Файл: Государственные финансы и государственный бюджет (2 часа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высоких технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.
3 вопрос лекции: « Виды национализации»
XX век знает две формы национализации: социалистическую и капиталистическую
(кейнсианскую).
Социалистическая национализация частной собственности в массовом порядке стала проводиться после Октября 1917 г. В результате этого в СССР исчезли все формы частной собственности и сформировалась единая государственная собственность. При этом предприятия просто объявлялись собственностью трудового народа, а их бывшие владельцы не получали никакой компенсации. Предприятия сельского хозяйства именовались коллективными хозяйствами (колхозами), но на деле и эта форма являлась разновидностью государственной собственности. В результате экономическая система СССР (и других социалистических стран мира) состояла из одних государственных предприятий, действовавших строго по плану, который устанавливался «сверху», вышестоящими органами планирования. Они по государственным каналам получали необходимые ресурсы: сырьё, материалы, денежные средства, рабочую силу (ставки заработной платы также устанавливались на самом «верху» власти). Эти предприятия, конечно, не могли конкурировать, и конкуренцию заменили соревнованием. Среди государственных предприятии были успешные, хорошо выполнявшие производственные задачи, однако в целом эта система не могла быть эффективной. В конечном счёте именно неэффективность планово-командной экономики в её догматических формах и неспособность властей её реформировать (хотя бы по примеру Китая) привели к поражению в глобальном соревновании с капитализмом и предопределили крах всей социалистической системы. В августе 1991г. Верховный Совет РФ объявил о политике трансформации социализма в современный социальный капитализм. Так начался переходный период в развитии России. На такой же путь, хотя и с определённой спецификой, стали и бывшие союзные республики.
Восточноевропейские социалистические страны избрали путь восстановления капитализма в своих странах несколько ранее, в 1989–1990 гг., когда были распущены военно-политический блок (Варшавский договор) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
Капиталистическая (кейнсианская) национализация – принципиально другой тип национализации. Он осуществлялся в развитых странах в 30–40-х гг. XX столетия и в последующие годы. В условиях кризиса 1929–1933 гг. правительства использовали набор традиционных методов регулирования, который не давал никаких результатов. Тогда они прибегли к методам, которые предложил английский экономист Кейнс, – непосредственное
(прямое) участие государства в предпринимательской деятельности и общественных работах через создание системы государственных предприятий. Государства приступили к политике национализации. При этом национализации подвергались, во-первых, те частные предприятия (в том числе в финансово-банковской сфере), которые терпели бедствие, во-вторых, бывшим собственникам выплачивались денежные компенсации в зависимости от их ценности. В результате под контролем государства во всех западных странах оказались крупные сектора и предприятия промышленности, энергетики, транспорта, добывающей, автомобильной, химической, текстильной, оборонной промышленности и торговли, банки, страховые компании и пр.
Во Франции, Германии, Канаде, Великобритании, Японии и Италии правительства вкладывали огромные средства для модернизации национализированных предприятий, а также для создания новых отраслей, например, аэрокосмической, атомной, радиоэлектронной и средств связи, военной и гражданской авиации. В послевоенные годы предприятия в этих странах (за исключением США) были слабыми и не могли справиться с восстановлением разрушенной войной экономики и её модернизацией.
Денационализация (приватизация) была вызвана тем, что обстановка в странах Западной
Европы существенно изменилась к концу 70-х гг. XX столетия. Частные корпорации и банки сильно укрепились и стали на равных конкурировать с американскими фирмами на мировых

рынках. С начала 80-х гг. во всех капиталистических странах, а также в развивающихся странах началась буквально волна денационализации. Государственные предприятия передавались в частный сектор физическим и юридическим лицам. В соответствии с новой экономической политикой (неолиберальной), пришедшей на смену кейнсианству, государство стало «уходить» из сферы предпринимательства, сосредоточив свою деятельность на косвенных формах воздействия (законодательстве, госбюджете, налоговой политике и т.д.). В каждой из стран эта политика проводилась по-своему. В одних (например, в Великобритании) приватизация была полной, в других (Франции, Канаде) в государственной собственности оставалось довольно много предприятий, в третьих (ФРГ, Италии) участие государства в компаниях имело форму акционерного капитала (часть акций принадлежала государству) и т.д. В США государство выступает собственником крупных массивов земли и лесных богатств, а также целой группы военно-космических, энергетических и иных объектов, но принципиально не участвует в предпринимательских проектах.
Записать определения в экономический словарь:
Национализация
Переход частной собственности на основные объекты хозяйства
(земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально- экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.
Приватизация
(
частный)
П
ередача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.
Денационализация
Представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.
Реприватизация
Возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников.
Разгосударствление
Переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Глава 15. Государство и экономика
Лекция № 15.2
Тема: «Формы участия государства в современных условиях» (2 часа)
Вопросы лекции
1. Государственное регулирование экономики.
2. Формы участия государства в экономике.
Литература:
Экономика 11 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник / Р.И. Хасбулатов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 156, (4) с.: ил. (стр.40-51).
В результате освоения предмета ОУД.10 Экономика обучающийся должен обладать
предусмотренными ФГОС среднего общего образования


- личностными результатами:
− Л.2 формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
- метапредметными результатами:
− М.3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина
Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции
Российской
Федерации;
− М.4 генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
- предметными результатами:
− П.1 сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
− П.6 умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей;
– З.2 этапы становления рыночной экономики.
Основные понятия:
Государственное регулирование экономики
- целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений
государства и экономики:
1. Меркантилизм.
2. Физиократы.
3. Классическая школа политэкономии.
4. Неоклассическая школа.
Тезисы лекций:
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике
На государство в системе государственного регулирования возлагаются следующие основные задачи: а) Создание правовой основы. б) Обеспечение надлежащего правопорядка. в) Стабилизация экономики. г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. д) Защита конкуренции. е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.
Для контроля за деятельностью частного бизнеса существует система государственной регистрации юридических лиц в органах юстиции, а также инструменты лицензирования,
стандартизации, сертификации, экологического контроля.
Вопросы для закрепления:
1. Что понимается под государственным регулированием экономики?
Каковы его цели?
2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?
Тема: «Формы участия государства в современных условиях»


1 вопрос лекции: «Государственное регулирование экономики»
Государство играет большую роль в регулировании общественной жизни. Экономическая сфера общества не является исключением. Исторически так сложилось, что при разных типах экономических систем влияние государства на экономику было различно. В условиях традиционной экономической системы оно незначительно, а в условиях административно- командной — всеобъемлюще.
Государственное регулирование экономики
- целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.
Объекты государственного регулирования
1. Экономика.
2. Социальная сфера.
3. Конфликтные и чрезвычайные ситуации.
К базисным для любого общества функциям государства (направлениям
регулирования) относятся:
• определение стратегии развития;
• гарантирование прав собственности;
• партнерские отношения с частным и смешанным секторами;
• финансовая, денежная, социальная политика;
• поддержание общественного порядка;
• оборона.
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны. Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства, независимо от типа экономической системы.
В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений
государства
и
экономики:
1. Меркантилизм: активное вмешательство государства в экономику необходимо. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого являлись меркантилисты, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке должно способствовать накоплению золота и серебра в стране, проводить политику развития и защиты собственной промышленности.
2. Физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип свободы, свободы торговли в первую очередь. Главная функция государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
3. Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь.
Государство должно выполнять три обязанности:
- ограждать общество от насилия и вторжений других обществ;
- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;
- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.
4. Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.
На государство в системе государственного регулирования возлагаются следующие основные задачи:

а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции. б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности.
Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово- кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. е)
Разработка,
принятие
и
организация
выполнения
хозяйственного
законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.
Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.
Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.
Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.
Условиями для вмешательства государства могут быть: а) требования национальной безопасности; б) социальная напряженность в обществе; в) негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.); г) ухудшение состояния окружающей среды.
Объектами
государственного
регулирования
в
экономической
сфере являются:
1. экономический цикл;
2. структура хозяйства (отраслевая, региональная и пр.);
3. условия накопления капитала;
4. занятость;
5. денежное обращение;
6. платежный баланс;7. цены;
8. условия конкуренции;
9. социальные отношения и социальное обеспечение;
10. подготовка и переподготовка кадров;
11. окружающая среда;
12. внешнеэкономические связи.
Цели государственного регулирования экономики: