ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представляет собой схему бизнес-процесса. Схема бизнес-процесса состоит из направленного графа дополнительных конструкций. Узлы бизнес-процесса могут быть трех типов - узлы, соответствующие шагам процесса, маршрутные узлы и комбинированные узлы, представляющие собой слияние шага процесса с одним или несколькими маршрутными узлами [7].
Перспектива данных соответствует набору внутренних переменных бизнес-процесса. При помощи переменных происходит обмен информацией между шагами процесса и между внешними информационными системами, т. е. бизнес-процесс может переносить информацию в корпоративной информационной среде между разнородными информационными системами. Переменные бизнес-процесса также используются при выборе конкретного внутреннего перемещения точки управления между узлами по какому-либо из возможных переходов [7].
Перспективе ресурсов бизнес-процесса соответствует набор исполнителей, которые могут выполнять его узлы-действия. Исполнителями могут быть как сотрудники предприятия, так и информационные системы или специализированные устройства [7].
В бизнес-процессе производится связывание узлов-действий с исполнителями заданий при помощи ролей. При разработке бизнес-процесса создается роль и ставится в соответствие определенным узлам-действиям. Во время выполнения бизнес-процесса ролям назначаются конкретные исполнители. В узле-действии бизнес-процесса может быть сразу несколько возможных исполнителей роли[8].
В бизнес-процессе также могут быть различные правила выполнения заданий. Например, бизнес-процесс может послать задание на выполнение всем членам некоторой группы пользователей, а выполнять это задание будет первый пользователь, взявший задание на выполнение, - у остальных членов группы это задание будет отозвано. Данная перспектива плотно связанна с организационной моделью и моделью информационных систем предприятия.
Перспективе операций бизнес-процесса соответствует список элементарных действий, совершаемых исполнителями в рамках узла-действия.
Для сотрудника предприятия это будет набор операций, фиксируемый в визуальной форме, доступной ему на этапе исполнения шага. Для информационных систем предприятия - набор запросов или транзакций, позволяющих манипулировать данными через специальные интерфейсы [7].
Существует несколько способов описания бизнес-процессов, для этих целей используются различные языки и нотации. Рассмотрим некоторые из них:(язык исполнения бизнес-процессов, Business Process Execution Language) - индустриальный стандарт, описания выполняемых ориентированных на интеграцию моделей процессов. Выполнение бизнес-функций осуществляется путем вызова соответствующих веб-служб. Нотация не поддерживает визуальное моделирование бизнес-процессов. BPEL - язык на основе XML для формального описания бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия между собой. BPEL расширяет модель взаимодействия веб-служб и включает в эту модель поддержку транзакций.(графическая нотация и модель бизнес-процессов, Business Process Modeling Notation) - индустриальный стандарт визуального описания исполняемых моделей процессов, ориентированных на интерактивное взаимодействие с участниками. Используется в большинстве систем BPMS в качестве основного средства для графического моделирования, имеет техническую реализацию, то есть модель может быть интерпретирована в исполняемый программный код. Спецификация BPMN описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. BPMN ориентирована как на технических специалистов, так и на бизнес-пользователей. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Основная цель BPMN - создание стандартного набора условных обозначений, понятных всем бизнес-пользователям. Бизнес-пользователи включают в себя бизнес-аналитиков, создающих и улучшающих процессы, технических разработчиков, ответственных за реализацию процессов и менеджеров, следящих за процессами и управляющих ими. BPMN является связующим звеном между фазой дизайна бизнес-процесса и фазой его реализации.(ориентированная на событие цепочка процессов, Event-driven Process Chains) - проприета́рная нотация описания бизнес-процессов. Широко используется для документирования рабочих процессов.(унифицированный язык моделирования, Unified Modeling Language) - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. Язык широкого профиля. Это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация программного кода.(язык описания веб-служб и доступа к ним, основанный на языке XML, Web Services Description Language) служит для описания интерфейсов веб-служб, используется для моделирования доступных операций, включая адреса их вызова.(Process Definition Language, язык описания процессов) - язык, предназначенный для описания определений и реализаций процессов. Является техническим стандартом, используемым для хранения, исполнения и переноса моделей бизнес-процесса между различными BPMS средствами. XPDL предназначен для обмена определениями процессов между различными информационными системами, как в графическом так и в семантическом виде.(язык описания структуры XML-документа, XML Schema Definition) -стандарт описания данных, которыми пользуются и обмениваются бизнес-процессы и веб-службы. Такая система состоит из спецификации новых элементов XML, их атрибутов, а также их производных элементов.
Существует несколько конкурирующих стандартов для моделирования бизнес-процессов. Проанализировав основные из них, можно сделать вывод, большинство рассмотреных языков и нотаций не позволяют описывать одновременно внутри- и межорганизационные процессы. Поэтому BPMN является более универсальным и полностью соответствует специфике выполняемых задач. Распространение BPMN поможет унифицировать способы представления базовых концепций бизнес-процессов, а также более сложные концепции [10].
В литературе широко описаны следующие методологии построения архитектуры предприятия:
модель Захмана [11,12,13];
TOGAF [18];
методология Gartner [4,8];
FEA;
DoDAF и т.д.
Но, несмотря на существование большого количества различных методик по созданию архитектуры, ни одна из них не имеет доминирующего положения на рынке[15,16]. Процесс построения архитектуры предприятия - циклический процесс, и это не зависит от выбранной методики проектирования. Необходимо также понимать, что управление предприятием - это и есть управление архитектурой предприятия в контексте достижения наибольшей эффективности его функционирования [8,9].
Существующие ведущие методологии проектирования архитектуры предприятия достаточно сильно отличаются друг от друга. Проанализировав ГОСТы по проектированию архитектуры предприятия, были выделены требования для проектирования системной архитектуры (архитектуры приложений и системной инфраструктуры) [20,21].
Таким образом, в данной работе анализ будет выполнен исходя из следующих критериев:
детальное и полное построение модели;
понятность и простота создания модели;
ориентированность на эталонные модели;
эффективность использования и адаптация;
ориентировка на снижение затрат в организации;
структурная и функциональная декомпозиция предприятия;
независимость от рынка поставщиков услуг;
доступность информации о методологии;
окупаемость;
стоимость проектирования [14].
«Детальное и полное построение модели» выражает, степень пригодности конкретной методологии для классификации различных артефактов архитектуры предприятия. Данный критерий полностью выполняется в методологии Захмана, ни одна из других не проработана также тщательно в данной области, как она.
«Понятность и простота создания модели» показывает, полноту описания действий в методологии при создании архитектуры предприятия по шагам. На этом сосредоточена методология TOGAF, а именно представленная методика (ADM).
«Ориентированность на эталонные модели» выражает степень полезности методологии в создании набора эталонных моделей.
«Эффективность использования и адаптация» определяет уровень воплощения представления об архитектуре предприятия. На этом сосредоточена методология Gartner.
«Ориентированность на снижение затрат организации» демонстрирует, ориентирована ли методология на бизнес-цели.
«Структурная и функциональная декомпозиция» показывает полезность методологии в эффективном разбиении предприятия на отделы.
«Независимость от рынка поставщиков услуг» выражает вероятность ситуации, что при внедрении методологии компания окажется привязанной к конкретной консалтинговой организации. Высокая оценка означает низкую степень привязки к конкретной организации.
«Доступность информации о методологии» показывает, много ли существует бесплатных или относительно недорогих качественных материалов по методологии.
«Время окупаемости инвестиций» определяет продолжительность периода, в течение которого данную методология используется, прежде можно реализовать в организации решения, обеспечивающие высокую ценность бизнеса.
«Стоимость проектирования» определяет стоимость процесса проектирования архитектуры предприятия.
Для определения эффективной методики проектирования архитектуры предприятия, воспользуемся методом анализа иерархии. Для этого необходимо построить иерархию. На самом верхнем уровне располагается основная цель, следующий уровень - критерии, которые помогут определиться с выбором, и на самом низком уровне расположены возможные альтернативы. На рисунке 1.1 представлена иерархия для задачи выбора методики проектирования.
Перспектива данных соответствует набору внутренних переменных бизнес-процесса. При помощи переменных происходит обмен информацией между шагами процесса и между внешними информационными системами, т. е. бизнес-процесс может переносить информацию в корпоративной информационной среде между разнородными информационными системами. Переменные бизнес-процесса также используются при выборе конкретного внутреннего перемещения точки управления между узлами по какому-либо из возможных переходов [7].
Перспективе ресурсов бизнес-процесса соответствует набор исполнителей, которые могут выполнять его узлы-действия. Исполнителями могут быть как сотрудники предприятия, так и информационные системы или специализированные устройства [7].
В бизнес-процессе производится связывание узлов-действий с исполнителями заданий при помощи ролей. При разработке бизнес-процесса создается роль и ставится в соответствие определенным узлам-действиям. Во время выполнения бизнес-процесса ролям назначаются конкретные исполнители. В узле-действии бизнес-процесса может быть сразу несколько возможных исполнителей роли[8].
В бизнес-процессе также могут быть различные правила выполнения заданий. Например, бизнес-процесс может послать задание на выполнение всем членам некоторой группы пользователей, а выполнять это задание будет первый пользователь, взявший задание на выполнение, - у остальных членов группы это задание будет отозвано. Данная перспектива плотно связанна с организационной моделью и моделью информационных систем предприятия.
Перспективе операций бизнес-процесса соответствует список элементарных действий, совершаемых исполнителями в рамках узла-действия.
Для сотрудника предприятия это будет набор операций, фиксируемый в визуальной форме, доступной ему на этапе исполнения шага. Для информационных систем предприятия - набор запросов или транзакций, позволяющих манипулировать данными через специальные интерфейсы [7].
Существующие методики и языки построения арихитектуры BPMS
Существует несколько способов описания бизнес-процессов, для этих целей используются различные языки и нотации. Рассмотрим некоторые из них:(язык исполнения бизнес-процессов, Business Process Execution Language) - индустриальный стандарт, описания выполняемых ориентированных на интеграцию моделей процессов. Выполнение бизнес-функций осуществляется путем вызова соответствующих веб-служб. Нотация не поддерживает визуальное моделирование бизнес-процессов. BPEL - язык на основе XML для формального описания бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия между собой. BPEL расширяет модель взаимодействия веб-служб и включает в эту модель поддержку транзакций.(графическая нотация и модель бизнес-процессов, Business Process Modeling Notation) - индустриальный стандарт визуального описания исполняемых моделей процессов, ориентированных на интерактивное взаимодействие с участниками. Используется в большинстве систем BPMS в качестве основного средства для графического моделирования, имеет техническую реализацию, то есть модель может быть интерпретирована в исполняемый программный код. Спецификация BPMN описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. BPMN ориентирована как на технических специалистов, так и на бизнес-пользователей. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Основная цель BPMN - создание стандартного набора условных обозначений, понятных всем бизнес-пользователям. Бизнес-пользователи включают в себя бизнес-аналитиков, создающих и улучшающих процессы, технических разработчиков, ответственных за реализацию процессов и менеджеров, следящих за процессами и управляющих ими. BPMN является связующим звеном между фазой дизайна бизнес-процесса и фазой его реализации.(ориентированная на событие цепочка процессов, Event-driven Process Chains) - проприета́рная нотация описания бизнес-процессов. Широко используется для документирования рабочих процессов.(унифицированный язык моделирования, Unified Modeling Language) - язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. Язык широкого профиля. Это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем. UML не является языком программирования, но на основании UML-моделей возможна генерация программного кода.(язык описания веб-служб и доступа к ним, основанный на языке XML, Web Services Description Language) служит для описания интерфейсов веб-служб, используется для моделирования доступных операций, включая адреса их вызова.(Process Definition Language, язык описания процессов) - язык, предназначенный для описания определений и реализаций процессов. Является техническим стандартом, используемым для хранения, исполнения и переноса моделей бизнес-процесса между различными BPMS средствами. XPDL предназначен для обмена определениями процессов между различными информационными системами, как в графическом так и в семантическом виде.(язык описания структуры XML-документа, XML Schema Definition) -стандарт описания данных, которыми пользуются и обмениваются бизнес-процессы и веб-службы. Такая система состоит из спецификации новых элементов XML, их атрибутов, а также их производных элементов.
Существует несколько конкурирующих стандартов для моделирования бизнес-процессов. Проанализировав основные из них, можно сделать вывод, большинство рассмотреных языков и нотаций не позволяют описывать одновременно внутри- и межорганизационные процессы. Поэтому BPMN является более универсальным и полностью соответствует специфике выполняемых задач. Распространение BPMN поможет унифицировать способы представления базовых концепций бизнес-процессов, а также более сложные концепции [10].
Анализ существующих методик и обоснование выбора наиболее удобной методики проектирования архитектуры приложений и ИТ-инфраструктуры
В литературе широко описаны следующие методологии построения архитектуры предприятия:
модель Захмана [11,12,13];
TOGAF [18];
методология Gartner [4,8];
FEA;
DoDAF и т.д.
Но, несмотря на существование большого количества различных методик по созданию архитектуры, ни одна из них не имеет доминирующего положения на рынке[15,16]. Процесс построения архитектуры предприятия - циклический процесс, и это не зависит от выбранной методики проектирования. Необходимо также понимать, что управление предприятием - это и есть управление архитектурой предприятия в контексте достижения наибольшей эффективности его функционирования [8,9].
Существующие ведущие методологии проектирования архитектуры предприятия достаточно сильно отличаются друг от друга. Проанализировав ГОСТы по проектированию архитектуры предприятия, были выделены требования для проектирования системной архитектуры (архитектуры приложений и системной инфраструктуры) [20,21].
Таким образом, в данной работе анализ будет выполнен исходя из следующих критериев:
детальное и полное построение модели;
понятность и простота создания модели;
ориентированность на эталонные модели;
эффективность использования и адаптация;
ориентировка на снижение затрат в организации;
структурная и функциональная декомпозиция предприятия;
независимость от рынка поставщиков услуг;
доступность информации о методологии;
окупаемость;
стоимость проектирования [14].
«Детальное и полное построение модели» выражает, степень пригодности конкретной методологии для классификации различных артефактов архитектуры предприятия. Данный критерий полностью выполняется в методологии Захмана, ни одна из других не проработана также тщательно в данной области, как она.
«Понятность и простота создания модели» показывает, полноту описания действий в методологии при создании архитектуры предприятия по шагам. На этом сосредоточена методология TOGAF, а именно представленная методика (ADM).
«Ориентированность на эталонные модели» выражает степень полезности методологии в создании набора эталонных моделей.
«Эффективность использования и адаптация» определяет уровень воплощения представления об архитектуре предприятия. На этом сосредоточена методология Gartner.
«Ориентированность на снижение затрат организации» демонстрирует, ориентирована ли методология на бизнес-цели.
«Структурная и функциональная декомпозиция» показывает полезность методологии в эффективном разбиении предприятия на отделы.
«Независимость от рынка поставщиков услуг» выражает вероятность ситуации, что при внедрении методологии компания окажется привязанной к конкретной консалтинговой организации. Высокая оценка означает низкую степень привязки к конкретной организации.
«Доступность информации о методологии» показывает, много ли существует бесплатных или относительно недорогих качественных материалов по методологии.
«Время окупаемости инвестиций» определяет продолжительность периода, в течение которого данную методология используется, прежде можно реализовать в организации решения, обеспечивающие высокую ценность бизнеса.
«Стоимость проектирования» определяет стоимость процесса проектирования архитектуры предприятия.
Для определения эффективной методики проектирования архитектуры предприятия, воспользуемся методом анализа иерархии. Для этого необходимо построить иерархию. На самом верхнем уровне располагается основная цель, следующий уровень - критерии, которые помогут определиться с выбором, и на самом низком уровне расположены возможные альтернативы. На рисунке 1.1 представлена иерархия для задачи выбора методики проектирования.