ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 984
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ИХ ОЦЕНКА:
-
I. Первый критерий здоровья – ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗОВ. -
Оценка генеалогического анамнеза производится путем составления родословной семьи ребенка (пробанда) не менее 3-х поколений, включая пробанда, содержащей информацию о родственных отношениях в семье, числе кровных родственников в каждом поколении, состоянии здоровья, причинах смерти. Для количественной оценки анамнеза используют:1)индекс отягощенности (ИО), который равен отношению общего числа длительно текущих хронических заболеваний, врожденных пороков развития у всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда. При ИО более 0,7 генеалогический ан-з считается неблагополучным. 2)Направленность отягощенности по наиболее частому заболеванию равна отношению числа данного заболевания среди всех родственников к общему числу родственников, без учета пробанда и вероятна при ИО более 0,4.
2.Оценка биологического анамнеза включает в себя сведения об особенностях течения антенатального, интранатального, постнатального периодов, оценивается путем опроса матери, анализа информации в обменной карте.
Возрастные периоды | Оценка биологического анамнеза | |
Благополучен | Не благополучен | |
Антенатальный период (беременность по счету, протекание беременности) | Беременность без особенностей | Токсикоз, угроза прерывания, острые заболевания, обострения хронических заболеваний у матери, предыдущие аборты, выкидыши |
Интранатальный период (роды по счету, протекание родов) | Роды без особенностей | Стремительные, преждевременные роды, обвитие пуповиной вокруг шеи плода(интранат.ф. р.), асфиксия, отслойка плаценты |
Постнатальный период (вскармливание, заболевания новорожденного) | Вскармливание естественное, новорожденный здоров | Раннее искусственное вскармливание неадаптированными смесями, недоношенность, переношенность, дети из двоен, дети с массой 4 кг и более, отклонения в акте сосания, асфиксия, ГБН, гипотрофия, рахит, анемия |
-
Оценка социального анамнеза проводится путем опроса матери по следующим параметрам:
Параметры | Оценка социального анамнеза | |
Благополучен | Не благополучен | |
Полнота семьи: – отец или ближайшие родственники матери | есть | нет |
Образовательный у-нь членов семьи: – высшее или среднее специальное образование | есть | нет |
Психологический ми кроклимат семьи: – отношения в семье – вредные привычки | дружные нет | грубые есть |
Жилищно-бытовые условия (отдельная благоустроенная квартира, дом) | есть | Нет |
Материальная обеспеченность: доход на одного члена семьи | не менее 2000 руб. | менее 2000 руб. |
II. Второй критерий ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ФР)– динамический процесс роста и биологическое созревание. Параметрами ФР являются( масса, рост, окр. груди, окр. головы).
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:
-
Определить возраст:
за 1мес. считают возраст от 16 дней до 1 мес. 15 дней,
за 2 мес. – 1 мес. 16 дней – 2 мес. 15 дней
за 3 мес. – 2 мес. 16 дней – 3 мес 15 дней и т.д.
-
Провести антропометрию (с помощью весов, ростомера) -
Определить вариант физического развития:
а) Центильный метод (наиболее точный) проводится при помощи центильных таблиц. Центиль – сотая часть вариационной шкалы. Любой из параметров ФР (m, l , окр. гол., окр. гр.) включается в свою область или «коридор» (пространство между числами) центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно сформулировать оценочное суждение.
Варианты оценки массы (М):
Дефицит массы (ДМТ)- масса ниже нормы | Нормальная масса (N) | Избыток массы (ИМТ) масса выше нормы | ||
II степени | I степени | I степени | II степени | |
До 3 Ц | От 3 Ц до 10 Ц | От 10 Ц до 90 Ц | От 90 Ц до 97 Ц | От 97 Ц |
Варианты оценки роста (L):
Гипосомия (рост ниже нормы) | Нормосомия (в норме) | Гиперсомия (выше нормы) |
до 10 Ц | От 10 Ц до 97 Ц | От 97 Ц |
При несоответствии массы и роста норме назначаетсяобследование и консультирование у специалистов
б) Ориентировочный метод оценки ФР проводится по формулам физического развития:
Окружность головы – увеличиваетсяпо 1 см ежемесячно на первом году жизни.
Окружность груди – по 1,2 см на первом году жизни.
Масса (М) на первом году жизни | Рост (L) на первом году жизни |
М 0-6мес. = Мр + (700 x n) М 7-12 мес. = Мр + 4200 + 500 x (n – 6) (n-число месяцев, Мр–масса при рождении) | 1-3 мес.- по 3,0 см (за 3мес.+ 9 см) 4-6 мес.- по 2,5 см (за следующие 3 мес. + 7,5см) 7-9 мес.- по 2,0 см (за следующие 3 мес. + 6 см) 10-12 мес.- по 1,0 см (за следующие 3 мес. + 3см) |
Варианты оценки массы (М):дефицит массы тела (ДМТ)- масса ниже нормы, избыток массы тела (ИМТ) – масса выше нормы, нормальная масса (N); Варианты оценки роста (L):гипосомия (рост ниже нормы), нормосомия (в норме) гиперсомия (выше нормы).
-
Сделать запись в истории развития ребенка ф №112/у
Этапы, месяцы жизни | Развитие безусловных физиологических рефлекс сов | Развитие условных рефлексов | |
1-я сигнальная система (развитие органов чувств) и особенности поведения | 2-я сигнальная система (развитие речи) | ||
1-й до 1мес. | Ребенок рождается с оральными (сосательным глотательным) и спинальными рефлексами (хватания, охватывания, ползания, защитным и др.) | Хорошо развиты с рождения вкус и обоняние, осязание, менее – слух и зрение (ребенок в основном спит, реагирует на звуковые, зрительные впечатления, начинает следить за движущимся предметом, но быстро теряет его) | С 2-х недель жизни изменение интонации крика на неприятное ощущение |
2-й 1-3 мес. | Постепенное угасание рефлексов | Более длительно, спокойно бодрствует, следит за игрушкой, появляются слезы, с 3-х месяцев появляется комплекс оживления (когда с ним разговаривают активно двигается, улыбается) | с 2-х месяцев – формирование гуления (произносит гласные звуки, напоминающих а или э) |
3-й 3- 6мес. | Полное угасание рефлексов к 3-4 месяцам | Длительно бодрствует, улыбается, громко смеется, к 5-ти месяцам отличает своих от чужих | с 3-х месяцев длительно гулит произносит гортанные цепочек ррр, с 6-ти месяцев формирование лепета, произношения отдельных слогов (это зачатки будущей речи) |
4-й 6-12 мес. | – | Выполняет движения по просьбе, выполняет действия с предметами | С 7-ми месяцев формирование сенсорной речи, т.е. способности связывать слышимое слово с конкретным образом или предметом (поисковая зрительная р-ция на вопрос где, ответное действие на просьбу помахать ручкой, сделать ладушки) С 11-ти месяцев формирование моторной речи, т.е. произношения отдельных слов (до10-12 к году) |
III. Третий критерий НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НПР) . В зависимости от рефлекторной деятельности выделяют 4 этапа нервно-психического развитияребенка (поведенческой р-ции):
Оценка НПР проводится по ведущим линиям развития: анализаторы зрения (АЗ), слуха (АС), эмоции(Э), движения общие(ДО), руки и действия с предметами(ДРП), речь активная (РА), понимание речи(РП), навыки(Н), сенсорное развитие(С), игра и действия с предметами(И). На 1-м году таких ведущих линий 8 (АЗ, АС, Э, ДО, ДРП, РА, РП, Н); на 2-м году – 6 (ДО, РА, РП, Н, С, И); на 3-м году – 5 линий (ДО, РА, Н, С, И).
Алгоритм оценки НПР:
-
Определить возраст ребенка и эпикризный срок, равный 1 месяцу на 1-м году, 3 месяцам – на 2-м году, 6 месяцам – на 3-м году, далее 1 году)
-
Определить уровень ведущих линий развития(по таблице стандартов) и выяснить, есть ли задержка НПР.
-
Найти показатель с наибольшей задержкой по эпикризному сроку и по нему определить группы и степени НПР:
Степени НПР (I-III групп) определяются по числу линий развития: | Линии развития | Возраст ребенка | Группы НПР определяются по соответствию линий развития возрасту: | |||||
I степень | II степень | III степень | I группа | II группа | III группа | IV группа | ||
при отставании по 1-2 линиям развития | при отставании по 3-4 линиям развития | при отставании по 5-7 линиям развития | Аз – Ас – Э – До – Др – Ра – Рп – Н – | мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес. мес. | При соответствии возрасту всех линий развития | При отставании на 1 эпикризный срок | При отставании на 2 эпикризных срока | При отставании на 3 эпикризных срока |
Сделать запись в истории развития ребенкаф №112/у
-
IV. Четвертый критерий: РЕЗИСТЕНТНОСТЬ– это возможность противостоять инфекции, понижение её, проявляется острыми заболеваниями. Является сниженной, если ребенок болеет 3-4 раза в год и более.