает за совершение субъектом оперативнорозыскной деятельности общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Среди видов юридической ответственности субъектов оперативно— розыскной деятельности особого внимания заслуживает уголовная ответственность. Очевидно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, привлекаемые к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно— розыскную деятельность на конфиденциальной основе, имеют постоянное и непосредственное отношение к преступной деятельности. Подобная (близость) всегда несет с собой риск для субъекта оперативно розыскной деятельности самому оказаться причастным к преступлению. Чаще всего такому риску подвергаются лица, внедряемые в преступные группы. В связи с этим должностное лицо оперативного аппарата должно само хорошо знать уголовное право, исключительно ответственно относиться к организации работы иных субъектов оперативно— розыскной деятельности. В соответствии с содержанием фз (об орд) всех субъектов оперативно— розыскной деятельности можно классифицировать на
следующие основные группы:
– государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, наделенные оперативно— розыскными полномочиями;
– должностные лица, осуществляющие контроль за оперативно— розыскной деятельностью;
– граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность, на конфиденциальной основе;
– иные физические и юридические лица, участвующие в проведении отдельных оперативно— розыскных мероприятий.
В теории оперативно— розыскной деятельности встречаются и иные классификационные группы субъектов оперативно — розыскной деятельности, однако основываются они на положениях не только фз (об орд), но и ведомственных нормативных актов, и в данном пособии не рассматриваются.