Файл: Закон от 13 марта 1992 г. (фз об орд) с изменениями и дополнениями действует по настоящее время. До принятия названных законов оперативно розыскная деятельность изучалась исключительно в ведомственных юридических и учебных заведениях,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– постановления Правительства Российской Федерации (от 4 сентября 1995 г. № 870 (Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности) (с изменениями от 22.05.2008), от 28 октября 1995 г. № 1050 (Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне) (с изменением от 18.05.2009), от 1 июля 1996 г. № 770 (ред. от 01.07.2002) (Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно— розыскной деятельности) утвержденное этим же постановлением (Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно— розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации), от 27 августа 2005 г. № 538 (Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно— розыскную деятельность) (с изменениями от 10.04.2013) и др.

– нормативные акты органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно— розыскных мероприятий. В соответствии с ч. 1 ст. 12 фз (об орд) сведения об организации и тактике оперативно— розыскной деятельности составляют государственную тайну. В связи с этим рассматриваемая группа нормативных актов издается с соответствующими грифами секретности, и доступ к ним имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов, осуществляющие контроль и надзор за оперативно розыскной деятельностью, при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих оперативно— розыскную деятельность, издают также несекретные нормативные акты, касающиеся оперативно— розыскной деятельности, к которым, в частности, относятся: Инструкция о порядке представления результатов оперативно— розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом: МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г.№ 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544); Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказами МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД РФ № 727, Минюста РФ № 302, ФСБ РФ № 480, ФСО РФ № 570, ФСКН РФ № 425, ФТС РФ № 1739 от 22 сентября 2009 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437) и др.


Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую основу оперативно— розыскной деятельности входят также международные правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью. Наряду с названной конституционной нормой, содержание ряда норм фз (об орд) в свою очередь свидетельствует о необходимости отнесения отдельных международных правовых актов к правовой основе оперативно— розыскной деятельности. Так, ч. 4 ст. 7 фз (об орд) рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения оперативно— розыскных мероприятий, а п. 3 ст. 14 обязывает оперативные аппараты исполнять запросы правоохранительных органов иностранных государств.
К числу наиболее значимых международных правовых актов, имеющих отношение к оперативно— розыскной деятельности, можно отнести такие, как: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.; Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписано в г. Алма— Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве

между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписано в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписано в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно— розыскной деятельности, подписано на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ 16–18 декабря 1998 г. в г. Москве, и др.

В последние годы в ряде публикаций стали появляться высказывания об отнесении к нормативным правовым актам судебных постановлений, разъясняющих отдельные положения законодательных законов в области оперативно— розыскной деятельности.



Однако подобная позиция небесспорна, т. к. судебные постановления правовых норм не создают и могут относиться только к актам толкования этих норм. Исключение составляют постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, которые, признавая те или иные нормы федеральных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации, в определенной части меняют содержание таких законов.

1.4. Принципы оперативно— розыскной деятельности

Оперативно розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности основывается на соответствующих правовых принципах. Институт правовых принципов является достаточно устоявшимся и исследованным в юридической литературе. Под правовыми принципами принято понимать (основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства). В теории оперативно розыскной деятельности ее принципы определяются как (руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и определяющие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Отдельные составляющие приведенного определения нуждаются в уточнении. Так, одно из свойств института принципов ОРД состоит в выраженности в нормах законодательных актов. В связи с этим обращает на себя внимание то, что в действительности ряд принципов основывается и на соответствующих положениях ведомственных нормативных актов. Даже сам автор приведенного определения, обращаясь к системе принципов, отмечает, что ряд принципов вытекает и из (ведомственных нормативных правовых актов)24. Очевидно, что отмеченное не вызывает возражений. Таким образом, в определении сущности принципов оперативно — розыскной деятельности целесообразно было бы указанное свойство расширить, связав его не только с законодательными актами, но и с подзаконными (ведомственными) нормативными актами. Представляется также излишним увязывание принципов оперативно — розыскной деятельности с представлениями граждан относительно (сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД). В самом широком смысле такое утверждение, возможно, и верно. В действительности же соответствующие (представления) основываются на подходах сотрудников оперативных аппаратов, ученых и законодательного органа государства. Оценить соответствие перечисленных категорий лиц и органов мнению всего народа сложно. К тому же немногие из граждан имеют достаточное представление о процедурах (осуществления ОРД), которые в большей части относятся к тактике оперативно— розыскной деятельности, составляющей государственную тайну. Учитывая изложенное, принципы оперативно— розыскной деятельности можно определить как руководящие идеи и основополагающие исходные начала, выработанные практикой оперативно розыскной деятельности и выраженные в законах и подзаконных нормативных актах, определяющих сущность и основное содержание соответствующего вида правоохранительной деятельности, отражающие в себе политические, экономические и социальные закономерности развития общества, направленные на обеспечение цивилизованного решения задач оперативно— розыскной деятельности и борьбы с преступностью в целом. Другим важнейшим свойством института принципов оперативно— розыскной деятельности является их система, непосредственно определяющая основное содержание и особенности рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Под системой принципов оперативно— розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и
эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно— розыскных возможностей. Система принципов оперативно— розыскной деятельности приведена в ст. 3 фз (об орд) и включает в себя такие принципы, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств. Действующую систему принципов оперативно — розыскной деятельности принято классифицировать на две основные группы: общеправовые и специальные принципы. Общеправовые принципы также присущи и иным видам правоохранительной деятельности, как и функционированию государства в целом. Из перечисленных в названной статье фз (об орд) принципов оперативно розыскной деятельности к ним относятся законность и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом следует иметь в виду, что в каждой сфере правоохранительной деятельности общеправовые принципы имеют свое содержание, определяемое особенностями оперативно — розыскной деятельности. Специальные принципы присущи исключительно оперативно — розыскной деятельности и отражают специфику и характер всех ее направлений и категорий. К системе специальных принципов оперативно розыскной деятельности в редакции названного Закона относятся принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Законность при осуществлении оперативно— розыскной деятельности состоит в обязанности соответствующих должностных лиц, а также иных лиц, вовлеченных в оперативно— розыскную деятельность, неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, фз (об орд), другие федеральные законы и подзаконные (в т. ч. ведомственные) нормативные акты в целях оптимального решения задач оперативно — розыскной деятельности. Содержание названного принципа основывается на положении ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Прежде всего изложенное конституционное требование распространяется на деятельность оперативных аппаратов и должностных лиц, непосредственно осуществляющих оперативно— розыскную деятельность. При этом оперативные аппараты и должностные лица обязаны строго соблюдать требования законов и подзаконных нормативных актов, относящиеся как к основаниям и порядку производства оперативно розыскных мероприятий, так и к сфере обеспечения прав и свобод граждан, вовлеченных в оперативно розыскную деятельность. На оперативно— розыскную деятельность, как разновидность правоохранительной деятельности, распространяется презумпция невиновности, в соответствии с которой объект оперативной проверки (разработки) считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Лица – участники оперативно— розыскных правоотношений вправе отстаивать свои интересы, используя любые средства, которые прямо не запрещены законом. Нарушение требований законов и подзаконных нормативных актов должностными лицами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность, влечет за собой привлечение этих лиц к соответствующему виду юридической ответственности. Нельзя не заметить, что, как справедливо замечает В.П. Кашепов, отдельные противоречия, содержащиеся в фз (об орд), отрицательно сказываются на режиме законности в оперативно розыскной деятельности. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 5 названного Закона органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность, запрещается (подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)). Однако без законодательного определения критериев провокационных действий оперативных сотрудников приведенное положение вступает в противоречие с другими нормами, с действующим законодательством. Проверочная закупка, оперативное внедрение и другие действия,
осуществляемые в рамках оперативного законодательства, переводят эти оперативно розыскные мероприятия в категорию незаконных действий. Возникает вопрос о разграничении этих действий с действиями подстрекателя, организатора и пособника. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно— розыскной деятельности также основано на соответствующих конституционных положениях. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина закреплено в фз (об орд) в качестве принципа оперативно— розыскной деятельности, т. к. имеет особое значение при использовании оперативными аппаратами и их должностными лицами комплекса негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач. Негласность оперативно розыскных мероприятий, в отличие, например, от уголовного судопроизводства, не позволяет человеку, в отношении которого они проводятся, встать на защиту своих интересов. При проведении негласных оперативно розыскных мероприятий человек, как уже отмечалось выше, не осведомлен о вторжении оперативного аппарата в сферу его конституционных прав и свобод. Прежде всего это касается таких прав, как право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища и др. В связи с этим при осуществлении оперативно розыскной деятельности оперативным работникам приходится постоянно балансировать между законностью проводимых оперативно розыскных мероприятий и вторжением в охраняемые законом конституционные права и свободы человека, в отношении которого эти мероприятия проводятся. Очевидно, что в отдельных случаях в интересах общества и государства не исключается ограничение конституционных прав и свобод отдельных лиц, однако допускается это исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ констатируется, что права и свободы (человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства). Изложенные обстоятельства со всей очевидностью предполагают законодательную регламентацию всех без исключения случаев (когда компетентные государственные органы могут вторгаться в конституционные права и свободы личности) и порядок такого вторжения, обусловливающий его законность и обоснованность. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 6 фз (об орд) запрещается проведение оперативно — розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то названным Законом физическими и юридическими лицами. В ст. 7 фз (об орд) перечисляются основания проведения оперативно— розыскных мероприятий, и никакие иные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве таких оснований. Как следует из содержания статьи, основаниями проведения оперативно розыскных мероприятий являются отношения, имеющие наиболее важное для общества значение – борьба с преступностью, угроза государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности, розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, допуск конкретных лиц к сведениям,