ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План:
-
Введение
-
Функциональный и процессный подходы
-
Анализ понятия архитектура предприятия. Определение границ системной архитектуры
-
Структура BPMS-системы
-
Существующие методики и языки построения арихитектуры BPMS
-
Анализ существующих методик и обоснование выбора наиболее удобной методики проектирования архитектуры приложений и ИТ-инфраструктуры
Введение
Архитектура предприятия - инструмент организации, который позволяет планировать изменения в бизнес-процессах и структуре предприятия, и особенно части, отвечающей за использование информационных технологий. В архитектуру предприятия включаются представления о бизнес-архитектуре, что обеспечивает связь с возможностями оптимизации бизнес-процессов организации. Также затрагиваются и процессы управления информационными технологиями в организации, что выражается в описании технологической архитектуры и архитектуры приложений [1].
Для повышения эффективности использования ресурсов, предприятия стремятся связать бизнес-цели организации с архитектурой информационной системы. Для выбора аппаратных и программных компонентов IT-инфраструктуры компании решающее значение имеет их максимальное соответствие специфике поставленных задач. Поэтому при разработке архитектуры предприятия следует уделить особое внимание выбору методики ее проектирования, которая должна соответствовать предметной области и удовлетворять основным потребностям организации.
Системная архитектура является составной частью всей архитектуры предприятия, она является совокупностью методологических, технических и технологических решений для того, чтобы обеспечить информационную поддержку деятельности организации. В ее состав входят архитектура приложений, архитектура данных и технологическая архитектура. Под архитектурой приложений чаще всего понимают детальное описание программных приложений, используемых для автоматизации бизнес-процессов предприятия, и их взаимодействия между собой. Архитектура данных определяется как описание информации, необходимой для хранения и работы бизнес-приложений программной и аппаратной инфраструктуры. Технологическая архитектура компании представляет собой совокупность программного и аппаратного обеспечения компании, предназначенного для работы с информацией. Именно скорость и надежность работы информационных систем организации являются одними из наиболее значимых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность и прибыльность конкретного предприятия. Огромное значение для успешной оптимизации бизнес-процессов имеет грамотное построение технологической архитектуры предприятия, которая опирается на текущие потребности и перспективы дальнейшего развития компании [2].
В работе рассмотрена архитектура BPMS, сервис-ориентированная архитектура и архитектура, управляемая моделями, выполнен сравнительный анализ существующих методик проектирования системной архитектуры и выбрана наиболее подходящая для проектирования архитектуры приложений. Также в работе представлено описание синтаксиса языка ArchiMate, описаны инструменты реализации языка ArchiMate в программном средстве Archi, представлен алгоритм построения архитектурной модели на языке ArchiMate в программном средстве Archi для построения BPMS-системы, исследованы методы верификации модели.
Так как выбранное направление относительно новое и малоизученное, тема является интересной и актуальной. Доступных источников информации по этой тематике и научных работ существует достаточно мало, часто работы представлены на иностранном языке.
Таким образом, далее выделим цель выпускной квалификационной работы, ее объект, и предмет исследования, а также задачи, необходимые для достижения цели.
• Объект: автоматизация управления бизнес-процессами.
• Предмет: методика проектирования архитектуры приложений с использованием языка ArchiMate.
Цель: разработка методики проектирования архитектуры приложений с использованием языка ArchiMate в программном средстве Archi.
Результат методики: архитектура BPMS c разработкой перспективы управления, перспективы ресурсов, перспективы операций.
Задачи работы:
• обосновать актуальность и необходимость создания новой методики проектирования архитектуры приложений, как элемента архитектуры предприятия с процессным управлением;
• рассмотреть архитектуру BPMS (компоненты и связи), сервис - ориентированную архитектуру и архитектуру, управляемую моделями. Определить место в архитектуре предприятия;
• сравнить существующие методики и языки построения архитектуры BPMS;
• выделить основные методики проектирования архитектуры предприятия;
• определить критерии для сравнения методик, а также выбрать метод для проведения сравнительного анализа существующих методик;
• выбрать наиболее подходящую методику для проектирования архитектуры приложений и технологической архитектуры:
• рассмотреть и описать синтаксис языка ArchiMate;
• рассмотреть инструменты реализации языка ArchiMate в программном средстве Archi;
• описать алгоритм построения архитектурной модели на языке ArchiMate в программном средстве Archi для BPMS-системы;
• исследовать методы верификации модели.
Результат работы: методика проектирования архитектуры приложений с помощью языка ArchiMate.
Структура работы.
Во введении отражена актуальность темы выпускной квалификационной работы, также выделены объект и предмет исследования, цель и основные задачи.
В первой главе рассмотрена архитектура BPMS, сервис-ориентированная архитектура и архитектура, управляемая моделями, выполнен сравнительный анализ существующих методик проектирования системной архитектуры и выбрана наиболее подходящая для проектирования архитектуры приложений..
Во второй главе представлено описание синтаксиса языка ArchiMate, описаны инструменты реализации языка ArchiMate в программном средстве Archi Описаны несколько примеров.
В третьей главе представлен алгоритм построения архитектурной модели на языке ArchiMate в программном средстве Archi для построения BPMS-системы, рассмотрены основные требования к модели, исходные данные, исследованы методы верификации модели.
В заключении описаны значимые результаты исследования.
Новизна работы заключается в анализе существующих архитектур информационных систем с точки зрения решения конкретных задач и подборе для разработки методики проектировании архитектуры приложений. Также в разработке новой методики проектирования архитектуры приложений с помощью языка ArchiMate.
Функциональный и процессный подходы
Эффективность деятельности каждой компании в значительной степени зависит от эффективности управления в ней, а также соответствием целей организации внутренним и внешним условиям работы. Изменение таких условий вызывает изменение способов управления в компании [3].
В последние несколько десятилетий традиционный функциональный подход к управлению начал вытесняться процессно-ориентированным подходом. Процессный подход соответствует новой парадигме управления и построен на современных принципах управления. Он направлен на постоянное улучшение качества конечного продукта, удовлетворение требований клиента, взаимную ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками. Процессный подход также позволяет создавать эффективную систему мотивации работы персонала и снижать значимость бюрократического механизма. Такой подход позволяет рассматривать деятельность организации как систему связанных между собой бизнес-процессов, которые взаимодействуют друг с другом. Конечными целями выполнения таких процессов является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для потребителей. Основанный на функциональной системе управления предприятием, процессный подход не отвергает ее, а определяет пути совершенствования и перехода к процессно-ориентированной системе. Данный переход стал возможен благодаря развитию информационных технологий и их адаптации в сфере производства и управления. Процессно-ориентированное управление позволяет разрушить границы между управлением качеством и управлением самой деятельностью предприятия [4].
Далее подробнее рассмотрим концепции как функционального подхода к управлению, так и процессного.
При функциональном подходе к управлению предприятием перед каждой конкретной структурной единицей (например, сотрудник, отдел, управление) закреплен ряд некоторых функций, описана область ответственности, сформулированы критерии успешной и неуспешной деятельности. Обычно горизонтальные связи между такими структурными единицами достаточно слабые, а вертикальные связи по линии «начальник-подчиненный» наоборот сильные. Подчиненный сотрудник несет ответственность только за порученные ему функции и иногда за деятельность своего подразделения в целом, а функции и результаты работы параллельных структурных единиц его совсем не затрагивают. Руководитель отвечает за максимально результативную и эффективную деятельность только своего подразделения.
Функциональный подход к управлению - это разделение обязанностей, полномочий и ответственности через функции. Функция - подсистема организации, выделенная по принципу схожести работ, выполняемых сотрудниками. Результат функционального подхода - оптимальное проектирование организационной структуры - определение границ между подразделениями по принципу функциональных областей. Такой подход к управлению применяется при управлении деятельностью предприятия, которая является регулярной.
При процессном подходе к управлению каждый конкретный сотрудник или структурная единица обеспечивает выполнение только конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует и за выполнение которых отвечает. Обязанности, область ответственности для каждой структурной единицы сформулированы и действуют лишь для определенного бизнес-процесса. Горизонтальные связи между структурными единицами при процессном подходе значительно сильнее, чем в функциональном. Вертикальные связи между структурными единицами и по линии «начальник-подчиненный» несколько слабее. Сотрудник организации отвечает как за свои функции, так и за те бизнес-процессы, в которых он задействован. Для него также важны функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же самых бизнес-процессах. Таким образом, возникает взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками.
Процессный подход к управлению - это разделение ответственности и делегирование полномочий через бизнес-процессы. В рамках процессного подхода предполагается определение бизнес-процесса и его участников, назначение одного из участников владельцем процесса и делегирование полномочий и ответственности по управлению данным бизнес-процессом ему. Таким образом, возникает матричная структура при управлении регулярной деятельностью. Участник бизнес процесса подчиняется как функциональному руководителю, так и владельцу бизнес-процесса, что связано с применением одновременно двух подходов к управлению регулярной деятельностью: функционального и процессного.
Для большинства современных предприятий характерна сложная организационная структура, когда ответственность за конечный продукт разделяется между несколькими структурными единицами компании. В таком случае ярко выражены преимущества процессного подхода, особенно для предприятий, бизнес-процессы которых часто приходится менять из-за изменений требований рынка с высоким уровнем конкуренции [3].
Процессный подход более эффективен, чем функциональный с точки зрения борьбы за конкурентоспособность. Преобладание процессного подхода над функциональным значительно меняет логику организации и механизм управления, что разрушает барьеры между подразделениями.
Характерное отличие подходов состоит в том, что при функциональном подходе каждый сотрудник видит только ту часть работы, которую он выполняет, при этом не видя общей работы команды и конечного результата труда и не осознавая свое место в общей цепочке. Другим недостатком функциональной системы можно считать тот факт, что потребителем результатов производства является вышестоящий начальник, а не покупатель - клиент, сотрудник компании старается удовлетворить потребности своего вышестоящего начальника. В функциональных структурах осложнен обмен информацией, вследствие чего подавляющая часть тратится на передачу результатов следующему исполнителю, а не на ее прямое выполнение. Из этого вытекает следующая проблема - при передаче информации через несколько отделов смысл сообщения, возможно, искажается. Процессный подход ориентирован на конечный продукт и заинтересованность команды в повышении эффективности деятельности.
В условиях современного развивающегося рынка и конкуренции намного эффективнее и целесообразнее использовать процессный подход к управлению. Его основными достоинствами являются прозрачность, ориентированность команды на положительный результат и гибкость системы управления. Несмотря на различия подходов к управлению организацией, они не являются полным противопоставлением друг другу. При применении сразу двух подходов компания будет иметь систему взаимосвязанных процессов, объединяющих похожие функции в рамках различных бизнес-процессов. Для достижения наилучших результатов предприятию целесообразней использовать эти подходы параллельно [5].