Файл: Лекция Современное состояние организации производства подвижного состава и его ремонта в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Отличительным в производственной структуре ремонтных заводов и ре- монтных депо является то, что заводы имеют деление на цехи, представляющие совокупность производственных участков. Депо имеют бесцеховую структуру и делятся непосредственно на производственные участки. Производственная структура во многом определяется специализацией предприятия по видам ре- монта – заводской, деповской, средний, капитальный или капитально- восстановительный ремонты. Различия в конструктивном исполнении подвиж- ного состава определяют специализацию ремонтного предприятия, а соответ- ственно его производственную структуру. К примеру, предприятия по ремонту пассажирских вагонов имеют участки (цехи) по ремонту внутреннего и энерго- борудования. Аналогичные различия можем найти в производственной струк- туре заводов по ремонту электровозов (пассажирских и грузовых) и тепловозов или МВПС.
Требования, которым должна удовлетворять производственная структура ремонтного предприятия:
1. Максимальная специализация цехов и участков.
2. Отсутствие дублирующих и чрезмерно мелких подразделений.
3. Обеспечение прямоточности производства на основе рационального размещения взаимосвязанных подразделений в пространстве.
4. Возможность расширения предприятия без существенных нарушений текущего хода производства.
Объем выпуска продукции и трудоемкость ее ремонта или изготовления влияют на размеры цехов, участков, их число и специализацию. Небольшие объемы выпуска изделий не позволяют в ряде случаев выделять отдельные ви- ды технологических процессов в самостоятельные цехи или производственные участки.
Формы специализации и уровень кооперирования в существенной мере определяют сложность производственной структуры предприятия. Чем выше уровень специализации и кооперирования производства, тем более ограничена номенклатура продукции, однороднее технология производства и проще произ- водственная структура предприятия.
Существенно влияют на число и размеры цехов и участков нормы управ- ляемости производственных подразделений, определяемые числом занятых ра- ботников.
В зависимости от указанных факторов могут быть классифицированы предприятия с полным технологическим циклом, механосборочного и сбороч- ного типов, специализированные на производстве определенных сборочных единиц и деталей или по технологической однородности работ. Большинство заводов по ремонту ТПС и вагонов являются предприятиями с полным техно- логическим циклом.
Локомотивные и вагонные ремонтные депо являются предприятиями ме- ханосборочного или сборочного типов.
Вагоноколесные мастерские или литейно-механические заводы являются предприятиями с технологической однородностью работ.
33
В состав локомотиворемонтного или вагоноремонтного заводов (далее –
ЛВРЗ, ВРЗ) входит большое количество разнообразных цехов, служб, хозяйств, которые можно объединить в три самостоятельные группы: основные, вспомо- гательные и общезаводские.
В состав основных цехов (производственных участков) входят подразде- ления, в которых изготавливается законченная продукция, имеющая потреби- тельскую стоимость и реализуемая как для нужд своего предприятия, так и вне данного предприятия.
Число цехов основного производства обычно не превышает шести-семи, что позволяет обеспечить оптимальное управление производством и выстроить оптимальную организационную структуру управления. Под организационной структурой управления предприятием будем понимать схему взаимосвязей и подчиненности руководителей предприятия и подразделений на всех уровнях управления (заместитель директора по производству, начальник производ- ственно-диспетчерского отдела, начальник цехи, мастер участка и т. д.). По установившейся практике на машиностроительных и ремонтных предприятиях одному руководителю подчиненно не более пяти – восьми руководителей низо- вых структурных подразделений.
В состав основных цехов завода по ремонту ТПС входят цехи: тепловоз- ный, дизельный, тележечный, колесный, электроаппаратный, тяговых генера- торов, тяговых двигателей или гидравлических передач.
К заготовительным цехам заводов по ремонту подвижного состава отно- сятся: кузнечный, рессорно-пружинный, чугунолитейный, сталелитейный, цех цветного литья. В состав обрабатывающих цехов завода входят колесотокар- ный, механический, деревообрабатывающий, гальвано-термический и т. п.
Вспомогательные цехи ремонтного завода имеют в своем составе: энерге- тическое хозяйство, инструментальное хозяйство, инструментальный, транс- портный, ремонтно-механический, ремонтно-строительный, ремонта заводско- го электрооборудования и другие цехи или участки. Энергетическое хозяйство объединяет котельные, компрессорные станции, центрально- распределительные электроподстанции, трансформаторные подстанции, кисло- родную и ацетиленовую станции. В транспортное хозяйство входят депо ма- невровых локомотивов, гараж автотранспорта, вагонные парки, ж.-д. пути предприятия, грузовые и другие безрельсовые дороги для межцехового и цехо- вого транспорта, вагонные весы. К складному хозяйству относится главный ма- териальный склад, склады металла, пиломатериалов, топлива, огнеопасных и смазочных материалов. В состав санитарно-технических устройств предприя- тия входят: насосные станции, сети водоснабжения и канализации, системы отопления и вентиляции цехов. К общезаводскому хозяйству относятся: завод- ская лаборатория, столовая, амбулатория, медпункты и др. На предприятиях могут создаваться и другие цехи, например для переработки отходов основного производства.
Основное и вспомогательное производства ремонтного предприятия, с точки зрения административного управления, могут быть построены по бес-
34 цеховой и цеховой структуре. При бесцеховой структуре все отдельные произ- водственные участки возглавляет мастер, который подчинен непосредственно руководителям предприятия. Бесцеховая структура управления рекомендуется для предприятий с числом работающих до 500 человек.
При цеховой структуре отдельные производственные участки объедине- ны в самостоятельные административные единицы – цехи, возглавляемые начальниками цехов. Число участков цехи зависит от объема выпуска и специ- ализации производства, сложности выполняемой работы, состава оборудова- ния, квалификации рабочих и т. д. Непосредственно начальнику цехи подчине- но, как правило, не более шести-семи участков. Состав участков цехи, порядок и формы их кооперирования образуют производственную структуру цехи. Кри- терием создания участков служит численность персонала – 25±10 человек (в за- висимости от специфики производственного процесса).
Предметные участки часто имеют замкнутый цикл (например, на пред- метно-замкнутом участке механической обработки производят термическую обработку, сварку, окраску и т. д.). При этом мастер полностью отвечает за весь цикл изготовления или ремонта изделия. Возможности предметной специали- зации существенно уменьшаются с увеличением коэффициента закрепления операций (особенно при Кзо > 10). Предметная специализация в чистом виде внедряется редко.
На участке, организованном по технологическому принципу, выполняют- ся однородные работы (механические, сварочно-наплавочные, кузнечные и т. п.) и через одно и то же оборудование проходят различные детали, обрабатыва- емые по одной технологии. При технологической (стадийной) специализации цехи и участки выполняют однородные операции над различными заготовками и деталями, входящими во все виды выпускаемой продукции (например, ли- тейные, кузнечные, гальванические, термические и другие цехи и участки).
Возможно также совмещенное использование обоих рассмотренных принципов специализации цехов и производственных участков.
Направления совершенствования производственной структуры цехов и производственных участков локомотиворемонтных и вагоноремонтных пред- приятий:
– укрупнение цехов, позволяющее внедрять прогрессивную технику и более производительно ее использовать;
– организация работы цехов и производственных участков по предметно- замкнутому принципу (ремонт или изготовление деталей одного наименова- ния);
– устранение диспропорций между основными и вспомогательными це- хами и хозяйствами;
– внедрение бесцеховой структуры управления (улучшение оперативно- сти руководства).
Основные факторы развития производственных структур предприятий:
оптимизация числа и размеров производственных подразделений пред- приятия;
35
обеспечение рационального соотношения между основными и вспо- могательными подразделениями;
достижение конструктивной и технологической однородности вы- пускаемой продукции;
рациональная планировка всех подразделений на территории пред- приятия;
повышение уровня механизации и автоматизации производства;
обеспечение соответствия компонентов производственной структуры предприятия принципу пропорциональности по производственной мощности, прогрессивности технологических процессов, уровню механизации и автомати- зации, квалификации кадров и других параметров; обеспечение соответствия структуры принципу прямоточности технологических процессов с целью со- кращения пути и времени перемещения предметов труда;
обеспечение соответствия уровня качества процессов в перерабаты- вающей системе (производственной структуре предприятия) уровню качества
«входа» системы с целью получения высокого качества «выхода»;
сокращение нормативного срока службы основных производственных фондов предприятия (ОПФ);
соблюдение графиков регламентированного ремонта ОПФ предприя- тия, сокращение продолжительности проводимых ремонтов и повышение их качества, своевременное обновление фондов;
регулярное изучение достижений в области проектирования и развития производственных структур с целью обеспечения адаптивности структуры предприятий к новым достижениям в этой области и к новой продукции.
4. Концентрация, специализация и кооперирование предприятий по ремонту подвижного состава
В числе основных принципов и форм эффективной организации произ- водства названы концентрация, специализация, кооперирование и комбиниро- вание.
1 2 3 4 5
Концентрация производства на ремонтных предприятиях выражается в увеличении выпуска продукции на основе повышения производственной мощности его цехов (участков) в результате их реконструкции, укрупнения, увеличения объемов ремонта или единичной мощности оборудования, числа внедренных поточных линий, численности работающих, а также комбинирова- ния взаимосвязанных производств на одном предприятии. Примером концен- трации вагоноремонтного производства может служить создание трех крупных вагоноремонтных компаний в форме открытых акционерных обществ – дочер- них обществ ОАО «РЖД». После оптимизации структуры Центральной дирек- ции по ремонту грузовых вагонов, продажи и реорганизации маломощных де- по, имущество более 100 вагонных ремонтных депо было внесено в уставные капиталы ОАО «ВРК-1», «ВРК-2», «ВРК-3» и выведено из состава ОАО «РЖД»
36 в самостоятельный вагоноремонтный бизнес. Вагоноремонтные заводы также прошли процесс концентрации производства и вошли в состав крупных маши- ностроительных холдингов, таких как «Трансмашхолдинг», «Вагонреммаш».
Аналогичные процессы реформирования и концентрации производства произошли и в локомотивном ремонтном комплексе.
Специализация и кооперирование производства – наиболее прогрессив- ные и экономически целесообразные формы его организации, основанные на разделении труда. Специализация – это процесс увеличения числа самосто- ятельных звеньев производственного процесса на основе разделения труда, при котором происходит формирование новых отраслей, новых предприятий, видов и подвидов производств и новых рабочих мест. Специализированное предприятие характеризуется однородностью технологии и специализацией оборудования. Сокращение номенклатуры выпускаемой продукции на пред- приятии нередко является внешним выражением повышения уровня специали- зации предприятия. Специализация способствует повышению производитель- ности труда, снижению себестоимости и бесконечна по своему существу, как и развитие техники. Большое значение для совершенствования производства имеет внутризаводская специализация, т.е. специализация отдельных звеньев предприятия – цехов, участков, отделений, рабочих мест. В современных усло- виях развития производства различают три основных формы специализации промышленных предприятий: предметную, подетальную и технологическую.
Предметная специализация предусматривает специализацию предприя- тия по выпуску однородной законченной изготовлением продукции. Совершен- ствование предметной специализации на каждом предприятии предполагает выпуск изделий максимально возможных типов или номенклатуры.
Подетальная специализация означает расчленение процесса производ- ства или ремонта определенных изделий на ряд частичных процессов и переход к самостоятельному обособленному производству отдельных деталей и узлов
(пружины, колесные пары, подшипники). При современном уровне техники и технологии наиболее выгодна подетальная специализация, так как она связа- на с массовым выпуском ограниченной номенклатуры изделий. Это позволяет широко использовать специальное высокопроизводительное оборудование и применять передовую технологию.
Технологическая специализация – это выделение в самостоятельное про- изводство отдельных стадий или операций технологического процесса (литей- ные, ковочные, штамповочные).
Производственная структура ремонтного предприятия предусматривает наличие цехов и участков с различной специализацией производства.
Предметную специализацию имеют сборочно-разборочные локомотиво и вагоноремонтные цехи, участки.
Подетальную специализацию имеют колесные мастерские, цехи по ре- монту ходовых частей вагонов и локомотивов, автоконтрольные пункты, участ- ки электромашинные, редукторные и т.п.