Файл: Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
Глава 1. Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии ............................................................................................................... 6 1.1.
Понятие и характеристика воли, анализ волевых действий ......................... 6 1.2.
Саморегуляция волевых актов ....................................................................... 13
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования ................. 19 2.1. Программа исследования и используемая методика ................................. 19 2.2. Результаты эмпирического исследования ................................................... 20 2.3. Способы развития воли. ................................................................................ 23
Заключение ............................................................................................................ 26
Список использованных источников .................................................................. 28
Приложения ........................................................................................................... 30

3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в современном обществе, где отсутствуют единые эталоны и стандарты деятельности и поведения человека, существует большое количество способов и подходов к анализу и оценке ситуаций, к выбору альтернативных решений, резко увеличивается роль индивидуального выбора. Социальная ситуация современного общества ставит нас перед необходимостью привлечения во все виды деятельности большего количества активных волевых личностей, умеющих организовывать свою работу и себя, способных проявлять инициативу, демонстрировать лидерские качества и самостоятельно преодолевать трудности.
Особенности сложившихся общественных отношений определяют потребность в новых, неординарных и нередко комплексных и сложных решениях. Перед человеком встают особые задачи по развитию его личностного потенциала.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение поставленной пели.
Осознавая необходимость действовать и принимать решения, человек далеко не всегда переходит к его действенной реализации. Как объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже сильных и эмоционально переживаемых интересов, а предпочитают оставаться в стороне, являясь лишь наблюдателями. А другие, наоборот, действуют с удвоенной энергией. Как удается больному и ослабленному человеку, у которого болят суставы и каждое лишнее движение вызывает сильную боль заставить себя встать с кровати, с трудом взять в руку стакан с водой, поднести его ко рту,


4 наклонить стакан, сделать движение ртом, т. е. выполнить целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек, поднявшись с кровати, пьет воду. Эти явления часто связывают с проявлениями воли, а усилия для проявления действий часто называют волевой регуляцией.
Воля как сознательная организация и саморегуляции деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, – это, прежде всего контроль над собой, над своими чувствами и действиями. Общеизвестно, что у разных людей этот контроль обладает разной степенью выраженности.
Сознание фиксирует многочисленный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном конце как сила, а на другом как слабость воли.
Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к выполнению поставленной задачи; при этом обнаруживает такие волевые качества, как мужество, смелость, выносливость, настойчивость и другие. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, терпеливости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности, таким образом, они могут быть причиной не выполнения служебно-боевой задачи и потерей личного состава.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение понятия воли, ее развитие и волевой саморегуляции личности.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1.
Рассмотреть понятие воли, ее характеристики и основные аспекты.
2.
Изучить сущность саморегуляции и саморегуляцию волевых актов.
3.
Провести эмпирическое исследование уровня волевой саморегуляции курсантов 2 курса факультета военно политической работы
Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии
России.

5
Объект данной работы: личность военнослужащих.
Предмет работы: воля и волевая саморегуляция личности военнослужащих.
Гипотеза работы: курсанты имеют оптимальный уровень волевой саморегуляции.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
4. Провести понятие воли, ее характеристики и основные аспекты.
5. Выявит сущность саморегуляции и саморегуляцию волевых актов.
6. Рекомендуемое эмпирическое исследование уровня волевой саморегуляции курсантов 2 курса факультета военно политической работы
Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии
России.
Методы и методики исследования: Теоретический анализ научной литературы, анализ опросников. В качестве исследования использовалось методика А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».
Структура работы. Курсовая работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


6
Глава 1. Определение воли, ее характеристика и разработанность
проблемы в психологии
1.1.
Понятие и характеристика воли, анализ волевых действий
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [3, c.88].
Так, согласно Л.С. Выготскому, умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением [2, c.35], и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами.
Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н.
Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребѐнка. Л.И.
Божович также подчѐркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и еѐ формирования.
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который, … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.» [14, c.127].
В толковом словаре Ожегова воля трактуется, как «способность осуществлять поставленные перед собой цели». Понятие воли прошло много ступеней изучения, как в истории философии, так и психологии.
Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в

7 соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.
Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как «целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление». Зенон противопоставлял волю желанию.
Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом [13, c.522-523].
Во времена средневековья проблема воли также не трактовалась как самостоятельная проблема. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. А понятие воли связывалось с некими высшими силами. Это было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек считался простейшим элементом общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки, и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила


8 огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д. [9, c.66].
В эпоху Возрождения, преобладало мнение о том, личностью мог стать человек, выделившийся из общей массы людей. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. И это было не случайно.
Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может делать выбор в том, как ему поступать в жизни и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Это течение, представителями которого являлись М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П.
Сартр, А. Камю и др., рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек, по мнению представителей данного направления, не может быть связан с обществом никакими нравственными обязательствами или ответственностью. «Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли». В сегодняшнее время такая трактовка противоречит современному представлению о человеке и его социальной роли в обществе
[7, c.102].
Более позднее представление о воле расширилось за счет добавления к этому понятию новых характеристик, которых не было ранее. Например,
Юм, определив волю как «внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа» фактически указал на то, что человеку присуще осознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты происходят осознанно, волеизъявление предшествует действию. Воля стала неотделима от действия, «каждый истинный, настоящий

9 непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела».
Наши отечественные ученые также занимались изучением воли. И.П.
Павлов рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Но если принять данную трактовку воли за истинную, то получается, что воля человека зависит от внешних условий, и значит, волевой акт не в полной мере зависит от человека. Что не совсем правильно
[6, c.91].
Позднее, исследования в области физиологии, проведенные Н.А.
Бернштейном и П.К. Анохиным, сформировали концепцию, по которой воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения.
Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
В современной психологии существует множество значений понятия воля. В целом, большинство современных психологов, трактуют понятие воля, как способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.
А волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением. Мотивы волевых действий складываются и возникают в


10 результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения [16, c.77, 95.].
По каким признакам можно распознать волевое действие и как отделить его от остальных? Одним из существенных признаков волевого акта является то, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
Другой признак волевого характера действия или деятельности, регулируемые волей, – это наличие продуманного плана их осуществления.
Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие –…сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» [17, c.278].
Всякое волевое действие предполагает сумму действий, сложенную в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы. Это можно бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Но иногда недостаточно существования одного лишь намерения для выполнения действия, даже если оно самого искреннее и благородное. Для осуществления волевой цели, необходимо наметить план, пункты которого, и приведут к его выполнению.
Человек, приступая к исполнению принятого решения, и подходя к этому серьезно, пытается детально спланировать каждый свой шаг; но в другой ситуации, он может ограничиться лишь общей схемой, в которой будут присутствовать лишь основные этапы. Обычно более детально

11 разрабатывается план ближайших действий, более схематично или более неопределенно намечаются дальнейшие цели.
Воля, как и план, взаимосвязаны и влияют друг на друга. Один человек ставит план во главу всех своих действий и такой план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. Исполнение плана становится самоцелью, превращаясь в застывшую неизменную схему. «Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, – это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, идущей к поставленной цели, не побоится изменить предварительный план действий, добавить в него дополнительные пункты, если это будет необходимо в силу обнаружившихся обстоятельств... Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.
Волевое действие
– это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир [19, c.64].
Воля также предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять желания и импульсы, непосредственно возникающие в какой-либо ситуации.
Следующим существенным признаком волевого действия является усиленное внимание к такому действию, а также отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У. Джемс по этому