Файл: Министерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ II. Школа повышения оперативного мастерства
повышение служебного мастерства по линии специализации.
2.3. Организация учебного процесса
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.2.5. Подготовка руководителя к занятию
3.2.6. Подведение итогов обучения
РАЗДЕЛ IV. Решение пожарно-тактических задач
4.3. Подготовка руководителя к решению задачи
4.4. Порядок и методика проведения занятия
РАЗДЕЛ V. Групповые упражнения (деловые игры)
5.4. Подготовка руководителя и обучаемых к занятию
5.5. Проведение группового упражнения
5.6. Разбор группового упражнения
6.2. Проведение разборов пожаров
РАЗДЕЛ VII. Пожарно-тактические учения
7.3. Подготовка руководителя учения,
7.4. Подготовка посредников и имитаторов
работать со специальными агрегатами и техническим оборудованием пожарных автомобилей, пользоваться средствами связи, уверенно работать в СИЗОД;
методически правильно организовывать и проводить пожарно-тактические занятия и учения (теоретические и практические);
изучать пожары и действия личного состава при тушении пожаров, оформлять результаты изучения, организовывать и проводить разбор пожаров;
составлять планы и карточки тушения пожаров, расписание выезда, планы привлечения сил и средств для тушения пожаров в районе, инструкции взаимодействия с различными службами города (района, объекта) и другие документы по вопросам пожаротушения;
организовывать контроль за выполнением отданных приказов и распоряжений и добиваться строгого и своевременного их выполнения.
РАЗДЕЛ III. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда
3.1. Изучение оперативно тактической характеристики района выезда лицами начальствующего состава, вновь прибывшими в пожарное подразделение
Лица начальствующего состава, вновь прибывшие в подразделения ФПС, в течение одного месяца обязаны изучить:
оперативно-тактические особенности района выезда (начальствующий состав объектовых подразделений изучает пожарную опасность технологического процесса производства и оперативно-тактические особенности всех зданий и сооружений охраняемого объекта и противопожарное водоснабжение);
тактико-технические данные пожарной техники, находящейся на вооружении данного подразделения ФПС, порядок ее использования при ликвидации пожаров;
руководящие документы, определяющие особенности организации тушения пожаров в районе выезда.
После изучения оперативно-тактических особенностей района выезда лица начальствующего состава, вновь прибывшие подразделение ФПС, должны, совместно с начальником подразделения ФПС или его заместителем отдежурить во главе караула не менее трех дежурств.
По истечении отведённого срока вновь прибывший начальствующий состав обязан сдать зачеты на право самостоятельного выезда на пожары во главе караула комиссии, состоящей из руководящего и оперативного состава ФПС, назначенной приказом начальника территориального органа МЧС России. В республиканских, краевых и областных центрах в состав комиссии включаются сотрудники территориального органа МЧС России.
На основании протокола комиссии допуск к самостоятельному выезду на пожары оформляется приказом.
3.2. Изучение оперативно-тактической характеристики района выезда в системе ШПОМ
3.2.1. Общие положения
Оперативно-тактическое изучение района выезда, отдельных объектов, зданий и сооружений является одним из основных видов тактической подготовки и проводится с целью получения комплекса специальных знаний и навыков, обеспечивающих квалифицированное руководство действиями по тушению возможных пожаров в конкретных условиях.
Изучение оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС, отдельных участков, объектов, зданий и сооружений проводится в составе группы или самостоятельно под контролем начальника или заместителя начальника подразделения ФПС.
Оперативно-тактическое изучение объектов, зданий и сооружений, на которые предусмотрен повышенный номер вызова, в том числе за пределами границ района выезда подразделений ФПС, организует старшее оперативное должностное лицо ФПС территориального органа МЧС России (не реже чем раз в квартал). На эти занятия привлекается весь начальствующий состав, который привлекается к тушению пожаров на указанных объектах по повышенным номерам вызова. В республиканских, краевых, областных центрах к изучению таких объектов привлекаются сотрудники территориальных органов МЧС России.
Занятия могут проводиться полностью на местности или в классе с последующим уточнением необходимых вопросов на местности в составе группы или самостоятельно.
Лица, отсутствующие на занятиях, изучают район выезда самостоятельно и сдают зачеты непосредственному начальнику.
3.2.2. Изучение общих оперативно-тактических особенностей района выезда
Изучение общих оперативно-тактических особенностей района выезда проводится с целью приобретения начальствующим составом необходимых знаний о планировке и характере застройки района, транспортных магистралей, улиц и проездов, о расположении и пожарной опасности наиболее важных объектов, о системе и характеристике противопожарного водоснабжения, определения кратчайших путей следования к месту вызова.
Основными источниками сведений для оперативно-тактического изучения района выезда являются: план (карта) района выезда, планы и карточки пожаротушения и самостоятельная работа на местности.
Занятия по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда следует начинать с ознакомления с планом города, района, общими сведениями о районе выезда. Практическое изучение района выезда на местности рекомендуется производить по специально разработанным маршрутам.
В процессе занятий начальствующий состав должен изучить и твердо знать:
границы района выезда, расположение, наименование и характеристику основных транспортных магистралей, улиц, переулков, площадей, набережных, порядок нумерации зданий на них;
размещение, характер застройки и общую планировочную структуру жилых микрорайонов и кварталов (плотность застройки, этажность зданий, огнестойкость их, разрывы и т.д.);
место расположения и общую пожарную опасность наиболее важных промышленных предприятий, складских, административных, общественных зданий (детские сады и лечебные учреждения, объекты с массовым пребыванием людей) и зданий повышенной этажности, места хранения сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и взрывчатых веществ;
характеристику систем наружного противопожарного водоснабжения района выезда, трассировку и диаметр водопроводных сетей и расположение на них пожарных гидрантов, расположение и емкости пожарных водоемов, естественных и искусственных водоисточников и подъездов к ним, возможность использования источников водоснабжения для целей пожаротушения;
средства связи, сигнализации, автоматического пожаротушения, которые можно использовать при пожарах;
безводные участки района выезда;
участки с неудовлетворительными подъездами к водоисточникам и водозаборам, особенности организации тушения пожаров на этих участках;
оперативную документацию, регламентирующую организацию тушения пожаров в районе выезда и порядок взаимодействия со специальными службами.
Во время групповых занятий по изучению оперативно-тактических особенностей района выезда подразделения ФПС, руководитель занятий по заранее разработанному плану решает с начальствующим составом отдельные тактические задачи по организации тушения возможных пожаров, расстановке пожарных автомобилей на водоисточники, выбору целесообразных вариантов подачи расчетного количества воды при удаленных водоисточниках, а также по расчету сил и средств.
В конце занятия проверяются полученные знания об оперативно-тактических особенностях района, путём постановки вопросов о расположении отдельных объектов, целесообразных путей следования к ним, о характере водоснабжения отдельных участков района и объектов.
3.2.3. Изучение оперативно-тактических особенностей отдельных участков района выезда
Для наиболее полного и глубокого изучения района выезда выделяют отдельные характерные объекты, безводные участки, участки района выезда, имеющие плохие подъездные пути (плотную сгораемую застройку, здания повышенной этажности и др.) и определяют очередность и время для изучения каждого из них.
Изучение оперативно-тактических возможностей отдельных объектов, участков района выезда проводится с целью детального ознакомления с характерными особенностями этих участков, выработке навыков по организации тушения возможных пожаров и работе тыла в конкретных условиях этого участка.
В процессе занятий начальствующий состав должен изучить и твердо знать:
планировку кварталов, расположение наиболее важных и пожароопасных промышленных предприятий, зданий повышенной этажности, культурно-зрелищных, детских, лечебных и учебных учреждений, торговых, складских зданий и сооружений;
характер застройки (плотность, этажность, огнестойкость, противопожарные разрывы), характеристики и состояние дорог, расположение мостов, железнодорожных переездов и водных преград;
противопожарное водоснабжение: системы и диаметр водопроводных сетей, расположение пожарных гидрантов, водоемов и других водоисточников, состояние подъездов к ним. В безводных участках определяется возможность и целесообразность подачи воды вперекачку или подвозки ее к месту пожара автоцистернами, ближайшие пункты и варианты заправки автоцистерн водой или организации ее подвозки;
необходимые запасы пенообразователя и других специальных огнетушащих веществ для тушения пожаров, особенности их применения и выбора в зависимости от принципа прекращения горения;
варианты наиболее выгодного использования пожарной техники при тушении возможных пожаров, а также кратчайшие пути и способы прокладки рукавных линий с разных направлений;
целесообразные схемы связи, информации, управления и взаимодействия при пожарах на участке;
рациональные маршруты следования пожарных автомобилей к наиболее важным и пожароопасным объектам с учетом интенсивности транспортного потока в различное время суток.
При изучении оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, участков, как при изучении общих оперативно-тактических особенностей района выезда, руководитель занятий организует решение тактических задач по тушению возможных пожаров, расчету сил и средств, для их ликвидации, перекачке воды и подвозке ее к месту пожара и др.
При необходимости, изучение особенностей отдельных участков района выезда может заканчиваться вызовом подразделений для испытания водопроводных сетей на водоотдачу путем отбора воды с помощью пожарных насосов.