Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.rtf
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неудивительно, что эвфемизмы, как и все остальное в языке находятся в непрерывном развитии. Между жизнью языка и человека постоянно находится тесная взаимосвязь. Поскольку именно человек определяет место, где должен существовать каждый конкретный эвфемизм. Грубое, оскорбительное, непристойное - вот места обитания эвфемизмов. Но все эти понятия субъективно определяются только человеком. Поэтому эвфемизм можно считать понятием не столько языковым, сколько культурным.
В нашей работе эвфемизмы рассматриваются как слова или выражения, которые служат для замены обозначений, представляющихся говорящему нежелательными, недостаточно вежливыми, неприличными или оскорбительными. Эвфемия, по нашему мнению, является совокупностью языковых и речевых эвфемистических средств. Процесс создания и насыщения ими речи и использования называется эвфемизацией.
Универсальными для эвфемизации являются моменты в которых:
) обозначается негативный смысл;
)присутствует семантическая неопределенность эвфемизма, позволяющая уменьшить, сгладить негативный смысл;
) улучшается смысл в сравнении с заменяемым словом или выражением;
) просматривается формальный характер улучшения смысла, благодаря чему адресат может понять, о чем говорящий ведет речь.
Варьирование моральных устоев на разных исторических этапах способствует как отмиранию некоторых реалий и дальнейшему устареванию и архаизации эвфемизмов, так и появлению новых явлений негативного характера, которые служат причиной возникновения новых эвфемизмов. Архаизация и появление новых эвфемизмов дают возможность сделать предположение о существовании постоянных и новых сфер эвфемизации. Тем самым, подтверждая тот факт, что эвфемизмы могут служить показателем определенных стереотипов, которые существуют в данном обществе в данный период время.
Многие исследователи-лингвисты принимают к сведению тот факт, что эвфемизмы являются выражениями, а если быть точнее, то скорее разрешенные нормами речевого поведения, которые используются вместо запрещенных, табуированных выражений. С точки зрения прагматики, под эвфемизацией понимается стратегия затушевывания нежелательной информации, которая позволяет сделать менее очевидными неприятные факты.
Принимая во внимание особенности выражения коммуникантов, П. Браун и С. Левинсон различают положительную вежливость, которая связанна с языковым выражением солидарности, а также включением собеседника и других лиц в одну группу с говорящим) и отрицательную, которая зависит от иерархических отношений в обществе и социальной дистанции и связанна с самоограничениями говорящих, стремлением избежать конфликтов).
Проведя анализ взаимодействия вежливости и эвфемии, мы можем заключить вывод, что принцип вежливости являет собой особую стратегию речевого поведения, одним из тактических приемов которой является эвфемизация: необходимость соблюдать вежливость подталкивает к использованию эвфемизмов, характер которых, как и характер вежливости полностью зависит от коммуникативного контекста.
2. Функциональные особенности эвфеминизмов в современном английском языке
2.1 Развитие эвфемизмов в разговорном жанре
В современной речи мы отчетливо наблюдаем проявление двух противоположных тенденций: первая тенденция заключается в огрублении речи, но и в этот же момент вторая тенденция заключается в эвфемизации этой самой речи. На лексическом уровне огрубление речи выражается в большем использовании вульгаризмов и грубых просторечных и жаргонных слов и выражений.
Принятием свободы слова на рубеже 80-90-х годов ознаменовалось снятием запрета на использование находящейся за пределами литературного языка лексики, как в художественных текстах, так и в различных жанрах обиходно-бытовой и публичной речи, включая речи рассчитанные на массового адресата: оскорбительные, а точнее даже матерные слова часто используются в современных кинофильмах, телевизионных передачах, газетных и журнальных публикациях.
В основном, в наши дни крайне высок уровень агрессивности в речевом поведении людей, начиная с бытовых разговоров соседей по дому и перепалок в магазинах и заканчивая митингами на площадях и дебатами в парламенте, где звучащей речи свойственны такие черты, как жесткость в оценке поведения собеседников, предельно негативная экспрессивность при обсуждении того, с чем не согласен говорящий. В некоторой степени противоположным процессу огрублении речи по своему характеру, целям и результатам является эвфемизация, процесс которой, также весьма характерен для современного состояния речи. Некоторые исследователи даже говорят о «синдроме эвфемии».
Анализ, того, что представляет собой процесс эвфемизации было бы уместно начать с определения самого понятия «эвфемизм». В энциклопедии «Русский язык» эвфемизму дается следующее определение: в переводе с греческого euphemia означает воздержание от ненадлежащих слов. Сглаженное выражение интерпретируется как слово или выражение, которое в определенных условиях служит для замены обозначений, являющимися говорящему неприличными, недостаточно вежливыми: Например, задерживается вместо опаздывает, поправился вместо потолстел…
По своей природе язык является социальным и не смог бы функционировать и развиваться ни в одном из своих проявлений без связи с жизнью. Предназначением языка является служение средством общения между людьми, а значит оно имеет ярко выраженный социальный характер. Таким образом, мы можем утверждать, что общественные функции языка активно воздействуют на его структуру, во многом предопределяя направление его развития.
Проблематика «язык» и «общество» включает в себя ряд вопросов. Главным из них является вопрос взаимоотношений литературной разговорной речи с ее антиподом - нелитературной речью, социально-профессионального варьирования и функционально-стилистической дифференциации словарного состава в разных коммуникативных сферах.
Нестандартные элементы литературного языка несут в себе определенный коммуникативный статус и языковую ценность, в первую очередь как общепринятые экспрессивные средства стилистически сниженной речи, отображающие функционально-стилистическое варьирование словарного состава литературного языка. Им свойственны все основные признаки разговорности:
· отображение психологии среднего носителя языка и ситуаций повседневной жизни;
· спонтанный характер выражения;
· эмоциональность;
· конкретность;
· образность;
· фамильярность.
Оценка говорящим того или иного предмета речи с точки зрения приличия -неприличия, грубости-вежливости, как правило, ориентируется на определенные темы и сферы деятельности людей или отношений между ними. Обычно выделяют такие темы и сферы:
· определенные физиологические процессы и состояния: она ждет ребенка;
· отношения между полами, например: пребывание в близких, интимных отношениях;
· болезнь или смерть: недомогать, плохо себя чувствовать (вместо болеть, хворать); она совсем плохая (о безнадежной больной); кончина (вместо смерть); летальный исход - как медицинский эвфемизм, заменяющий слово смерть; стоит отметить, что темы смерти и похорон вербализуются почти исключительно с помощью эвфемизмов;
· возраст, внешность, интеллект, психическое состояние, свойства характера, поступки человека, если прямое обозначение этих характеристик, по мнению говорящего, может расцениваться как не вполне тактичное: она не первой молодости; его трудно назвать красавцем; он не вполне нормальный (ср.: сумасшедший, псих); ум не относится к числу его достоинств; говорить неправду (вместо врать, лгать) и т.д.
Напряженные отношения между некоторыми нациями и национальностями повлекли за собой создание описательных обороты для обозначения представителей различных народов Кавказа и Средней Азии: лица армянской национальности (вместо армяне) и даже лица кавказской национальности (хотя такой национальности, как кавказец, не существует).
Основной целью, преследуемой говорящим при использовании эвфемизмов в социальных, межличностных и даже межнациональных отношениях является стремление избежать конфликтов, а это значит ни коем образом не создавать у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта.
.2 Эвфемизмы в публичных выступлениях Джорджа Карлина
Джордж Карлин был далеко не первым знаменитым американским стэндапером, но его однозначно можно назвать одним из самых популярных и влиятельных комиков всех времен. Ему удалось сделать нечто уникальное - оставаться актуальным многие годы, объединяя несколько поколений комиков, и менять как сам жанр, так и то, как его воспринимает публика и даже правительство.
Карьера юмориста началась для Карлина в шестидесятых, когда ему было 23. Он создал комедийный дуэт со своим коллегой-диджеем Джеком Бернсом, и после нескольких удачных выступлений в кафе, они отправились завоевывать Голливуд. Дуэт с Бернсом продержался всего два года, после чего комики полюбовно разошлись, решив строить индивидуальную карьеру.
Сейчас образ Карлина прочно связан с критикой всего и вся: религии, государства, тупости и ханжества, но в начале карьеры Джордж был типичным комиком своего времени - никакой критики, никаких запретных тем. На сцене и на экране телевизоров он появлялся гладко выбритым, в пиджаке и с короткой стрижкой.
К концу десятилетия Карлин уже мог позволить себе купить частный самолет, но, несмотря на это, он решил резко сменить имидж и подход к комедии. Он знал, что резкая метаморфоза уменьшит его доход в десять раз, но рискнул и оказался прав - эти изменения через некоторое время вывели его карьеру на абсолютно новый уровень.
Карлин стал выступать в маленьких клубах, пытаясь дистанцироваться от мейнстрима. Чтобы сыскать внимание молодого поколения, он отпустил бороду и отрастил длинные волосы, образ хиппи завершили серьги, клешеные джинсы и футболка. Сейчас это кажется мелочью, это же не платье из мяса, но в те времена на экране телевизора появляться в таком виде никто не осмеливался.
Но главные изменения, конечно, носили далеко не косметический характер, Карлин переродился в того злого и бескомпромиссного критика, высмеивающего все нелепости современного ему общества, которого все знают и любят сейчас.
Любопытно, что популярный номер Калина «Хиппи-синоптик», эксплуатирующий довольно мейнстримовый образ укуренного парня, он начал исполнять еще до метаморфозы, в свои «правильные» годы. Интересно и то, что он не отказался от этого персонажа и продолжал исполнять номер даже когда «сменил сторону» и стал тем самым хиппи, которого высмеивал.
В 72-м году Карлин пишет свой самый значимый монолог - «7 слов, которые нельзя произносить на ТВ», включавший все самые часто используемые американские ругательства. 21-го июля того же года Карлина арестовали за исполнение этого номера на Саммерфесте. В результате заседания Верховный суд США постановил, что подобная лексика может использоваться в выступлении, но после жалобы папаши, чей ребенок услышал номер по радио, судья уточнил, что вещание подобного материала должно производиться только в часы, когда дети не могут на него наткнуться.
Это разбирательство имело огромные последствия как для карьеры самого Карлина, так и для жанра в целом. Из беззубого развлечения стэндап все больше уходил в сатиру, критику общественных устоев, становясь отчасти публицистикой. Превращаясь из бочки, с которой рассказывают анекдоты и травят байки, в трибуну бунтовщиков, исповедальню и авторскую колонку в журнале.
Карлин же, пользуясь возросшей после скандала вниманием к своему творчеству, продолжил свои едкие нападки на консервативный уклад жизни, религию, политику и разные табуированные темы. Он также стал одним из самых дотошных исследователей языка в жанре, рассуждая, например, о нашей любви к эвфемизмам. Все концерты он неизменно завершал все тем же монологам о «семи словах», постепенно дополняя его, превратив в итоге в огромный свиток.
С годами, Карлин умудрялся не просто сохранять живость ума и актуальность материала, но постоянно совершенствовать свою комедию. Каждое его новое шоу ощущалось еще честнее, еще злее и беспощаднее, еще умнее и внимательнее, еще ближе к идеалу.
Джордж записал 14 специальных выпусков для канала HBO, длящихся по часу и больше. Первый - в 77-м, последний - в 2008-м году, за несколько месяцев до смерти. Он смог проработать в жанре стэндапа почти полвека, изменить его изнутри, перенаправить, научить сомневаться, беспристрастно всматриваться в себя и в окружающий мир, чтобы заметить странности и недостатки, на которые стоит пролить свет. Для многих Карлин стал иконой критического мышления, атеизма и интеллектуальной свободы.