Файл: Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак» [6, c.55].
Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, например, когда человек хочет утолить голод, он выполняет последовательные действия, начиная с выбора продуктов в холодильнике до их приготовления, нарезки, использования вкусовых добавок, подготовки нужной для этого посуды, до самого процесса поедания, когда необходимо поднести пищу ко рту, пережевать и проглотить ее, – таким образом, волевое поведение включает в себя отдельные менее сложные волевые действия. Существуют и более сложные волевые действия. Например, путешественник, решивший преодолеть океан на плоту, начинает свою подготовку задолго до плавания.
Это и ежедневные тренировки на выносливость, подготовка снаряжения, проверка прочности плота, выбор маршрута и многое другое. А главные трудности ждут путешественника впереди, когда он отправится в настоящее плавание. Причиной усложнения действий является невозможность достигнуть поставленной цели сразу, как только мы ее запланировали, и требуется выполнение еще ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия – внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека,

13 направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть в компьютерные игры, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, лень, безответственность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, привлечение новизной компьютерной игрушки, отсутствие информации о школьном задании или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута [3, c.67].
Но не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, на которого наставлено дуло пистолета, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, дабы избежать смертельной пули, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека.
Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, осознание необходимости достичь ее. Чем важнее цель для человека, тем больше препятствий он способен преодолеть. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.
1.2.
Саморегуляция волевых актов
Понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным, многозначным, часто «интуитивно-очевидным», несмотря на развитие других понятий с приставкой «само» - самооценки, самоотношения, самопознания. Отмечается, что «в психологии до сих пор не сформированы четко основные понятия теории саморегуляции, уровни и компоненты ее


14 психологической системы, не определена схема ее психологического анализа и конкретные пути его проведения» [4, c.83].
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Даже в раннем возрасте можно встретить высокое развитие воли. При этом уровень развитости воли выше там, где развиты творческие навыки. Например, у детей, увлеченных каким- либо творческим делом, у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая концентрацией внимания, упорством в достижении результата, систематической работой (рисованием, танцами, музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и распространяющихся на другие сферы жизнедеятельности.
Каковы основные пути формирования воли? Это, прежде всего, целеустремленность родителей, готовых дать ребенку всестороннее развитие, но при этом предъявляющих к нему достаточно высокие требования.
Исследования показывают, что в таких семьях у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. «У каждого ребенка, даже грудного, уже есть свободная воля. Если вы приказным тоном руководите ребенком, он теряет свободную волю. Вы живете его жизнью, вы забираете его мысли себе, вы отучаете его мыслить, вы отучаете его от свободы выбора, и это страшно. Как он будет жить дальше?». Если родители стремятся все время угождать ребенку, выполняют каждое его желание и не предъявляют ему требования, которые должны безоговорочно выполняться ребенком, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития. Важным моментом воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Роль родителей здесь очень

15 высока, поскольку развитие у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения в обществе, но и формирует его внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности сдерживать и контролировать желания, сопоставлять их с возможностью реального воплощения в деятельности [9, c.94].
С другой стороны, несмотря на все старания родителей воспитать в ребенке волевые качества, может появиться проблема, описанная Ролло Мэй
[15] – проблема отсутствия воли. По его мнению, эта проблема – нечто много большее, чем просто этическая проблема: современный человек слишком часто убежден, что даже если он действительно станет напрягать свою волю
– или то, что он подразумевает под этим – его действия все равно ни к чему хорошему не приведут. Именно внутреннее ощущение бессилия, разлад в самой воле и составляет нашу опасную проблему. Ролло Мэй говорит о кризисе воли и ее обратной стороне – протесте. «Когда я спрашивал у некоторых преподавателей, каково отношение студентов в их учебных заведениях к войне во Вьетнаме, они отвечали, что разделение, скорее, было не на тех, кто «за» и, кто «против» в отношении войны, а на протестующих, с одной стороны, и протестующих против тех, кто протестует – с другой.
Протест является отчасти конструктивным, так как сохраняет некое подобие воли, утверждая ее через отрицание, – я знаю против чего я, даже если я и не могу конкретно сказать за что я». Известна способность ребенка двух-трех лет занимать отрицательную позицию относительно своих родителей, и это важный показатель начала формирования воли. Но если воля остается сугубо протестующей, она сохраняет свою зависимость от того, против чего она протестует. «Протест – это наполовину развившаяся воля. Зависимый, как ребенок от родителей, он черпает свою силу у своего врага. Это постепенно лишает волю ее сути; вы всегда остаетесь тенью вашего противника, ожидая, когда он сделает ход, чтобы сделать ход самому. Рано или поздно ваша воля


16 опустошится, и тогда, возможно, вы будете вынуждены отступить к другой линии защиты». Поэтому следует внимательно подходить к воспитанию волевых качеств у ребенка в семье, внимательно наблюдать за реакцией ребенка [15, c.65].
Школа также выполняет важную функцию в воспитании волевых качеств ребенка. Сам процесс школьного обучения направлен на формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен научиться сидеть за партой определенное время, отведенное на урок и не может встать с места без разрешения учителя; должен уметь сдерживать желание поговорить с соседом по парте; не выкрикивать во время урока, пока не спросят; он должен систематически выполнять дома заданные уроки и т. д. Все это требует от ребенка довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив. Нередко, яркая личность педагога вызывает у ученика стремление подражать поведению учителя. И, если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников. Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Там, где существует атмосфера высокой требовательности, у ребенка с большей вероятностью сформируются соответствующие качества личности.
С возрастом, формирование волевых характеристик не прекращается; они развиваются в ходе самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, весь процесс воспитания человека определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности. И можно утверждать, что становление воли – это становление субъекта, способного к самоопределению.

17
Самодостаточная личность, обладающая помимо прочих личностных характеристик, развитой волей, это организм, которому под силу контролировать самого себя и свои поступки, ведь «воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует, поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им» [19, c.152].
Обычно человек более или менее четко осознает цель, ради которой он совершает то или иное действие. Но бывает и так, что человек понимает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это случается, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства.
Желание добиться, достичь чего-то, либо избежать неприятностей, связано с нашими чувствами. То, что для человека является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Но чувства не являются единственным источником наших действий, т.к. случаются моменты потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно


18 действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы.
Выводы по 1 главе
Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя и преподаватели, стремятся воспитать это качество у человека. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Воля позволяет ставить цели и добиваться их. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности. С этим утверждением солидарны практически все классики отечественной психологии.

19
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования
2.1. Программа исследования и используемая методика
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 25 человек – курсанты 2 курса факультета военно политической работы Санкт-
Петербургского военного института войск национальной гвардии России
(юноши в возрасте от 18 до 21 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось в 5 этапов:
1 этап - теоретическое исследование проблемы;
2 этап - формирование выборки для участия в эмпирическом исследовании;
3 этап – определение уровня развития волевой саморегуляции курсантов с помощью указанной методики;
4 этап – анализ и сопоставление результатов по проведенной методике.
Составление сводных таблиц;
5 этап - обсуждение результатов, составление выводов по проведенному исследованию.
Эмпирическое исследование проводилось на базе
Санкт-
Петербургского военного института войск национальной гвардии России, в нем принимало участие 25 военнослужащих, курсанты 2 курса, обучающиеся на факультете «военно политической работы». Участники проводимого эксперимента - мужчины в возрасте от 18 до 21 лет.
Для определения уровня развития волевой саморегуляции у курсантов мы использовали Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана
«Исследование волевой саморегуляции». Опросник состоит из 30 вопросов, на которые испытуемым предлагается ответить «да» или «нет» (приложение
1). Для удобства и оптимизации исследования испытуемым были предоставлены бланки для фиксации ответов (приложение 2) [18, c.12].

20
2.2. Результаты эмпирического исследования
Среднегрупповые значения диагностики уровня волевой саморегуляции представлены в таблице 1.
Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы «волевая саморегуляция» и индексов по субшкалам «настойчивость» и «самообладание».
Таблица 1. Среднегрупповые значения индивидуальных характеристик
№ п/п
Параметр
Среднее значение
Отклонение
1
Волевая саморегуляция
12,2 4,56 2
Настойчивость
9,12 3,38 3
Самообладание
6,08 2,44
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы. В таблице мы видим, что среднее значение всех характеристик находятся на среднем уровне проявления. Стоит обратить внимание на то, что отклонение для волевой саморегуляции составляет 4,56. Это может свидетельствовать о наличии в группе не только курсантов с хорошей волевой регуляцией, но и курсантов со слабой волевой регуляцией.
Для более подробного рассмотрения полученных результатов построим гистограмму (рисунок 1).


21 14 12.2 12 10 8
6 4
2 0
Волевая саморегуляция
Настойчивость
Самообладание
Рисунок 1. Наглядное оформление результатов эмпирического исследования уровней волевой саморегуляции
Вышеприведенные результаты показали, что курсанты 2 курса, набрали балл выше среднего по шкале «волевая саморегуляция». Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Субшкала «настойчивость» тоже набрала балл выше среднего и характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению
9.12 6.08

22 начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.
Субшкала «самообладание», как и две выше упомянутые показатели выше среднего, отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
Волю, способность к саморегуляции и самоограничению необходимо формировать с детских лет. Упражняясь с детства в преодолении трудностей, человек учится находить свой путь в жизни, стремится быть физически и психически здоровым, не остаться в полной зависимости от окружающей обстановки, которая может быть и весьма неблагоприятной. У каждого человека есть все возможности для развития и самовоспитания воли. И чем раньше начинается сознательный процесс воспитания ее, тем больших успехов человек может добиться. Мы, можем предположить, что способность к саморегуляции у курсантов начала развиваться своевременно, о чем свидетельствуют результаты проведенной методики.