Файл: Лекция Современное состояние организации производства подвижного состава и его ремонта в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37
Технологическую специализацию производства имеют механические, ли- тейные, кузнечные, сварочные, гальванические и т. п. цехи и участки.
Одним из основных показателей, характеризующих технологический процесс предприятия, является уровень специализации – К
общ
, – который опре- деляется как сумма коэффициентов специализации:
К
пр
– по предметному признаку; К
тех
– по технологическому признаку;
К
под
– подетальной специализации. Названные коэффициенты специализации определяются отношением объема выпускаемой продукции, соответствующей специализации к общей товарной продукции предприятия или цехи. Расчет ко- эффициентов специализации можно производить по стоимости, трудоемкости или по натуральному объему выпуска продукции.
Признаками высокого уровня специализации производства являются боль- шое число самостоятельных звеньев производственного процесса, высокий уро- вень разделения труда на производственных участках; сосредоточение на пред- приятии производства однородной или сходной по технологии выпускаемой про- дукции.
Однако специализация должна рассматриваться с точки зрения экономи- ческой целесообразности при достижении высших целей предприятия. При со- здании специализированного производства по ремонту подвижного состава необходимо учитывать рациональное размещение предприятий на сети дорог и сокращение чрезмерно дальних пробегов локомотивов и вагонов в ремонт.
Основой расчета экономии от специализации является сравнение затрат на еди- ницу продукции в условиях специализированного и неспециализированного производства, кроме того, необходимо учитывать срок окупаемости капиталь- ных вложений для проведения специализации. Специализация порождает ко- оперирование, а широкое развитие кооперирования создает условия для более глубокой специализации предприятий.
Кооперирование производства – это форма длительных производствен- ных связей между предприятиями, цехами, участками на базе разделения труда при совместном изготовлении или ремонте определенной продукции. Коопери- рование в ремонтном производстве имеет ряд преимуществ, которые заключа- ются в ликвидации маломощных цехов и участков, организации массового или крупносерийного производства деталей и запасных частей подвижного состава.
В процессе кооперирования обеспечивается взаимозаменяемость ремонтируе- мых деталей, обеспечивается возможность выбора предприятия, с которым экономически выгодно вести кооперативные связи в условиях рыночных отно- шений. Экономическую эффективность кооперирования производства опреде- ляют следующие факторы: стоимость изготовления деталей или запасных ча- стей силами самого предприятия; стоимость деталей и запасных частей постав- ляемых по кооперации; транспортные издержки на перевозку деталей и запас- ных частей по кооперации
Комбинирование производства, одна из прогрессивных форм организа- ции производства, основанная на соединении в одном предприятии технологи- чески связанных друг с другом производств, последовательно обрабатывающих


38 или комплексно использующих исходное сырье, производств, отходы и побоч- ные продукты. Целью комбинирования производства является наиболее рацио- нальное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффек- тивности производства.
Вопросы для самоконтроля
1. Что значит управлять производством, заниматься его организацией.
2. Перечислите направления, в которых группируются научные школы по теории организации производства, и дайте их характеристику.
3. Назовите основные этапы истории и развития локомотиво- вагоностроения, ремонтного производства подвижного состава в России.
4. Назовите основные задачи и этапы структурных преобразований ло- комотивного и вагонного комплексов в процессе реформирования железнодо- рожного транспорта России.
5. Назовите функциональные задачи инфраструктурной части локомо- тивного и вагонного хозяйств ОАО «РЖД».
6. Назовите функциональные задачи ремонтной части локомотивного и вагонного комплекса железнодорожного транспорта.
7. Дайте краткую характеристику организаций, являющихся основными потребителями продукции и услуг локомотиво-и вагоноремонтного производ- ства.
8. Основные проблемы в локомотиворемонтном производстве.
9. Основные проблемы в вагоноремонтном производстве.
10. Проблемы перевода подвижного состава на подшипники кассетного типа.
11. Раскройте содержание термина «организационно-правовая форма предприятия, как хозяйствующего субъекта».
12. Субъекты предпринимательской деятельности в России.
13. Признаки организации, для признания её юридическим лицом.
14. Уставный капитал акционерного общества, его назначение, минималь- ный размер.
15. Классификация типов машиностроительного производства.
16. Коэффициент закрепления операций на машиностроительном произ- водстве, параметры для его определения.
17. Основные характеристики единичного, серийного и массового произ- водства.
Основные признаки отнесения предприятий к машиностроительному производству.
18. Дайте определение терминов «производственная структура», «произ- водственный участок», «цех», «рабочее место» по ГОСТ 14.004-83 «Технологи- ческая подготовка производства. Термины и определения основных понятий».
19. Факторы, определяющие производственную структуру локомотиворе- монтного предприятия

39 20. Отличительные особенности производственных структур локомотиво- ремонтных и вагоноремонтных предприятий.
21. Что определяет и устанавливает производственная структура ремонт- ного предприятия.
22. Что учитывается при формировании производственной структуры ре- монтного предприятия.
23. Как уровень специализации и кооперирования производства влияет на производственную структуру предприятия.
24. Факторы, от которых зависит число участков в основных цехих ре- монтного завода.
25. Направления совершенствования производственной структуры локо- мотиворемонтных и вагоноремонтных предприятий.
26. Направления совершенствования производственной структуры локо- мотиворемонтных и вагоноремонтных предприятий.
27. Особенности концентрации производства, как одной из эффективных форм организации производства на предприятиях по ремонту подвижного со- става.
28. Специализация, как одна из эффективных форм организации машино- строительного производства. Виды специализации производства на предприя- тиях по ремонту подвижного состава.
29. Особенности кооперирования производства на предприятиях по ре- монту подвижного состава.
Использованные источники
1 Кармацкий В. Ф. Организация производства : конспект лекций / В. Ф.
Кармацкий. – Екатеринбург : УрГУПС, 2017. – 179, [1] с.
2 Меланин В. М. Организация, планирование и управление на вагоно- ремонтных предприятиях: учебник для студентов вузов ж.-д. транспорта.
Москва : Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008 –
С. 3–15 3 Собенин Л. А., Зайцев А. А., Чмыхов Б. А. Организация, планирова- ние и управление локомотиворемонтным производством: учебное пособие для студентов вузов ж.-д. трансп. Москва: Маршрут, 2006 – С. 8–17 4
Мескон, М. Х.
Основы менеджмента [Текст] : Пер. с англ. /
М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва : Дело, 1992. – С. 61–86 5 Саакян Ю. З. Грузовое вагоностроение в «Стратегии развития транс- портного машиностроения до 2030 года». Состояние и перспективы. http://www.mashportal.ru/Portals/0/article/25_06_2014_saakyan_freigthcar_perspect ives.pdf
6 История железнодорожного транспорта России. Глава 16. Подвижной состав железных дорог.– http://wiki.nashtransport.ru/wiki/


40 7
Гапанович В. А. Перспективы развития инновационного вагонострое- ния / В. А. Гапанович, С. В. Калетин // Железнодорожный транспорт. – 2020. –
N 7. – С. 58–62 : ил.
8
Богинский С. А. Полное сервисное обслуживание локомотивов соб- ственности ОАО «РЖД» / С. А. Богинский // Локомотив : Массовый производ- ственный журнал. - 2020. - N 8. - С. 2-4 9 Победителем аукциона по продаже ВРК-2 стала Новая вагоноремонтная компания
/ https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/pobeditelem- auktsiona-po-prodazhe-vrk-2-stala-novaya-vagonoremontnaya-kompaniya/
10 Смольянинов А. В. Анализ текущего состояния, проблемы и перспективы вагоноремонтного производства в Уральском федеральном округе / А. В.
Смольянинов, В. Ф. Кармацкий, А. А. Соломенников // Инновационный транспорт. – 2020. – № 4. – С. 37–43.