Файл: Требуется рассчитать плоскоременную передачу с натяжным роликом (рисунок 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Задание 1
Требуется рассчитать плоскоременную передачу с натяжным роликом (рисунок 1).


Исходные данные:

- мощность на ведущем валу N1 = 8 кВт;

- угловая скорость ведущего шкива ω1 = 144 с-1;

- угловая скорость ведомого шкива ω2 = 32 с-1.

Определяем частоты вращения шкивов (n1 и n2)




Определяем передаточное число
u' = ω1 / ω2 = 144 / 32 = 4,5


Рисунок 1 – Схема передачи


Определяем предварительный диаметр ведущего шкива
d1 = (35…70) ∙ δ = (35…70) ∙ 2,8 = 98 … 196 мм
где δ = 2,8 мм – толщина ремня [1, с. 80, таблица 5.1].

Принимаем стандартный диаметр d1 = 180 мм [1, с. 448, таблица К40].

Определяем предварительный диаметр ведомого шкива
d2 = u'·d1(1 – ε) = 4,5·180·(1 – 0,015) = 798 мм
Принимаем стандартный диаметр d2 = 800 мм [1, с. 448, таблица К40].

Определяем диаметр натяжного ролика
d0 = d1 … 0,8 ∙ d1 = 180 … 0,8 ∙ 180 = 180 … 144 мм
Принимаем стандартный диаметр d0 = 160 мм [1, с. 448, таблица К40].

Определяем фактическое передаточное число и его отклонение от требуемого (Δu ≤ 3%)

;
Определяем минимальное межосевое расстояние для передачи с натяжным роликом

а ≥ d1 + d2 = 180 + 800 = 980 мм
Принимаем межосевое расстояние a = 1135 мм.

Помещать ролик желательно на ведомой ветви так, чтобы угол огибания его ремнем был не более 120°, а центр ролика располагался от центра малого шкива на расстоянии
A ≥ d0 + (0,5…1) ∙ d1 = 160 + (0,5…1) ∙ 180 = 250 … 340 мм
Принимаем A = 300 мм.

Для определения точного положения натяжного ролика на ведомой ветви зададимся стандартной длиной ремня = 4000 мм [1, с. 81].

Вычерчиваем схему передачи в масштабе 1:10 (рисунок 2). По вычерченной в масштабе схеме передачи, определяем углы α
1 = 190,8°, α2 = 228°, α0 = 58,7° и длины прямолинейных участков λ1…0 = 247,2 мм, λ0…2 = 688 мм и λ2…1 = 1091,8 мм.

Проверяем длину ремня, одновременно уточняя положение натяжного ролика

Определяем скорость ремня, сравнивая ее с допускаемой [ ]=35 м/с [1, с. 81]
< 35 м/с
где d1 = 0,18 м – диаметр ведущего шкива.
Определяем частоту пробегов ремня, сравнивая ее с допускаемой [U]=15 с-1 [1, с. 82]
< 15 с-1

Рисунок 2 – Схема передачи (1:10)
Рассчитываем окружную силу, растягивающую ремни
Ft = N1 / = 8·103 / 13 = 615,4 Н
Определяем допускаемую удельную окружную силу
[kп] = [k0] ∙ Сθ ∙ Сα ∙ С ∙ Ср ∙ Сd ∙ СF = 1,6 ∙ 0,8 ∙ 1 ∙ 0,97 ∙ 0,8 ∙ 1,2 ∙ 0,85 = 1,0 МПа
где [k0] = 1,6 МПа [1, с. 80, таблица 5.1] – допускаемая приведенная удельная окружная сила;

Сθ = 0,8 [1, с. 82, таблица 5.2] – коэффициент от угла наклона линии центров шкивов к горизонту;

Сα = 1 [1, с. 82, таблица 5.2] – коэффициент от угла обхвата ведущего шкива;

С = 0,97 [1, с. 82, таблица 5.2] – коэффициент от центробежной силы;

Ср = 0,8 [1, с. 82, таблица 5.2] – коэффициент от динамичности нагрузки и длительности работы (работа в две смены с умеренными колебаниями нагрузки);

Сd = 1,2 [1, с. 83, таблица 5.2] – коэффициент от диаметра меньшего шкива;

СF = 0,85 [1, с. 83, таблица 5.2] – коэффициент от неравномерности распределения нагрузки между кордшнурами плоского ремня.

Определяем минимальную ширину ремня

Принимаем хлопчатобумажный цельнотканый пропитанный ремень шириной b=220 мм. Шкивы принимаем шириной 240 мм.

Определяем площадь поперечного сечения ремня


А = δ ∙ b = 2,8 ∙ 220 = 616 мм2
Определяем силу предварительного натяжения ремня
F0 = A ∙ σ0 = 616 ∙ 2 = 1232 Н
где σ0 = 2 МПа [1, с. 80, таблица 5.1] – предварительное натяжение.

Определить силы натяжения ведущей (F1) и ведомой (F2) ветвей ремня
F1 = F0 + 0,5 ∙ Ft = 1232 + 0,5 ∙ 615,4 = 1540 Н

F2 = F0 – 0,5 ∙ Ft = 1232 – 0,5 ∙ 615,4 = 924 Н
Определить силу давления ремня на вал

Рассчитываем напряжение от силы натяжения ведущих ветвей
σ1 = F1 / А = 1540 / 616 = 2,5 МПа
Рассчитываем напряжение от изгиба
σи = ЕИ · δ / D1 = 100 · 2,8 / 180 = 1,56 МПа

где ЕИ = 100 МПа [1, с.123] – условный модуль упругости материала ремня.

Рассчитываем напряжение от центробежной силы
σ = ρ · 2 · 10-6 = 1200 · 132 · 10-6 = 0,2 МПа
где ρ = 1200 кг/м3 [1, с.123] – плотность материала ремня.

Рассчитываем максимальное напряжение в сечении ремня, сравнивая его с допускаемым [σ]Р = 8 МПа [1, с. 85]
σmax = σ1 + σи + σ = 2,5 + 1,56 + 0,2 = 4,3 МПа < 8 МПа

Задание 2
Требуется рассчитать механические передачи привода (рисунок 2).

Рисунок 2 – Схема передачи

Исходные данные:

- мощность на ведомом валу NIII = 5 кВт;

- угловая скорость ведомого вала ωIII = 5 с-1.

- передаточное отношение привода u = 14.
Определяем угловую скорость ведущего вала
ωI = ωI ∙ u = 5 ∙ 14 = 70 с-1;
По кинематической схеме определяем общий КПД привода
ηобщ = ηк · ηз · ηм · ηkпк = 0,97 · 0,97 · 0,98 · 0,993 = 0,9
где Σηi – КПД элементов, составляющих привод [1, с. 61, таблица 7]

ηк = 0,97 – КПД конической передачи;

ηз = 0,97 – КПД цилиндрической передачи;

ηм = 0,98 – КПД муфты;

ηп = 0,99 – КПД одной пары подшипников качения.

k = 3 – число пар подшипников качения.

Определяем требуемую мощность электродвигателя
NЭ.тр = NIII / ηобщ = 5 / 0,9 = 5,56 кВт

Определяем частоты вращения валов (n1 и n3)


Предварительно принимаем передаточное число конической передачи uк=4,5, тогда передаточное число цилиндрической передачи
uз = u / uк = 14 / 4,5 = 3,1
Принимаем uз = 3,15.
Вычисляем фактическое значение передаточного отношения привода
u = uк · uз = 4,5 · 3,15 = 14,175
Определяем отклонение от требуемого (допускается расхождение 5%)

Определяем частоты вращения валов
nI = nэд = 668,5 мин-1

nII = nI / uк = 668,5 / 4,5 = 148,6 мин-1

nIII = nII / uч = 148,6 / 3,15 = 47,2 мин-1
Определяем мощности на валах привода
NIII = 5 кВт

NII = NIII / (ηз · ηп) = 5 / (0,97 · 0,99) = 5,2 кВт

NI = NII / (ηк · ηп) = 5,2 / (0,97 · 0,99) = 5,4 кВт
Определяем вращающие моменты на валах

Исходные данные для расчета конической передачи редуктора:

- вращающие моменты Т1 = 76700 Н·мм

Т2 = 332400 Н·мм.

- частоты вращения n1 = 668,5 мин-1; n2 = 148,6 мин-1.

- требуемое передаточное число u = 4,5.

Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой: для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245 [2, с. 34, таблица 3.3].

Определяем допускаемые контактные напряжения:


где σHlimb = 2НВ + 70 = 2245 + 70 = 560 МПа [2, с. 34, таблица 3.2] – предел контактной выносливости материала колеса;

KHL = 1 [2, с. 33] - коэффициент долговечности при длительной эксплуатации;

[SH] = 1,1 - коэффициент безопасности [2, с. 33].

Принимаем коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба при консольном расположении шестерни КН = 1,35 [2, с. 32, таблица 3.1.].

Принимаем коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию bRe = 0,285 [2, с. 49].

Определяем внешний делительный диаметр колеса по условию контактной прочности активных поверхностей зубьев

где Ка = 99 [2, с. 49] – коэффициент для прямозубых передач.

Определяем число зубьев колеса, приняв число зубьев шестерни z
1 = 20
z2 = z1u = 20  4,5 = 90
Определяем внешний окружной модуль
мм (округляем до 4 мм)
Определяем углы делительных конусов
2 = аrctg u = аrctg 4,5 = 77°28’;

1 = 90° – 2 = 90° – 77°28’ = 12°32’.
Определяем внешнее конусное расстояние Re и длину зуба b:
мм;

b = bReRe = 0,285184,4 = 52,6 мм (принимаем b = 55).
Уточняем внешние делительные диаметры
de1 = me  z1 = 4  20 = 80 мм.

de2 = me  z2 = 4  90 = 360 мм.
Определяем средний делительный диаметр шестерни и колеса
d1 = 2 (Re – 0,5b)  sin1 = 2 (184,4 – 0,555)  sin12°32’ = 68,1 мм

d2 = 2 (Re – 0,5b)  sin2 = 2 (184,4 – 0,555)  sin77°28’ = 306,32 мм
Определяем внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев)
dae1 = de1 + 2mecos1 = 80 + 24cos1232’ = 87,81 мм.

dae2 = de2 + 2mecos2 = 360 + 24cos7728’ = 361,74 мм.
Определяем средний окружной модуль
мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

Определяем среднюю окружную скорость колес
м/с
Назначаем 7-ю степень точности передачи.

Для проверки контактных напряжений уточняем коэффициент нагрузки:
КН = КН  КН  КНV = 1,3  1,0  1,05 = 1,37
где КН = 1,3 [2, с. 39, таблица 3.5] – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба при bd = 0,8, консольном расположении колёс и твёрдости НВ<350;

КН = 1,0 [2, с. 39, таблица 3.4] – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями;

КНV = 1,05 [2, с. 40, таблица 3.6] – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении для прямозубых колёс при ≤ 5 м/с.

Проверяем контактное напряжение на активных поверхностях зубьев

Определяем окружную силу в зацеплении: