Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
Руководитель учения и посредники ведут краткую запись принятых решений РТП, распоряжений и приказаний, отдаваемых при проведении учений, используя для этого магнитофоны и другие средства, а также осуществляют контроль выполнения принятых решений и действиями личного состава подразделений пожарной охраны.
Данные записи обобщаются и используются руководителем учения и посредниками при разборе учения.
Неправильные действия РТП и других исполнителей в ходе учения, влекущие за собой нарушения правил охраны труда, установленного режима на объекте, во избежание аварий и несчастных случаев с людьми должны быть немедленно исправлены руководителем учения или посредниками.
Руководитель учения, получая информацию от посредников о действиях подразделений, следит за выполнением намеченного плана учения и при необходимости вносит отдельные изменения в тактический замысел, не меняя его в целом.
В ходе учения начальствующий состав обязан пользоваться оперативной документацией (планы пожаротушения, справочники водоисточников и т.п.), производить необходимые расчёты по определению требуемых сил и средств, организовать взаимодействие с водопроводной, медицинской, энергетической и другими службами населённого пункта (объекта), вызванными на учение, ставить перед ними соответствующие вводные.
Учение считается законченным, если все вопросы, предусмотренные планом проведения, глубоко и в полном объёме отработаны.
Время окончания учения определяется его руководителем, по распоряжению которого подается сигнал «отбой».
При проведении показных учений рекомендуется выделять специальное лицо из начальствующего состава, которое ведёт пояснения и комментарии к действиям подразделений, принятым решениям руководителя учений, РТП и др.
Информатор должен быть хорошо знаком с замыслом и целями учения, уметь правильно использовать в своих пояснениях получаемую от руководителя учений информацию о ходе достижения целей и решения задач учения.
7.6. Подведение итогов учения
Завершающей частью учений является их разбор. Он позволяет проанализировать действия начсостава и подразделений, выявить и усвоить положительный опыт, вскрыть и уяснить недостатки, а также выработать эффективные меры, направленные на совершенствование управленческой деятельности на пожарах и при ведении аварийно-спасательных работ. Итоги подводит руководитель учения.
Подготовка к разбору должна начинаться уже при разработке замысла учения. Руководитель учения подбирает необходимые положения приказов и указаний, примеры тушения пожаров на подобных объектах, намечает план разбора.
Перед разбором руководитель учений определяет место разбора, подготавливает план учений с нанесённой обстановкой условного пожара, собирает посредников, имитаторов и устанавливает порядок разбора. Разбор с начсоставом, принимавшим участие в учениях, проводят чаще всего на объекте, а с личным составом подразделений, как правило, в подразделениях ФПС.
Разбор обычно начинает руководитель учений с напоминания цели учений, характеристики объекта, тактического замысла и основных вопросов, отрабатываемых на учениях. Поясняя замысел, руководитель учений обосновывает его требованиями организационно-распорядительных документов, соответствующими расчётными данными, а также примерами из опыта работы подразделений
Далее разбор проводится в следующей последовательности:
представитель объекта докладывает о действиях обслуживающего персонала объекта в ходе проведения учения;
первый РТП докладывает об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, отмечает положительные стороны в работе личного состава и недостатки;
действия первого РТП уточняет посредник при нём, который также дает им свою оценку;
по решению руководителя докладывают последующие РТП или только посредники при них, НШ, НТ, НУТ, лицо, ответственное за охрану труда и посредники при них, а также выступают другие лица начсостава, участвовавшие в учении, с имеющимися замечаниями и предложениями.
Руководитель учения может при необходимости спросить объяснение у любого лица, присутствующего на разборе.
В заключение руководитель учений с общими выводами по учению: указывает на положительные стороны и недостатки, намечает конкретные меры по дальнейшему совершенствованию тактической подготовки личного состава.
Руководитель учения дает оценку работы всех участников учения, делает общие выводы о работе начальствующего состава и подразделений пожарной охраны, намечает конкретные меры по совершенствованию пожарно-тактической подготовки и устранению недостатков, выявленных в ходе учения, а также во время проведения разбора учения с личным составом.
Начальники подразделений пожарной охраны, подразделений и караулов (смен), участвующие в учении, на основе выводов руководителя при подведении итогов и своих личных наблюдений, при возвращении в подразделение подводят итоги действий личного состава. При участии в учениях нескольких подразделений разбор со всем личным составом может проводить руководитель учений.
Если учение не достигло поставленной цели, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, а личный состав работал медленно и неслаженно, то в этом случае проводятся повторные учения с привлечением этих же подразделений на том же или аналогичном объекте.
7.7. Особенности проведения контрольно-проверочных, показных учений
Основное отличие проверочного учения от тренировочного заключается в том, что о дате проведения учения, объекте, тактическом замысле никто из начсостава знать не должен.
Методика проведения учения аналогично рассмотренной, а в подготовке к учениям имеются некоторые особенности, связанные с целью проведения (уменьшенное количество посредников, инструктаж их проведения на объекте в день проведения учения).
В день и час проведения учения руководитель и посредники прибывают на объект и объявляют первую вводную представителю администрации объекта, охраны, рабочему и т.п.
Проведению показного учения предшествует тщательная подготовка участников учения (проведение группового упражнения, тренировки по отработке отдельных этапов учения в учебной аудитории и (или) на объекте).
РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава
8.1. Цели стажировки
Стажировка начальствующего состава является одной из форм совершенствования тактического мастерства, целью которой является:
повышение уровня тактических знаний;
приобретение и закрепление начальствующим составом практических навыков, необходимых для успешного тушения пожаров;
отработка практических навыков принятия управленческих решений при тушении пожаров;
более глубокое усвоение нормативных документов, регламентирующих организацию службы, пожаротушения и подготовки личного состава;
изучение передового опыта организации службы, подготовки и действий пожарных подразделений по тушению пожаров.
8.2. Лица, подлежащие стажировке
Стажировке подлежат:
вновь назначенные сотрудники СПТ ЦУС в соответствующей должности;
сотрудники СПТ ЦУС;
начальствующий состав, зачисленный в резерв кадров на выдвижение на должности сотрудников СПТ ЦУС;
начальствующий состав подразделений ФПС, привлекаемый для дежурства во внештатных оперативных группах;
Продолжительность и периодичность стажировки определяется начальником территориального органа МЧС России в зависимости от подготовленности начальствующего состава, подлежащего стажировке, но не реже 1 раза в 3 года в течение 5 суточных дежурств.
Территориальный орган МЧС России разрабатывает планы стажировки на 1 год с указанием очередности стажировки начальствующего состава и конкретных ее руководителей.
8.3. Организационные вопросы
Лица, организующие стажировку, обязаны:
определить и назначить руководителя стажировки (наставника);
проводить собеседование со стажером по изучаемым вопросам и организовать необходимые консультации;
контролировать работу руководителей стажировки (наставников) и стажеров;
утверждать отзыв по итогам стажировки.
Руководителями стажировки назначаются, как правило, штатные сотрудники СПТ и наиболее опытные и подготовленные сотрудники аппарата территориального органа МЧС России.
Руководитель стажировки (наставник) обязан:
совместно со стажером разработать индивидуальный план стажировки (Приложение 7) и представить его на утверждение начальнику СПТ (подразделения, организующего стажировку);