Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава



провести со стажёром собеседование по знанию руководящих документов, регламентирующих организацию службы, подготовки, пожаротушения, подготовку личного состава и охраны труда;

ознакомить стажера с его функциональными обязанностями, организацией работы СПТ (подразделения, организующего стажировку) и другими вопросами, изложенными в плане стажировки;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана стажировки, оказывать стажеру необходимую и практическую помощь.

Лица, проходящие стажировку, обязаны:

принимать участие в проводимых по месту стажировки служебных и оперативных совещаниях и занятиях по служебной и профессиональной подготовке;

совместно с руководителем составить индивидуальный план стажировки в соответствии с программой и целью стажировки;

вести учет проделанной работы;

качественно подготовится к сдаче зачёта по итогам стажировки.

В индивидуальном плане указываются все вопросы, которые стажер должен отработать в процессе стажировки:

участие в руководстве тушением пожаров и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;

разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на успешное тушение пожаров;

проверка службы и подготовки в пожарных подразделениях и оказание им необходимой помощи;

организация и проведение мероприятий по совершенствованию подготовки дежурных караулов (смен) пожарных подразделений и вопросов охраны труда;

разработка, корректировка и практическая отработка оперативной документации, документации предварительного планирования действий по тушению пожара;

ознакомление и изучение вопросов дисциплины, охраны труда, организации тушения пожаров службы и подготовки;

подготовка и проведение пожарно-тактических занятий и учений;

изучение и обобщение передового опыта работы подразделений в области организации службы, тушения пожаров и профессиональной подготовки личного состава;

дополнительные вопросы (исходя из специфики деятельности подразделения, организующего стажировку).

По результатам стажировки комиссией под председательством начальника (заместителя начальника) СПТ (подразделения, организующего стажировку) проводится зачет по заранее разработанным экзаменационным билетам с выставлением итоговой оценки. Протокол приёма зачёта (Приложение 8) хранится в личном деле сотрудника. Результаты стажировки должны учитываться при очередной аттестации.


Приложение 1


Утверждаю

Начальник_____________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)
«___» _______ 20__ г.
Примерный тематический план

занятий в школе повышения оперативного мастерства

______________________________________________ в 20 ___ г.

(категория сотрудников или учебная группа)


№ п.п

Наименование тем

Всего часов

В том числе:

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Изучение руководящих документов по организации пожаротушения.

4

4

0

0

2.

Изучение обзорных и аналитических документов по организации пожаротушения.

4

4

0

0

3.

Изучение оперативно-тактических особенностей наиболее важных и сложных объектов, зданий, сооружений, участков районов выездов пожарных подразделений.

8

0

0

8

4.

Изучение тактико-технических характеристик пожарных автомобилей. Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей.

8

0

0

8

5.

Групповые упражнения (деловые игры).

4

0

0

4

6.

Самостоятельная подготовка.

4

0

4

0

Итого часов:

36

8

4

20


Должность, звание руководителя

подразделения, разработавшего

тематический план ___________ _________________



подпись Ф.И.О.



Примечание:

1. В течение учебного года в тематический план приказом начальника территориального органа МЧС России могут вноситься изменения или дополнения с учетом оперативной обстановки и текущих оперативно-служебных задач.


Приложение 2


Утверждаю

Начальник _______________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)
«____» ____________ 20___ г.

Примерное расписание занятий

в школе повышения оперативного мастерства

с ______________________________________________ в 20 ___ г.

(указать, с какой категорией сотрудников или учебной группой)

на «____» __________ 20___ г.


п/п

Дата


Отведённое время

Тема занятия и учебные

вопросы

Используемая литерату

ра1.

Метод

проведения

Лицо, проводя

щее занятие, место проведения1.

1

00.00.

0000.

9.00 – 9.45

(1 час)

Изучение руководящих документов по организации пожаротушения.




Лекция




2

00.00.

0000

9.50 – 10.35

(1 час)

Изучение обзорных и аналитических документов по организации пожаротушения, разбор крупных и сложных пожаров.




Лекция




3

00.00.

0000

10.45 – 12.20

(2 часа)

Изучение оперативно-тактических особенностей наиболее важных и сложных объектов, зданий, сооружений, участков районов выездов пожарных подразделений.




Практическое занятие




4

00.00.

0000

12.20 – 13.30

Обед










5

00.00.

0000

13.30 – 14.15

(1 час)

Решение ПТЗ силами подразделения в районе выезда которого находится изучаемый объект, участок района выезда.




Практическое занятие




6

00.00.

0000

14.20 – 15.00

(1 час)

Изучение тактико-технических характеристик пожарных автомобилей. Работа на специальных агрегатах пожарных автомобилей.




Практическое занятие




7

00.00.

0000

15.15 – 16.00

(1 час)

Групповое упражнения (деловая игра) по тушению пожаров на объектах, участках района выезда, аналогичных изучаемому.




Практическое занятие




8

00.00.

0000.

16.05 – 16.50 (1 час)

Распределение заданий для самостоятельной подготовки обучаемых, контроль за выполнением заданий




Семинар






Должность, звание руководителя

подразделения, разработавшего

тематический план ___________ _________________

подпись Ф.И.О.


Примечание:

1. Данные поля подлежат обязательному заполнению.




Приложение 3
Утверждаю

Начальник______________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

«_____» ____________ 20___ г.
Методический план
проведения занятий с ___________________________________________________

(указать, с какой категорией сотрудников или учебной группой)

Тема: _________________________________________________________________

Вид занятия: ______________________ Отводимое время: ________________час.

Цель занятия: __________________________________________________________

(указать конкретные цели занятия: что слушатель должен знать и о чем иметь представление в результате проведения занятия, какие воспитательные цели достигаются на занятии).

Литература, используемая при проведении занятия: _________________________

_______________________________________________________________________
Развернутый план занятия.



п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)1

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1

2

3

4

1.










2.










3.










4.











Пособия и оборудование, используемые на занятии: ________________________

______________________________________________________________________
Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: ______________________________________________________________

______________________________________________________________________
Руководитель занятия: _____________________ ____________

ФИО дата, подпись


Примечание:

1. В перечне рассматриваемых учебных вопросов в обязательном порядке отражаются: контроль за подготовкой обучаемых к занятиям; вопросы охраны труда при проведении занятия; задания, выдаваемые обучаемым для самостоятельной подготовки.


Приложение 4
Утверждаю

Начальник______________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

«_____» ____________ 200___ г.
Примерный методический план
проведения группового упражнения (деловой игры) с ________________________

______________________________________________________________________

(указать, с какой категорией сотрудников или учебной группой)

Тема: тушение пожаров на промышленных предприятиях.

Вид занятия: практическое. Отводимое время: 1 час.

Цель занятия: совершенствование навыков начальствующего состава в оценке обстановки, проведении расчёта и обоснований требуемого количества сил и средств, организации тушения пожара на промышленном предприятии.
Литература, используемая при проведении занятия: Методические рекомендации, Пожарная тактика, Порядок привлечения сил и средств (рекомендуется указывать страницы, параграфы, страницы каждого пособия).
Пособия и оборудование, используемые на занятии: магнитная доска, схемы объекта, карта с дислокацией пожарных подразделений, план привлечения сил и средств для тушения пожаров, другие, необходимые для проведения занятий пособия.
Развернутый план занятия.




п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1

2

3

4

1.

Организационные вопросы.

5 мин.

Проверить наличие у обучаемых средств материального обеспечения занятий (учебные пособия, тетради, ручки и т.д.), правильность и полноту выполнения задания к групповому упражнению.

Разбить обучаемых на группы по 3-4 человека (с учётом уровня подготовки и опыта практической деятельности по тушению пожаров и организации пожаротушения). Определить, какие группы в роли каких должностных лиц будут выступать.

2.

Доведение до обучаемых общей характеристики объекта условного пожара.

5 мин.

До обучаемых доводится оперативно-тактическая характеристика объекта условного пожара, его графическая схема, характеристика противопожарного водоснабжения, установок автоматического пожаротушения; выписка из плана привлечения сил и средств, характеристика включённых в него подразделений (состояние боеготовности, укомплектованность личным составом и техникой) и т.д.

3.

Оценка обстановки на пожаре на момент прибытия РТП-1.

10 мин.

Объявить оперативное время, в которое предстоит действовать обучаемым, довести до обучаемых обстановку, складывающуюся на условном пожаре на момент прибытия РТП-1 (с обязательным графическим отображением).

Подготовить вводные для обучаемых (в случае неправильных действий).

Поручить обучаемым, выступающим в роли РТП-1, доложить об оценке обстановки и принятии решений по следующим этапам:

в пути следования;

по прибытии на условный пожар;

в ходе проведения разведки;

в ходе действий по тушению пожара (спасание людей, введение стволов, расстановка прибывающих сил и средств и т.д.).

4.

Оценка обстановки на пожаре на момент прибытия РТП-2

10 мин.

Указать обучаемым, выступающим в роли РТП-2, что известно об обстановке на пожаре и имеющихся силах и средствах.

Подготовить вводные для обучаемых (в случае неправильных действий).

Поручить:

оценить обстановку на условном пожаре;

произвести расчёт сил и средств на тушение пожара;

начертить схему расстановки сил и средств;

доложить о необходимых действиях РТП-2.

5.

Оценка обстановки на пожаре на момент прибытия РТП-3

10 мин.

Указать обучаемым, выступающим в роли РТП-3, что известно об обстановке на пожаре и имеющихся силах и средствах.

Подготовить вводные для обучаемых (в случае неправильных действий).

Поручить:

оценить обстановку на условном пожаре;

произвести расчёт сил и средств на тушение пожара;

начертить схему расстановки сил и средств;

доложить о необходимых действиях РТП-3 (других лиц, участвующих в тушении пожара).

6.

Разбор занятия

5 мин.

Подвести итоги занятия, отметить отличившихся и нерадивых, выставить, в соответствии с показанными знаниями, оценки в учебный журнал.