Файл: Демографическая ситуация в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 985

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • эмиграция (движение вне рассматриваемой территории)

  • миграция (движение в рамках рассматриваемой территории)

  1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ НАСЕЛЕНИЯ:

–    численность населения

  • структурный состав населен

4 фазы демографического перехода:

1-я фаза характеризуется высоким уровнем рождаемости и смертности, естественного прироста и молодой возрастной структурой населения. (В  России состоялась в 20-30 – е годы XX века)

2-я фаза – падением рождаемости и смертности, высоким естественным приростом населения, которое расценивается как демографический бум. (В  России состоялась в 1940-1960 годы)

3-я фаза – снижением рождаемости при нарастании смертности, снижением естественного прироста, постарением населения. (В  России состоялась в 1960-1990 годы на фоне социально-экономического кризиса с более высокими, нежели в странах Европы показателями смертности).

4-я фаза – устойчивым равенством рождаемости и смертности  на у-не низкого естественного прироста населения и преобладании пожилой возрастной структуры населения. (В  России началась с 1991 года в социально и экономически развитых регионах)

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.


В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:



– ухудшение социального статуса большинства детей;

– изменение качества питания;

– воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

– нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

– медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

– введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

 Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют три группы факторов:


1.Факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

  1. Образ жизни;

  2. Состояние окружающей среды.

Факторы риска – факторы, оказывающих воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

Характеристика факторов риска в зависимости от времени возникновения

Факторы риска

Характеристика

1. ПРЕНАТАЛЬНЫЕ

(период беременности):

Социально-биологические

 

Акушерско-гинекологические

 

Осложнения беременности

 

 

Экстрагенитальные заболевания у матери

 

Оценка состояния плода

 

возраст матери до 20 лет, старше 30 лет, профессиональные вредности, вредные привычки, рост(150 см и менее) и масса тела матери (на 25% выше нормы)

паритет:4-7, 8-е роды и более, аборты, преждевременные роды, аномалии развития, бесплодие и др.

ранний, поздний токсикоз, водянка, нефропатия, эклампсия, кровотечение в 1 и2 половине беременности, Rh и АВО-несовместимость, много-, маловодие и т.д.

сердечнососудистые заб-я, б-ни почек, диабет, заб-я щитовидной железы, анемия, миопия, острые инфекции, хронические специфические инфекции

гипотрофия, гипоксия, изменение вод при амниоскопии и др.

 

2. ИНТРАНАТАЛЬНЫЕ

(период родов)

затяжные или стремительные роды, слабость родовой деятельности, длительный безводный период, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповиной, применение акушерских методов родовспоможения, асфиксия новорожденного

 

3. НЕОНАТАЛЬНЫЕ

(от момента родов до 28 дня)

недоношенность, переношенность, дети из двоен, дети с массой 4 кг и более, стойкая желтуха, отклонения в акте сосания, мышечная гипотония, повышенная сонливость или возбудимость, гнойничковые заболевания у матери, мастит, высокий у-нь стигматизации

 

4. ПОСТНАТАЛЬНЫЕ

(28 дней – 1год)

раннее искусственное вскармливание, несоответствие режима сна и кормления возрасту, рахит, анемия, гипотрофия, аллергический диатез, острые заболевания в первые 3 месяца жизни, частое применение антибиотиков, неполная семья, неудовлетворительные бытовые условия, плохой психологический климат, противоречивое воспитание


Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени, различают возраст:

хронологический (паспортный, или календарный)  — период от рождения до момента исчисления;

биологический, характеризует биологическое состояние организма на данный момент времени, определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных изменений в организме.

Основными критериями биологического возраста считаются:  

  • половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

  • скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

  • зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

  • показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений

Возрастные периоды — это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов

Периоды детского возраста

Длительность

1. Антенатальный (внутриутробный)

зачатие – 280 дней

2. Неонатальный (новорожденности):

· ранний неонатальный

· поздний неонатальный

0 –28 дней

0 – 7 дней

8 – 28 дней

3. Период младенчества (грудной или младший ясельный)

28 дней – 1 год

4. Преддошкольный (старший ясельный)

1 год – 3 года

5. Дошкольный

3 года – 6 лет

6. Младший школьный возраст

6 лет – 12 лет

7. Подростковый (старший школьный), пубертатный

12 лет – 16 лет

8. Юность

16 лет – 24 год