Файл: Определение воли, ее характеристика и разработанность проблемы в психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
2.3. Способы развития воли.
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим становлением личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли проявляется у курсантов военных учреждений творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например художественными или музыкальными задатками, которые способны самостоятельно заниматься часами любимым делом. Постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятия музыкой и спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.
Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией.
Необходимым условием воспитания курсанта в образовательном учреждении и развития волевых качеств является формирование у него сознательной дисциплины. Она не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает способность регулировать и сопоставлять свои желания с условием реальной деятельности.
Поступление подростка в военное образовательное учреждение важный этап развития произвольного поведения воли. Волевое поведение курсанта развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которые предьявляет все более новые и сложные требования.
Она способствует развитию произвольности познавательных процессов произвольного восприятия ,произвольной памяти ,произвольного внимания и

24 прочее. В военном образовательном учреждении формируется умение курсанта управлять своим поведением : он должен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется.
Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований старших командиров, оно должно быть мотивированно самой учебной деятельностью.
Эта деятельность с самого начала должна приобрести для курсанта личностный смысл, быть для него интересной. Он должен понимать, зачем лично ему все это нужно.
Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради его эти препятствия нужно преодолевать - чтобы выполнить указания старшего начальника, его требование или чтобы решить интересную задачу
,научиться оперировать умными понятиями? Трудности которые неизбежны в учебной деятельности ,должны обернуться для курсантов лично значимой для них стороной. Преодолевая их он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не потому что меня заставляют.
Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию курсанта, командирам нужно набраться большого терпения, а главное испытывать желание.
Не менее важное физическое воспитание курсантов, а также ознакомление их с художественными ценностями.
При формировании воли важным моментом является эмоциональная поддержка волевых усилий формирующегося человека при решении им трудных задач, стремление к тому чтобы он получал удовольствие от сделанного.
Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании


25 человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический : волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и тому подобное могут иметь врожденную основу. Это не значит что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых из них, существенно зависящих от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма, и стандартных подходов в развитии. Нужно знать что на пути формирования волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями.
Поэтому от старших командиров требуется чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость.

26
Заключение
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Все успехи, совершенные на Земле, были результатом огромной воли их создателей, изобретателей, деятелей науки.
Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой остальные способности оставались бы пустым звуком.
Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Сила воли – это способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое человек преодолел на пути к поставленной цели, тем сильнее его воля. Воля возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать ее у ребенка надо уже с раннего возраста, когда при достаточном овладении моторикой рук и ног, ребенок учится выполнять требования взрослых на основе понимания их речи.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие этих процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как: а) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; б) приобретение человеком контроля над своим поведением;


27 в) выработка волевых качеств личности; г) сознательная постановка перед человеком все более трудной задачи и достижение более отдаленной цели, что требует значительных волевых усилий на протяжении долгого времени.
Воля человека проявляется в совокупности таких черт характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, выдержка, самообладание. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Волю необходимо развивать и совершенствовать. Через формирование положительных привычек семьи и общества можно ожидать, что ребенок, повзрослев, сам изберет жизнь здоровую и совершенную, сделает ее приятной и счастливой. Ни одна сложная проблема в жизни человека не может быть решена без участия его воли, без саморегуляции и свободного выбора. Саморегуляции, в отличие от спонтанной активности и деятельности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами, предполагает активность самого индивида, осознание собственных умений и возможностей, причин их возникновения и способов изменения в будущем. Для этого индивиду необходимо наличие мотивации, постановки цели, продумывание плана действий и выполнение поставленного им же решения.
Поскольку развитие воли у каждого человека проходит индивидуально, то возможности саморегуляции личности ее адекватное реагирование на различного рода внешние воздействия, вызывают все больший интерес исследователей на факультета военно политической работы Санкт-
Петербургского военного института войск национальной гвардии России.

28
Список использованных источников
1.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983, – 271 с.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – Т. 4. – М., 1983, – 225 с.
3.
Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во ИП РАН,
2003, – 318 с.
4.
Джемс У. Воля // Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
5.
Джейм У. Научные основы психологии. – Спб., 2002. – 363 с.
6.
Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., 2000. – 330 с.
7.
Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал – Т. 10 – 1989 – № 2.
8.
Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. – Вопросы психологии. – 2015 – №5 9.
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев,
2001. – 450 с.
10. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1999. – 383 с.
11. Левитов Н.Д. Общая психология. – М., 2006. – 485 с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001, – 622 с.
13. Платон. Диалоги. – М.: «Мысль», 2006. – 744 с.
14. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. –
М., 2007. – 238 с.
15. Ролло Мэй. Любовь и воля. Перевели О.О.Чистяков и А.П.Хомик. Rollo
May. Love and Will. N.Y.: W.W.Norton&Co., 2009. – М.: «Рефл-бук»
1997. – 384 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – СПб: Питер Ком,
2000. – 688 с.
17. Чеснокова П. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. –
342 с.


29 18. Экспериментальные исследования волевой активности. – Казань, 1986
(Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3 - 23).
19. Марчуков
А.А.
Взгляд на феномен воли.
– http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/fvoli.htm

30
Инструкция испытуемому.
Приложения
Приложение 1
Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Тест
1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
8. Я всегда «гну» свою линию.
9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
11. Я считаю себя терпеливым человеком.
12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

31 13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
17. Считаю себя решительным человеком.
18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
20. Испортить мне настроение не так-то просто.
21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
23. Переспорить меня трудно.
24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
25. Меня легко отвлечь от дел.
26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.


32
Приложение 2
Бланк для ответов
ФИО_
_ № Группы
Возраст
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30