Файл: Демографическая ситуация в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 984

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ИХ ОЦЕНКА:

  1. I. Первый критерий здоровья – ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗОВ.

  2. Оценка генеалогического анамнеза производится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда) не менее 3-х поколений, включая пробанда, содержащей информацию о родственных отношениях в семье, числе кровных родственников в каждом поколении, состоянии здоровья, причинах смерти.  Для количественной оценки анамнеза используют:1)индекс отягощенности (ИО), который равен отношению общего числа длительно текущих хронических заболеваний, врожденных пороков развития у всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда. При ИО более 0,7 генеалогический ан-з считается неблагополучным. 2)Направленность отягощенности по наиболее частому заболеванию  равна отношению числа данного заболевания среди всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда и вероятна при ИО более 0,4.

2.Оценка биологического анамнеза включает в себя сведения об особенностях течения антенатального,  интранатального, постнатального периодов, оценивается путем опроса матери, анализа информации в обменной карте.

Возрастные периоды

Оценка биологического анамнеза

Благополучен   

Не благополучен   

Антенатальный период

(беременность по счету, протекание беременности)

Беременность без особенностей

Токсикоз, угроза прерывания, острые заболевания, обострения хронических заболеваний у матери, предыдущие аборты, выкидыши

Интранатальный период (роды по счету, протекание родов)

Роды без особенностей

Стремительные, преждевременные роды, обвитие пуповиной вокруг шеи плода(интранат.ф. р.), асфиксия, отслойка плаценты

Постнатальный период (вскармливание,  заболевания новорожденного)

Вскармливание естественное,  новорожденный здоров

Раннее искусственное вскармливание неадаптированными смесями,  недоношенность, переношенность, дети из двоен, дети с массой 4 кг и более, отклонения в акте сосания, асфиксия, ГБН, гипотрофия, рахит, анемия

  1. Оценка социального анамнеза проводится путем опроса матери по следующим параметрам:


Параметры

Оценка социального анамнеза

Благополучен  

Не благополучен   

Полнота  семьи: – отец или ближайшие родственники матери

есть

  нет

Образовательный у-нь членов семьи:

– высшее или среднее специальное образование

 

есть

 

нет

Психологический ми кроклимат семьи:

 – отношения в семье

 – вредные привычки

 

дружные

нет

 

грубые

есть

Жилищно-бытовые условия (отдельная благоустроенная квартира, дом)

есть

 Нет

Материальная обеспеченность: доход на одного члена семьи

не менее 2000 руб.

 менее 2000 руб.

 II. Второй критерий  ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ФР)– динамический процесс роста и биологическое созревание. Параметрами ФР являются( масса, рост, окр. груди, окр. головы).

 АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

  1. Определить возраст:

за 1мес. считают возраст от 16 дней до 1 мес. 15 дней,

за 2 мес. – 1 мес. 16 дней – 2 мес. 15 дней

за 3 мес. – 2 мес. 16 дней – 3 мес 15 дней  и т.д.

  1. Провести антропометрию (с помощью весов, ростомера)

  2. Определить вариант физического развития:

а) Центильный метод  (наиболее точный) проводится при помощи  центильных таблиц. Центиль – сотая часть вариационной шкалы.  Любой из параметров ФР (m, l , окр. гол., окр. гр.) включается в свою область или «коридор» (пространство между числами) центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно сформулировать оценочное суждение.

 Варианты  оценки массы (М):

Дефицит массы (ДМТ)- масса ниже нормы

Нормальная

масса (N)

Избыток массы (ИМТ) масса выше нормы

II степени

I степени

I степени

II степени

До 3 Ц

От 3 Ц до 10 Ц

От 10 Ц до 90 Ц

От 90 Ц до 97 Ц

От 97 Ц


 Варианты оценки роста (L):

  Гипосомия (рост ниже нормы)

 Нормосомия (в норме)

Гиперсомия (выше нормы)   

до 10 Ц

От 10 Ц до 97 Ц

От 97 Ц

При несоответствии массы и роста норме назначаетсяобследование и консультирование у специалистов

 б) Ориентировочный метод оценки ФР проводится  по формулам физического развития:

 Окружность головы – увеличиваетсяпо 1 см ежемесячно на первом году жизни.

Окружность груди – по 1,2 см на первом году жизни.

 

Масса (М) на первом году жизни

Рост (L) на первом году жизни

М 0-6мес. = Мр + (700 x n)

М 7-12 мес. = Мр + 4200 + 500 x  (n – 6)

(n-число месяцев, Мр–масса при рождении)

1-3 мес.- по 3,0 см (за  3мес.+ 9 см)

4-6 мес.- по 2,5 см (за следующие 3 мес. + 7,5см)

7-9 мес.- по 2,0 см (за следующие 3 мес. + 6 см)

10-12 мес.- по 1,0 см (за следующие 3 мес. + 3см)

 Варианты  оценки массы (М):дефицит массы тела (ДМТ)- масса ниже нормы, избыток массы тела (ИМТ) – масса выше нормы, нормальная масса (N); Варианты оценки роста (L):гипосомия (рост ниже нормы), нормосомия (в норме) гиперсомия (выше нормы).

  1. Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у

Этапы,

месяцы жизни

Развитие  безусловных физиологических рефлекс сов

Развитие  условных рефлексов   

1-я сигнальная система

(развитие органов чувств)

и особенности поведения

2-я сигнальная система

(развитие речи)

1-й

 

до 1мес.

Ребенок рождается с оральными (сосательным глотательным) и спинальными рефлексами (хватания, охватывания, ползания, защитным и др.)

Хорошо развиты с рождения вкус и обоняние, осязание, менее – слух и зрение (ребенок в основном спит, реагирует на звуковые, зрительные впечатления,  начинает следить за движущимся предметом, но быстро теряет его)

С 2-х недель жизни изменение  интонации крика на неприятное ощущение

2-й

 

1-3 мес.

Постепенное угасание рефлексов

Более длительно, спокойно бодрствует, следит за игрушкой, появляются слезы, с 3-х месяцев появляется комплекс оживления (когда с ним разговаривают активно двигается, улыбается)

с 2-х месяцев –  формирование гуления (произносит гласные звуки, напоминающих а или э)

3-й

 

3- 6мес.

Полное угасание рефлексов к 3-4 месяцам

Длительно бодрствует, улыбается, громко смеется, к  5-ти месяцам отличает своих от чужих

с 3-х месяцев длительно гулит произносит гортанные цепочек ррр,

с 6-ти месяцев формирование

лепета, произношения отдельных слогов (это зачатки будущей речи)

4-й

 

6-12 мес.



Выполняет движения по просьбе, выполняет действия с предметами

С 7-ми месяцев формирование сенсорной речи, т.е. способности связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом (поисковая зрительная р-ция на вопрос где, ответное действие на просьбу помахать ручкой, сделать ладушки)

С 11-ти месяцев формирование моторной речи, т.е. произношения отдельных слов (до10-12 к году)


III. Третий критерий  НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НПР) . В зависимости от рефлекторной деятельности выделяют 4 этапа нервно-психического развитияребенка (поведенческой р-ции):

 

Оценка НПР проводится по ведущим линиям развития:  анализаторы зрения (АЗ), слуха (АС), эмоции(Э), движения общие(ДО), руки и действия  с предметами(ДРП), речь активная (РА), понимание речи(РП), навыки(Н),  сенсорное развитие(С), игра и действия с предметами(И). На 1-м году таких ведущих линий 8 (АЗ,  АС,  Э,  ДО,  ДРП, РА,  РП, Н); на 2-м году – (ДО, РА, РП, Н, С, И); на 3-м году – 5 линий (ДО, РА, Н, С, И).

 

Алгоритм оценки НПР:

  1. Определить возраст ребенка и эпикризный  срок, равный 1 месяцу на 1-м году, 3 месяцам – на 2-м году,  6 месяцам – на 3-м году, далее 1 году)

 

  1. Определить уровень ведущих линий развития(по таблице стандартов) и выяснить, есть ли задержка НПР.

 

  1. Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группы и степени НПР:

Степени НПР  (I-III групп) определяются по числу линий развития:

Линии развития

Возраст ребенка

Группы НПР определяются  по соответствию линий развития возрасту:

I степень

II степень

III  степень

I группа

II группа

III группа

IV группа

при отставании по 1-2 линиям развития

при отставании по 3-4 линиям развития

при отставании по

5-7 линиям развития

Аз –

Ас –

Э   –

До –

Др –

Ра –

Рп –

Н  –

           мес.

мес.

мес.

мес.

мес.

мес.

мес.

мес.

При соответствии  возрасту всех линий развития

При отставании на эпикризный срок

При отставании на

2 эпикризных срока

 

При отставании на

3 эпикризных срока

 

 Сделать запись в истории развития ребенкаф №112/у

  1. IV. Четвертый критерий: РЕЗИСТЕНТНОСТЬ– это возможность противостоять инфекции, понижение её, проявляется острыми заболеваниями.  Является сниженной, если ребенок болеет 3-4 раза в год и более.