Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 358
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
при необходимости дать задание участникам занятия на самостоятельное более глубокое изучение участка района выезда, объекта, здания или сооружения;
выслушать замечания по противопожарному состоянию объекта и нарушениям, которые были выявлены в процессе занятия, обсудить с участниками занятия противопожарные мероприятия и предложить их к выполнению в установленном порядке;
обсудить с участниками занятия мероприятия, обеспечивающие успех тушения возможных пожаров на данном участке, объекте, в здании или сооружении и наметить меры по их реализации;
дать указание (задание) на корректировку карты, схемы, оперативного плана или карточки тушения пожара, справочника водоисточников и других оперативных документов, имеющих отношение к данному участку, объекту, зданию, сооружению района выезда;
дать при необходимости слушателям задание на дополнительное самостоятельное изучение оперативно-тактических особенностей объекта.
3.2.7. Контроль за качеством обучения
Начальник подразделения ФПС не реже одного раза в год принимает от начальствующего состава зачеты по знанию оперативно-тактических особенностей объектов, расположенных в районе выезда части, планировавшихся для самостоятельного изучения.
Весь начальствующий состав подразделений ФПС, допущенный к самостоятельному выезду на пожары в качестве РТП, должен не реже одного раза в три года сдавать зачеты комиссии территориального органа МЧС России по знанию руководящих документов, пожарной техники, оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС, наиболее важных и пожаровзрывоопасных объектов района выезда, основных требований к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре.
Порядок приема зачетов устанавливается приказом начальника территориального органа МЧС России.
Соответствие начальствующего состава, показавшего на зачетах неудовлетворительные знания, занимаемой должности определяет начальник территориального органа МЧС России.
Знание оперативно-тактических особенностей объектов, расположенных в районе выезда подразделения ФПС, начальниками подразделений и их заместителями проверяется должностными лицами территориального органа МЧС России при проверке деятельности подразделения ФПС.
Знание должностными лицами территориальных органов МЧС России руководящих документов, пожарной техники, наиболее важных и пожаровзрывоопасных объектов расположенных на территории субъекта Российской Федерации, требований к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре проверяется комиссиями МЧС России при проверке деятельности территориального органа МЧС России.
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.1. Общие положения
Занятия по решению пожарно-тактических задач (далее – задача) – основная форма обучения личного состава пожарных подразделений ведению действий по тушению пожара на конкретных объектах.
При решении задач совершенствуется тактическая подготовка начальствующего состава, отрабатываются навыки начальствующего состава по управлению личным составом при тушении пожаров, осуществляется комплексное обучение пожарных расчётов и караулов умелым и тактически грамотным действиям при тушении пожаров и спасанию людей.
В системе ШПОМ показательное решение задач проводится в ходе изучения оперативно-тактической характеристики объектов, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова, с привлечением дежурного караула пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект. Тактический замысел и порядок проведения показательного решения задач определяются руководителем занятия по изучению объекта.
Периодичность занятий по решению задач с личным составом устанавливается начальником пожарного подразделения (не реже раза в месяц с каждым дежурным караулом в дневное2 и ночное время), планируется расписанием занятий.
Руководителем занятий по решению задачи является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.
При проверке деятельности подразделения ФПС начальствующему составу подразделений ФПС может быть поставлена внезапная установка по решению задачи старшим начальником, службой пожаротушения (далее – СПТ), оперативным дежурным, уполномоченными сотрудниками ФПС территориального органа МЧС России.
4.2. Основные мероприятия, отрабатываемые при решении задач
Мероприятиями, отрабатываемыми при решении задач являются:
тренировка РТП по оценке обстановки на пожаре, проведению разведки, определению решающего направления действий по тушению пожара, выбору средств, способов и приемов тушения, действиям по организации встречи и расстановки сил и средств по повышенному номеру вызова до прибытия старшего начальника и управлению ими, рациональному использованию тактических возможностей подразделений;
тренировка личного состава;
подготовка личного состава к тушению пожаров в пожароопасных, важных, сложных по конструктивным и технологическим особенностям зданий и
сооружений в различных условиях днем и ночью;
совершенствование знаний и умений личного состава, необходимых при спасании людей и тушении пожаров;
формирование у личного состава морально-волевых качества и психологическую устойчивость;
отработка вопросов охраны труда;
проверка (оценка) готовности пожарного подразделения к ведению действий по тушению пожаров;
изучение тактические возможностей новых видов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, новых огнетушащие веществ, приемов и способов тушения пожаров.
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
Качество занятий по решению задач в решающей степени зависит от подготовки к их проведению.
Подготовка к занятиям включает в себя: подготовку руководителя, подготовку личного состава, посредников и средств материально-технического обеспечения, определение мер безопасности.
Подготовка руководителя занятий включает:
уяснение темы и учебной цели занятий;
подбор и изучение руководств и пособий;
выбор и изучение объекта занятий;
определение необходимых средств материального обеспечения;
разработка тактического замысла;
составление методического плана (составленным по аналогичной форме, указанной в приложении 3);
проведение инструктажа с начальниками караулов и командирами отделений;
организация подготовки личного состава к занятию.
Уяснить тему означает раскрыть ее содержание, представить объем и сущность вопросов, вытекающих из темы. Уясняя цель, руководитель занятий обязан отчетливо знать объем знаний, имеющихся у обучаемых по данной теме.
Учебная цель занятий определяется задачами тактической подготовки, содержанием темы, составом обучаемых, степенью их подготовленности и временем, отводимым на занятия.
Цели занятия могут быть следующими: ознакомить и показать, научить, тренировать и проверить.
Цель «ознакомить и показать» ставится при отработке тем, планируемых впервые, а также при изучении объекта в оперативно-тактическом отношении;
«научить» - когда у обучаемых необходимо выработать определенные навыки и умения;
«тренировать» - когда требуется закрепить навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях, при отработке оперативных планов и карточек пожаротушения, районных планов привлечения сил и средств;
«проверить» - при проверке боеготовности дежурных караулов (пожарных расчётов) к ведению действий по тушению пожаров на объектах различного назначения, в сложных условиях, днем и ночью.
С учетом обстановки и степени подготовленности личного состава указанные цели могут объединяться. В этом случае задача будет решаться в комплексе.
После этого для дальнейшей подготовки необходимо подобрать руководства и пособия, изучить соответствующую рекомендованную литературу, обзоры, описания пожаров, наставления и другие руководящие документы, проанализировать развитие пожаров, имевших место в аналогичных зданиях и сооружениях.
Важным в деятельности руководителя при подготовке практических занятий является выбор и изучение объекта занятий.
Выбор объекта следует осуществлять с учетом того, чтобы на нем воссоздать особенности условий для действий по тушению пожара подразделений, привлекаемых на занятия по отрабатываемой теме.
При выборе объекта руководитель должен учитывать следующее: пожарную опасность производства, место возможного возникновения пожара, определение путей и скорости распространения огня, возможную зону задымления, возможность опасности для жизни людей, условия для взрыва установок, оборудования и обрушения конструкций, вскипания и выброс жидкостей из резервуаров, загазованность и другие явления, которые могут сопровождать пожар на данном объекте, необходимость защиты оборудования, сырья, готовой продукции и т. п. Оценивая это, руководитель обязан мысленно прогнозировать действия подчиненных по тушению пожара.
После выбора объекта руководитель должен согласовать с его руководством вопросы, относящиеся к срокам проведения занятия, привлечению числа пожарных подразделений и добровольных дружин, возможности осуществления действий по тушению пожара с максимальной приближенностью к реальным условиям, и изучить его оперативно-тактические возможности. На объекте он должен определить:
место пожара и его обстановку к моменту прибытия подразделений;
возможность использования первичных и стационарных средств пожаротушения;
источники противопожарного водоснабжения, которые могут быть использованы;
расстановку имеющихся сил и средств, необходимость вызова дополнительной помощи;