ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При каких условиях многоликость страны станет менее контрастной?
5) Выступления учащихся. (3 мин х 5 = 15 мин)
По ходу выступления групп запись основных тезисов в тетрадях, работа с контурной картой КНР. После выступления группы работа над проблемой.
Слайды 9 – 17 демонстрируются по ходу выступления групп.
Выступление 1 группы.
Природные условия и ресурсы КНР.
Запись в тетрадях.
Минеральных ресурсов – 140 видов
1 место - по добыче угля
2 место - по производству электроэнергии
3 место – по нефтяным запасам
3 место – по запасам железной руды
Одно из первых мест в мире по запасам: бокситов, вольфрама, молибдена, олова, ртути, свинца, цинка.
Значительные запасы серы, солей, гипса, меди, пирита, магнезита, асбеста, графита, фосфорита, никеля, хрома, урана и др.
Обсуждение проблемы: При каких условиях КНР целесообразно осваивать Луну или Марс?
Предполагаемые ответы: (Более половины, а именно 70 % территории Китая - это наличие огромных неосвоенных земель, редкое население. На этой территории огромный ресурсный и энергетический потенциал. Но, проблема заключается в том, что он, мало доступен и отдален. Но это Земля, где есть атмосфера, вода и доступ других ресурсов, в отличие от Луны или Марса)
Выступление 2 группы.
Население. Урбанизация.
Самоназвание – “хань”
По этническому составу большинство населения – китайцы (91 %).
Национальных меньшинств - 6%- 80 млн. человек
доля городского населения приближается к 50 %.
Средняя его плотность составляет ≈ 140 чел./км 2,
На юге Великой Китайской равнины 400—650 чел./км2.
В Тибете падает до 1,5 чел./км2.
2/5 – молодёжь
Неграмотных в стране - 250 млн.
Китайская иероглифическая письменность – 50 тыс. знаков
Оканчивая начальную школу ребёнок должен знать – 3,5 тыс. знаков
Обсуждение проблемы: Какую роль сыграла демографическая политика страны?
Дополнение учителя в случае необходимости, после выступления учащихся. (Демографическая политика («одна семья – один ребенок») привела к увеличению доли пожилых граждан, что в дальнейшем может представлять собой опасную угрозу стабильности китайского общества. У китайского народа бытует поговорка: «вырастить сына, чтобы обеспечить свою старость». Проблема единственных детей состоит в том, что по достижении трудоспособного возраста они должны заботиться о своих родителях и четырех бабушках и дедушках. Современные молодые супружеские пары, являясь единственными детьми в своих семьях, несут ответственность за родителей обоих супругов. Учитывая увеличение средней продолжительности жизни, зачастую необходим уход за еще более старшими родственниками.
Выступление 3 группы.
Экономика. Промышленность.
1-е место в мире по добыче железных руд, выплавке стали и производству стальных труб.
1-е место в мире по производству алюминия.
Одна из главных отраслей машиностроения — станкостроение
1 место среди производителей бытовой техники — холодильников, стиральных машин, радиоприемников и телевизоров, магнитофонов, часов, электронно-вычислительных машин, средств связи, приборов и измерительной аппаратуры и др.
Китай занимает 1-е место в мире по производству химических волокон.
Китай — мировой лидер в производстве продуктов питания: табачных изделий, чая, растительных (арахисовое, соевое, рапсовое, хлопковое) масел.
Обсуждение вопроса:
В чем «преимущества» отсталости могут прибавить экономики КНР устойчивости?
Дополнение учителя в случае необходимости, после выступления учащихся. (Экономика Китая растет со скоростью достигающей 10% в год. При этом КНР остается крайне неравномерно развитой страной, огромная часть населения которой занята трудом в полунатуральной сфере. Широкие массы китайцев существуют в ужасающей нищете. «В стране имеются внутренние границы, отделяющие промышленные зоны от доиндустриальной периферии, осуществляется жесткий контроль перемещения граждан. По мере повышения спроса на рабочую силу государство миллионами привлекает рабочих из сельских районов». До последнего времени эти меры способствовали поддержанию низкой стоимости рабочей силы, создавая выгодные для инвесторов условия. Однако, в настоящее время «преимущества» отсталости не прибавляют КНР устойчивости. Необходимо развитие всех экономических зон Китая.)
Выступление 4 группы.
Сельское хозяйство.
Главные земледельческие районы:
“Жёлтый Китай” - выращивание пшеницы, кукурузы
“Зелёный Китай” - посевы риса, чайные плантации.
Китай — мировой лидер по площади орошаемых земель (около 50 % всей пашни).
1-е место по валовому сбору зерна (рис, пшеница)
Основная отрасль животноводства — свиноводство
1-е место в мире по сборам хлопка
Обсуждение вопроса:
Какую роль в развитие сельского хозяйства Китая сыграло внедрение биотехнологий (ГМО)?
(В 1992 году, в Китае впервые приступили к выращиванию табака, устойчивого к насекомым. По состоянию на 2014 год, из всех площадей в мире, отведённых под посевы, более 15% занято выращиванием трансгенных продуктов. Китай входит в пятерку стран которые выращивают эти продукты)
Выступление 5 группы.
Внутренние различия.
Обсуждение вопроса:
При каких условиях многоликость страны станет менее контрастной?
Дополнение учителя в случае необходимости, после выступления учащихся. Одна из главных особенностей экономики Китая — территориальная неравномерность развития. Крупнейшие промышленные центры, в которых сосредоточена основная часть населения и производится большая часть продукции обрабатывающих отраслей, сконцентрированы на востоке — вдоль морских побережий. Необходимо более полное освоение западных территорий).
Работа с к/к: Выделите экономические зоны Китая
Закрепление изученного материала.
Учитель.
- Сегодня мы с вами познакомились со страной, которая последние годы совершила фантастический экономический рывок, тем не менее, среднедушевые показатели Китая невысоки. Возвращаясь к началу нашего урока, как вы считаете, подтвердили мы гипотезу о том, что демографическая и экономическая политика Китая явилась фактором воздействия на развитие страны. Или у вас есть другое мнение? Почему?
Учитель.
- Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране. Надеюсь, что у вас появилось желание более подробно познакомиться с этой удивительной страной.
Рефлексия.
В заключение урока попробуйте составить синквейн: Китай.
Проверка.
Итоги урока.
Самоанализ, самооценка.
Д/з. §17, Предлагаю Вам еще раз проанализировать пословицу: «Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий», используя исторические факты отношений КНР и России в XX веке.
Благодарю всех за активную работу на уроке!