Файл: Доронина О. В. Комплект контрольнооценочных средств по профессиональному модулю пм. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности основной профессиональной образовательной программы (опоп) по специальности спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Доронина О. В.


Комплект контрольно-оценочных средств

по профессиональному модулю

ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

основной профессиональной образовательной

программы (ОПОП) по специальности СПО

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

2017 г.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (повышенный уровень) и программы модуля.
Разработчик: преподаватель бухгалтерского учета Доронина О.В.

Общие положения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ) основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части овладения видом профессиональной деятельности (ВПД): Составление и использование бухгалтерской отчетности.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности составление и использование бухгалтерской отчетности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный).

Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен /не освоен».


  1. Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю.

Текущий контроль освоения студентами программного материала профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов) имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный контроль.

Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практике) с целью определения освоенных знаний и умений (базовых) в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин: Основы бухгалтерского учета, Аудит, Налоги и налогообложение, Статистика, Экономика организации, Менеджмент, Документационное обеспечение управления, Финансы, денежное обращение и кредит, а также выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов.


Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы профессионального модуля, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.

Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение и защита практических и лабораторных работ, выполнение отдельных разделов курсового проекта (работы), выполнение рефератов (докладов), подготовка презентаций, наблюдение за деятельностью обучающихся и т.д.) выбираются преподавателем, исходя из методической целесообразности, специфики профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практике).

Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов), имеющих логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Экзамен по междисциплинарному курсу проводиться по завершению освоения программы междисциплинарного курса. Учебная и производственная практика оценивается дифференцированным зачетом.

Экзамен (квалификационный) проводится в последнем семестре освоения программы профессионального модуля и представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является успешное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля – МДК и предусмотренных практик.

Уровнем подготовки студентов при проведении экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю является решение о готовности к выполнению профессиональной деятельности: «вид профессиональной деятельности освоен/не освоен».

К критериям оценки уровня подготовки студента относятся:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного программой профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практике);

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа полноты его содержания.



Дополнительным критерием оценки уровня подготовки студента является результат научно-исследовательской, проектной (курсовой) деятельности; промежуточная оценка портфолио студента.


Элемент модуля

Форма контроля и оценивания

Промежуточная аттестация

Рубежный контроль

МДК 04.01. Технология составления бухгалтерской отчетности.



Экзамен

Оценка выполнения материала практических занятий и их теоретическое обоснование.

МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности


Экзамен

Оценка выполнения материала практических занятий и их теоретическое обоснование.

Производственная практика

Дифференцированный зачет

Оценка выполнения заданий при прохождении производственной практики

ПМ (в целом)

Экзамен (квалификационный)





2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)
2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций
Таблица 2.1

Профессиональные и общие компетенции,


Показатели оценки результата

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

- демонстрация процедуры закрытия счетов, оформления Главной книги, составления оборотно-сальдовой ведомости согласно заданным условиям на основании регистров бухгалтерского учёта и в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ


ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

- формы бухгалтерской отчётности, составленные согласно заданным условиям в установленные сроки и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту


ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

  • налоговая декларация по ЕНВД и УСН, составленная согласно заданным условиям и в соответствии с НК РФ

  • расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на социальное страхование и обеспечение, составленный согласно заданным условиям и в соответствии с законодательством

  • форма статистической отчётности, составленная согласно заданным условиям в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учёте

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.


  • Анализ статей баланса на основании заданных условий и в соответствии с учётной политикой предприятия и ПБУ

  • Отчёт, составленный по результатам проведённого анализа информации об имуществе и финансовом положении организации согласно заданным условиям и Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учёте

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- обоснованность выбора вида, методов и приемов решения поставленной задачи;

- обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи;

- рациональное распределение времени на все этапы решения задачи

- совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа решения поставленной задачи.

ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- точность и правильность выбора применения рациональных методов и способов решения профессиональных задач в области приема, размещения и выписки гостей в стандартных и нестандартных ситуациях.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

- показать качественную результативность поиска и использования законодательных актов и нормативного материала для эффективного выполнения профессиональных задач.





2.2. Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.3 Приобретение в ходе освоения профессионального модуля практического опыта


Иметь практический опыт


Виды работ на учебной и/ или производственной практике и требования к их выполнению


1

2

составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

  1. Составление форм бухгалтерской отчетности: ф. 1 «Баланс», ф. 2 «Отчет о финансовых результатах», ф. 3 «Отчет об изменении капитала», ф. 4 «Отчет о движении денежных средств», ф.5 «Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» на основании бухгалтерских регистров, Главной книги и оборотно–сальдовой ведомости в соответствии с заданными условиями.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии или база социальных партнеров), в период прохождения производственной практики. Оформление дневника и отчета прохождения учебной и производственной практики, с приложением составленных форм бухгалтерской отчетности и экспертного заключения работодателя по составленным формам бухгалтерской отчетности (печать, подпись).

  1. Составление ф. П-3 «Сведения о финансовом состоянии отчетности», входящие в бухгалтерскую отчетность согласно заданным условиям и в соответствии с законодательством.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии или база социальных партнеров) в период прохождения производственной практики. Оформление дневника и отчета прохождения учебной и производственной практики, с приложением составленных форм бухгалтерской отчетности и экспертного заключения работодателя по составленным формам бухгалтерской отчетности (печать, подпись).

  1. Установление соответствия данных бухгалтерской отчетности налоговым декларациям и статистической отчетности в соответствии с заданными условиями.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения производственной практики (по профилю специальности). Оформление дневника и отчета о прохождении производственной практики, с приложением анализа о соответствии данных бухгалтерской отчетности, налоговой декларации и статистической отчетности. Экспертное заключение работодателя об установлении соответствия (подпись, печать).

  1. Выполнение сквозного задания по анализу финансового состояния предприятия в соответствии с заданными условиями

  2. Проведение анализа структуры разделов баланса по данным конкретного предприятия

  3. Проведение анализа состава и структуры активов по данным конкретного предприятия. Горизонтальный и вертикальный анализ изменений статей актива баланса конкретного предприятия

Требования к их выполнению (4,5,6): выполнение видов работ в период прохождения производственной практики (место проведения база социальных партнеров). Оформление дневника и отчета о прохождении производственной практики. В отчете дать оценку имущественного положения предприятия, платежеспособности организации (место проведения практики); расчет коэффициентов ликвидности по финансовым показателям конкретного предприятия; оценку финансовой устойчивости; расчет коэффициентов финансовой устойчивости по финансовым показателям конкретного предприятия; оценку деловой активности; расчет коэффициентов оборачиваемости по финансовым показателям конкретного предприятия. Экспертное заключение работодателя по выполнению сквозного задания.

  1. Проведение анализа дебиторской и кредиторской задолженности по данным конкретного предприятия

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения производственной практики. В отчете дать оценку состояния дебиторской и кредиторской задолженности по срокам их погашения, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности и анализ резервов по сомнительным долгам. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

  1. Непосредственное участие в оформлении журналов – ордеров и отражение в них составленных хозяйственных операций за 1-2 квартал.

  2. Непосредственное участие составление Главной книги и оборотно- сальдовой ведомости на основании регистров бухгалтерского учета.

  3. Непосредственное участие составлении квартальной бухгалтерской отчетности на основании бухгалтерских регистров: журналов – ордеров, Главной книги, оборотно- сальдовой ведомости.

Требования к их выполнению (8,9,10): выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии колледжа и база социальных партнеров). В приложение к отчету о прохождении практики включить формы учетных регистров. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

  • Принятие участия в составлении сличительных ведомостей по результатам годовой инвентаризации имущества и финансовых результатов и принятыми решениями руководителем предприятия и отраженными результатами в бухгалтерском учете.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии и база социальных партнеров). Оформление сличительных ведомостей по результатам инвентаризации, составление корреспонденции. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

  • Принятие участия в составлении корректировочных записей по закрытию затратных счетов после исчисления фактической себестоимости, доведения плановой себестоимости до фактической.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии и база социальных партнеров). Оформление бухгалтерских справок, журналов-ордеров, Главной книги, оборотно-сальдовой ведомости. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

  • Принятие участия в составлении налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, 3 НДФЛ, на имущество, транспортному налогу, земельному налогу, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам во внебюджетные фонды. или налоговых деклараций по особым режимам налогообложения:

ЕНВД, УСН.

  • Принятие участия в проведении расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды в установленные законодательством сроки

  • Принятие участия в составлении формы статистической отчетности, входящей в бухгалтерскую отчетность в установленные законодательством сроки (Ф. П-3 «Сведения о финансовом состоянии отчетности» - величину прибыли, дебиторскую задолженность, оборотные активы или Ф.МП-сп «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»)

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии и база социальных партнеров). Оформление налоговых деклараций. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

  • Принятие участия в проведении счетной проверки бухгалтерской отчетности

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения производственной практики (место проведения лаборатория учебной бухгалтерии и база социальных партнеров). Составление заключительного акта проверки бухгалтерской отчетности, составление пояснительной записки. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

тематического анализа хозяйственной деятельности предприятия;

  • Принятие участия в проведении тематического анализа деятельности конкретного предприятия

  • Принятие участия в проведении анализа финансового состояния конкретного предприятия и его финансовой устойчивости

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики. Составление рабочих таблиц по анализу и отчета. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.

анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

  • Коэффициентная оценка финансового состояния по данным баланса конкретного предприятия

  • Оценка платежеспособности организации, расчет коэффициентов ликвидности по финансовым показателям конкретного предприятия

  • Оценка финансовой устойчивости. Расчет коэффициентов финансовой устойчивости по финансовым показателям конкретного предприятия

  • Оценка деловой активности. Расчет коэффициентов оборачиваемости по финансовым показателям конкретного предприятия

  • Принятие участия в анализе информации о финансовом положении конкретной организации, ее платежеспособности и доходности.

Требования к их выполнению: выполнение видов работ в период прохождения учебной и производственной практики. Составление рабочих таблиц по анализу и отчета. Экспертное заключение работодателя по выполнению задания.



2.4 Освоение умений и усвоение знаний


Освоенные умения, усвоенные знания

Показатели оценки результата

1

2

Освоенные умения




отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации

Счета бухгалтерского учета заполненные с отражением нарастающего итога имущественного и финансового положения организации

определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период

Результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Корректировочные записи, составленные в соответствии с нормативными документами.

Последовательное выполнение процедуры закрытия счетов 90 «Продажи», 91«Прочие доходы и расходы», счета 99 «Прибыли и убытки».

Прибыль или списание убытка на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», распределенные в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета.

закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

Закрытие учетных бухгалтерских регистров в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» с оформлением корректировочных записей по результатам закрытия затратных счетов.

Составление бухгалтерских проводок по закрытию счетов.

устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов

осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах

Последовательное выполнение процедуры установления идентичности показателей в бухгалтерских регистрах и отчетности путем сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам с данными форм бухгалтерской отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности, заполненные с целью перерегистрации организаций в государственных органах.

обрабатывать экономическую информацию в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия различными способами

Выбор способа обработки экономической информации в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия;

Обоснование выбранного способа обработки экономической информации в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия;

Определение показателей и анализ динамики и состава прибыли;

Расчёт показателей и анализ влияния факторов на изменение прибыли от реализации конкретного вида продукции и в целом по предприятию;

Расчёт показателей и анализ влияния факторов на изменение уровня рентабельности. Определение резервов роста прибыли и рентабельности;

Расчёт показателей и анализ влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли

измерять и анализировать влияние факторов на результаты хозяйственной деятельности различными способами

Выбор способа измерения и анализа влияние факторов на результаты хозяйственной деятельности.

Обоснование выбранного способа.

Измерение влияния факторов на результаты в анализе финансово-хозяйственной деятельности с применением выбранного способа.

Определение величины хозяйственных резервов в анализе финансово-хозяйственной деятельности с применением выбранного способа.

определять величину хозяйственных резервов

Выбор и обоснование методики определения величины хозяйственных резервов;

Определение величины хозяйственных резервов в соответствии с выбранной методикой.

анализировать хозяйственную деятельность предприятия по принятой методике

Выбор и обоснование методики анализа хозяйственной деятельности предприятия;

Анализ хозяйственной деятельности предприятия согласно выбранной методике;

Расчёт и анализ показателей динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции;

Расчёт влияния факторов на изменение объемов производства продукции, подсчёт резервов увеличения объемов производства.

Расчёт влияния факторов на изменение объемов реализации продукции, подсчёт резервов увеличения объемов реализации.

Расчёт влияния факторов на изменение фондорентабельности и фондоотдачи. Определение резервов увеличения фондоотдачи и фондорентабельности;

Расчёт и анализ показателей эффективности использования основных средств;

Расчёт и анализ показателей обеспеченности предприятия и эффективности использования материальных ресурсов

рассчитывать и анализировать показатели, характеризующие финансовое состояние организации и давать оценку имущественного положения, финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности организации

Усвоенные знания




определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации; механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок составления шахматной таблицы и оборотно - сальдовой ведомости

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

требования к бухгалтерской отчетности организации

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

состав и содержание форм бухгалтерской отчетности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

сроки представления бухгалтерской отчетности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методы финансового анализа

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

виды и приемы финансового анализа

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа бухгалтерского баланса

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок определения результатов, общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа показателей финансовой устойчивости

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа отчета о прибыли и убытках

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

принципы и методы общей оценки деловой активности организации

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

технологию расчета и анализа финансового цикла

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

процедуры анализа влияния факторов на прибыль

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

научные основы экономического анализа и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методику факторного анализа

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

способы измерения влияния факторов в анализе хозяйственной деятельности

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методику определения величины резервов

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК

методику комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Показатель оценивается в рамках экзамена по МДК