Файл: Курсовая работа Студента (тки), 2 курса, заочной формы обучения, гражданскоправового направления и профиля подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. О соучастии как институте уголовного права можно говорить только тогда, когда единый преступный результат явился следствием совместных деяний двух или более лиц. Причинные связи при соучастии имеют определенную специфику по сравнению с причинной связью индивидуально действующего лица. Данная специфика прежде всего определяется особенностями объективной стороны совершаемого преступления. В материальных составах действия, описанные в конкретной статье Особенной части УК РФ, выполняются лишь исполнителем (соисполнителями), действия других соучастников связаны с преступным результатом через действия исполнителя, которому они создают все необходимые условия для совершения преступления и тем самым обусловливают наступление необходимого для всех соучастников результата. При этом в продолжаемых преступлениях причинная связь возможна по отношению к любому из запланированных актов, из которых слагается данное преступление. Точно так же соучастие возможно и в длящихся преступлениях на всех стадиях его исполнения до момента окончания (явки с повинной, пресечения преступления помимо воли виновного). В формальных составах, когда законодатель не требует наступления последствий для признания деяния оконченным, достаточно установления причинной связи между деянием соучастника и деянием, совершенным исполнителем.

Субъективные признаки включают в себя: единство умысла соучастников. Одним из основополагающих принципов уголовного права является закрепленный в ст. 5 УК РФ принцип вины, согласно которому лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Применительно к институту соучастия вина, а точнее, умысел, является тем самым объединяющим началом психического отношения исполнителя и иных соучастников к совместно содеянному. По делу П. Верховный суд указал, что "действие или бездействие, хотя и способствовавшие объективно преступлению, но совершенные без умысла, не могут рассматриваться как соучастие". Таким образом, без осведомленности о совместном совершении преступления не может быть и речи о соучастии. Вместе с тем по вопросу о характере такой осведомленности в юридической литературе высказываются две позиции. Согласно одной из них для соучастия необходима осведомленность каждого соучастника о присоединившейся деятельности других лиц (дву- или многосторонняя субъективная связь). Другие авторы полагают, что исполнитель в ряде случаев может не знать о присоединившейся деятельности подстрекателя и пособника (односторонняя субъективная связь).


Проблем с основаниями и пределами ответственности исполнителя и соисполнителя не возникает, ибо он умышленно совершает деяние, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Другое дело - пособник и подстрекатель, ответственность которых обусловлена совершенными ими действиями, способствовавшими выполнению преступления исполнителем. Для установления их ответственности за соучастие необходимо наличие умысла на совместное совершение преступления с исполнителем. При односторонней субъективной связи у пособника и подстрекателя такой умысел имеется. Вместе с тем даже наличие двусторонней субъективной связи не требует в качестве обязательного элемента знание всеми соучастниками друг друга. Достаточно знания о наличии исполнителя преступления и о признаках, характеризующих предполагаемое деяние как преступление. Организатор, подстрекатель и пособник могут и не знать о существовании друг друга.

Соучастие, как правило, совершается с прямым умыслом, поскольку объединение психических и физических усилий нескольких лиц для совершения преступления трудно себе представить без желания совместного совершения преступления. Однако вместе с тем не исключена возможность совершения соучастия и с косвенным умыслом, например, при исполнительстве и пособничестве. Такой умысел возможен при совершении тех преступлений, в которых допускается прямой и косвенный умысел (материальные составы, в которых цель не предусматривается в качестве обязательного элемента, например, в простом убийстве)1.


Глава 2. Виды соучастников и их характеристика

2.1 Исполнитель преступления

В соответствии с ч. 2 ст. 33 УК исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление, т.е. фактически выполнившее то деяние, которое является признаком того или иного вида преступления, предусмотренного Особенной частью УК1. Обращая внимание на то, что исполнитель непосредственно участвует в выполнении тех действий, которые описаны в соответствующей статье Особенной части УК, законодатель тем самым не исключает совершение преступления другими соучастниками. Если исходить из общего понятия преступления, предусмотренного в ст. 14 УК, то содеянное каждым соучастником подпадает под признаки преступления. Такое понимание содеянного соучастниками берет свое начало в отрицании акцессорной* теории соучастия, которая в большей степени получила распространение в английском уголовном праве. В соответствии с этой теорией исполнитель — центральная фигура соучастия, а деятельность других соучастников рассматривается как вспомогательная. В настоящее время английские криминалисты выделяют две основные категории участников преступления — исполнителей и дополнительных участников. В соответствии с этой теорией соучастники могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае, если исполнитель совершил преступление или покушение на него. Из этого положения видно, что вопрос о том, совершено ли преступление организатором, подстрекателем или пособником, решается в зависимости от признания содеянного исполнителем преступления. Акцессорная теория соучастия была воспринята русскими криминалистами — представителями классической школы уголовного права. Некоторые положения этой теории нашли отражение в работах советских криминалистов.

Исполнителем преступления может быть лицо, способное нести уголовную ответственность, обладающее общими признаками субъекта преступления (достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость), а также дополнительными признаками, обязательными для того или иного вида преступления. Это означает, что если в соответствии с преступлением, описанным в Особенной части УК, виновный должен обладать признаками специального субъекта (например, должностного лица), то, несмотря на выполнение этим лицом объективной стороны преступления, оно не может быть признано исполнителем должностного преступления
1.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 УК исполнителями преступления признаются также лица, использующие для реализации преступной цели тех, кто не подлежит уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств. Аналогично решается вопрос об исполнителе преступления, когда используются лица, действовавшие в заблуждении, неосторожно или невиновно.

Исполнителями преступления следует признать и тех лиц, которые, принуждая других, находящихся в состоянии крайней необходимости, достигают поставленной преступной цели. Так, если гражданин А. в процессе разбойного нападения, угрожая пистолетом кассиру, изымает деньги из кассы, то он должен быть признан исполнителем преступления, а кассир, находясь в состоянии крайней необходимости, не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Объективная сторона преступления может выполняться несколькими лицами. В этих случаях имеет место соисполнительство (вид соучастия). Соисполнителями признаются и такие лица, которые хотя сами и не совершают деяния, описанные в статьях Особенной части УК, но в момент совершения преступления оказывают помощь другим соисполнителям (держат потерпевшего при избиении и т. д.). Содеянное исполнителем (соисполнителем) квалифицируется лишь по статье Особенной части УК без ссылки на ст. 33 УК. В зависимости от степени завершенности преступления исполнителем решается вопрос о квалификации содеянного другими соучастниками преступления. Если исполнителя привлекают за покушение на преступление, то и другие соучастники отвечают за соучастие в покушении на преступление (например, по ст. 33, ч. 4 ст. 105 УК). Предел ответственности соучастников, квалификация содеянного ими предопределяются оценкой выполненных действий исполнителем.

2.2 Организатор преступления

Организатор преступления — это лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением, равно лицо, создавшие организованную группу или преступное сообщество (ч. 3 ст. 33 УК). Организатор преступления — наиболее опасный участник совместной преступной деятельности. Это инициатор преступления. Русский криминалист А.В. Лохвицкий называл организатора душой преступления, машинистом, пустившим в ход машину. Данные социологических исследований, полученные У.С. Джекебаевым и другими учеными, свидетельствуют о том, что более половины (52%) осужденных организаторов преступления имеют преступное прошлое, они примерно на 5 лет старше других участников преступления и чаще, чем другие,
уклоняются от общественно полезного труда1.

Организатор действует в составе организованной группы или преступного сообщества, что не исключает наличие организатора в менее опасных разновидностях соучастия. Согласно ст. 33 УК организатор несет ответственность за организацию преступления, руководство преступной деятельностью и создание организованной группы или преступного сообщества либо руководство ими. Организация преступления заключается в сплочении соучастников, выработке плана совершения преступления, руководстве деятельностью соучастников. Организатор, являясь инициатором, создает организованную группу или преступное сообщество (склоняет участников, объединяет их, силой своего авторитета поддерживает дисциплину, сложившиеся отношения и т.д.). Организатор замышляет совершение конкретных преступлений. Инициатива может принадлежать и подстрекателю, и одному из соисполнителей, но эти участники лишь побуждают умысел на совершение преступления, этим ограничивается их роль.

Организация преступления может быть выражена и в форме руководства всей преступной деятельностью соучастников, обеспечивая достижение преступных целей. При этом организатор несет ответственность за все преступления, совершенные членами организованной группы или преступного сообщества, если эти преступления охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК). Отклонение от этого правила может привести к объективному вменению, к игнорированию принципа личной ответственности. Организатор всегда действует с прямым умыслом. Он осознает характер действий, которые должны быть выполнены участниками организованной группы или преступного сообщества, предвидит возможность совершения преступления (преступлений) в результате его деятельности и желает этого. Иногда законодатель, учитывая опасность организаторской преступной деятельности, устанавливает повышенную ответственность в рамках статьи Особенной части УК (см., например, ст. 212 УК)1. В этих случаях действия организатора должны квалифицироваться лишь по статье Особенной части УК, без ссылки на ст. 33 УК. Исключается ссылка на ст. 33 УК и тогда, когда организатор выполняет функции исполнителя преступления. Если организатор организовал преступление или руководил его совершением, но сам не принимал участия в непосредственном выполнении объективной стороны преступления, то его действия квалифицируются по ст. 33 УК и соответствующей статье Особенной части УК, предусматривающей ответственность исполнителя преступления.