Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. Общие положения

1.1. Основные понятия

1.2. Общие положения

РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства

2.1. Общие положения

повышение служебного мастерства по линии специализации.

2.3. Организация учебного процесса

РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда

3.2.5. Подготовка руководителя к занятию

3.2.6. Подведение итогов обучения

РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач

4.1. Общие положения

4.3. Подготовка руководителя к решению задачи

4.4. Порядок и методика проведения занятия

РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)

5.1. Общие положения

5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию

5.5. Проведение группового упражнения

5.6. Разбор группового упражнения

РАЗДЕЛ VI. Разбор пожаров

6.1. Общие положения

6.2. Проведение разборов пожаров

РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения

7.1.Общие положения

7.3. Подготовка руководителя учения,

7.4. Подготовка посредников и имитаторов

7.5. Методика проведения учения

7.6. Подведение итогов учения

РАЗДЕЛ VIII. Стажировка начальствующего состава


1.2. Общие положения


Успешная борьба с пожарами связана с дальнейшим совершенствованием организации управления пожарными подразделениями и развитием современных средств, приемов, способов тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

Средний и старший начальствующий состав (далее – начальствующий состав) федеральной противопожарной службы (далее – ФПС) МЧС России является организующим звеном частей, специализированных частей, отрядов, пожарно-спасательных подразделений ФПС МЧС России (далее – подразделений ФПС) во всех вопросах оперативно-служебной деятельности. Он принимает решение по организации и тактике тушения пожаров, выступая в роли руководителя тушения пожара (далее - РТП). Быстро и правильно определить решающее направление действий на пожаре, своевременно сосредоточить и ввести в действие необходимые силы и средства, принять необходимые меры по соблюдению правил охраны труда может помочь только высокая тактическая выучка РТП.

Поэтому подготовка начальствующего состава, его специальные знания, методические навыки, искусство руководства действиями пожарных подразделений по тушению пожара, умение чётко ставить задачи личному составу и добиваться их неукоснительного исполнения играют решающую роль в успешном решении задач по борьбе с пожарами.

Тактическая подготовка начальствующего состава осуществляется непрерывно в течение всего периода службы, имеет цель подготовить профессионально грамотных специалистов, умеющих анализировать явления, протекающие при развитии и тушении пожара, правильно оценивать обстановку, складывающуюся на пожаре, предвидя ее возможные осложнения и последствия.

Основы тактической подготовки начальствующего состава закладываются в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов пожарного дела, совершенствуются в процессе практической деятельности – на служебной подготовке, на курсах повышения квалификации, в школах оперативного мастерства, учебных сборах и семинарах. Эта подготовка основывается на богатом опыте, накопленном многими поколениями специалистов пожарного дела, а также на изучении характера и особенностей тушения пожаров на различных объектах.


Овладение оперативно-тактическим мастерством, совершенствование знаний и навыков не добровольное дело, а служебная обязанность начальствующего состава.
1.3 Основной принцип тактической подготовки

Основной принцип тактической подготовки гласит: «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара».

Реализация данного принципа определяет необходимость постоянного и систематического совершенствования тактических и технических знаний и умений, методических навыков, овладения искусством руководства личным составом.

Принцип «учить подчиненных тому, что необходимо при ведении действий по тушению пожара» осуществляется в ходе непрерывного и систематического учебного процесса, тренировок и учений, в условиях, наиболее приближенных к реальным на пожаре, и достигает своих целей лишь тогда, когда подготовка проводится без упрощенчества и послаблений, в динамичной, напряженной обстановке с физической, моральной и психологической нагрузкой.


РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства


2.1. Общие положения


Школы повышения оперативного мастерства (далее – ШПОМ) является одной из организационных форм служебной подготовки начальствующего состава территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС.

ШПОМ создается в территориальном органе МЧС России в целях совершенствования профессионального мастерства, углубления специальных знаний и приобретения практических навыков в организации тушения пожаров лицами начальствующего состава, выступающими в роли руководителя тушения пожара. ШПОМ является постоянно действующей1.
2.2. Основные задачи ШПОМ

Основными задачами ШПОМ являются:

совершенствование профессиональных знаний начальствующего состава, развитие у них умения творчески использовать передовой опыт и научные достижения;

повышение у начальствующего состава штабной культуры, уровня теоретических знаний и практических навыков в составлении и разработке оперативно-служебной документации и их применению в практической работе;



совершенствование практических навыков начальствующего состава по управлению силами и средствами на пожаре;

обучение начальствующего состава умению быстро производить выбор и расчет сил и средств, необходимых для тушения пожаров, и расстановке их с использованием эффективных схем развертывания сил и средств;

совершенствование навыков у начальствующего состава в организации обучения и воспитания подчиненных;

повышение служебного мастерства по линии специализации.




2.3. Организация учебного процесса


Занятия в ШПОМ проводятся в системе служебной подготовки на ежеквартальных одно- двухдневных учебно-методических сборах в учебных группах, состав которых определяется в начале каждого учебного года в территориальном органе МЧС России – приказом начальника территориального органа МЧС России.

Учет занятий ведется в учебном журнале по служебной подготовке.

Тематика занятий определяется настоящими указаниями и условиями работы подразделений пожарной охраны, а также с учетом задач, вытекающих из требований приказов и указаний МЧС России, результатов анализа оперативно-служебной деятельности, уровня подготовленности сотрудников и их интересов по специализации.

Тематические планы и расписания занятий утверждаются начальником территориального органа МЧС России и заблаговременно доводятся до руководителей занятий и слушателей (Приложения 1, 2). В порядке контроля и оказания методической помощи они могут обсуждаться на оперативном совещании.

Руководителями занятий в ШПОМ должны являться наиболее подготовленные работники территориального органа МЧС России, подразделений ФПС, командно-преподавательский состав учебных заведений МЧС России и специалисты научных учреждений.



2.4. Самостоятельная работа обучаемых

Самостоятельная работа – основной метод повышения квалификации начальствующего состава по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС (охраняемого района), новой пожарной техники, процессов развития и тушения пожаров на различных объектах, руководящих документов, пожарно-технической и другой специальной литературы, положительного опыта работы.

Каждый слушатель в течение учебного года обязан составить реферат или выполнить индивидуальное задание по одной из тем программы, разработать в полном объеме не менее одного оперативного плана пожаротушения или выполнить другое учебное задание. По выполненной работе дается заключение в форме рецензии или с обучаемым проводится собеседование.

2.5. Формы обучения

При проведении занятий в ШПОМ используются следующие методы обучения:

лекции;

семинары;

оперативно-тактическое изучение наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов, зданий и сооружений района выезда пожарных подразделений (общие особенности района выезда, отдельных участков района выезда);

решение пожарно-тактических задач;

групповые упражнения (деловые игры);

разбор пожаров.

Такие формы обучения как пожарно-тактические учения и стажировка при службе пожаротушения (при оперативных дежурных) планируются отдельными распорядительными документами территориальных органов МЧС России, пожарных подразделений (разделы VII-VIII настоящих Указаний).

2.6. В результате обучения в ШПОМ начальствующий состав обязан знать:

оперативно-тактические особенности особо важных и пожаровзрывоопасных объектов, охраняемых подразделениями ФПС;

тактико-технические данные пожарных автомобилей и оборудования, находящихся на вооружении подразделений ФПС, схемы их наиболее рационального использования;

тактические возможности пожарных подразделений;

наставления и указания, регламентирующие организацию и тактику тушения пожаров, меры по охране труда при несении службы и ведении действий по тушению пожара;

закономерности развития пожара, его параметры и сопровождающие явления;

огнетушащие вещества, приемы и способы их подачи;

методы расчета сил и средств, для тушения пожаров и принципы их расстановки;

назначение, устройство средств индивидуальной защиты органов зрения и дыхания (далее – СИЗОД) и средств радиосвязи, а также руководящие документы по их применению на пожарах, авариях и учениях.
2.7. В результате обучения в ШПОМ начальствующий состав обязан уметь:

правильно, с учетом сложившейся обстановки, определить решающее направление действий по тушению пожара, необходимое количество сил и средств для тушения пожара, принимать правильные решения по их рациональному использованию и обеспечивать успешное тушение пожара;